Голкиперы Примеры Клаудио Браво: Ленивый рыцарь

«Месси и Маскерано — мои друзья, но в субботу мы будем по разные стороны и им придется примириться с тем, что я изо всех сил буду портить им настроение» — говорил Клаудио Браво. Голкипер Барселоны, капитан сборной Чили, чемпион Америки, лучший вратарь Примеры по опросу Сервантеса.

Перцы выиграли по пенальти. Фернандес, Видаль и Арангес били с надежностью автомата Калашникова, Игуаин стрелял по небесам, капитан вытащил удар Банеги, вновь перехитрившего самого себя, а Алексис Санчес сделал из решающего удара маленькое шоу, убедив Ромеро прыгнуть в левый угол и катнув мяч по центру.

Браво — лучший вратарь турнира. Хотя силу Чили предопределило то, что ему не приходилось спасать, владения охранялись очень добре. Просто когда он вступал в игру, он не подводил. Как это было в Барселоне, а ранее в Реале Сосьедад. В нем нет особого блеска и лоска, он не замечен в прыжках для Пионерской правды/Марки и не скандалит. Он просто надежен. Один из тех людей, на которых можно рассчитывать в любых обстоятельствах.

Мигель Рейна скептичен. «Не вижу в нем ничего особенного. Сложно себе представить, чтобы в мое время вратарь, отражая удар, заваливался бы за линию ворот вместо мяча. Спасибо еще, такие голы не засчитываются». Солнце тогда было ярче, небо яснее, трава зеленее, а люди лучше.

Или, все проще. В концепции Барселоны было два вратаря — молодой и перспективный и опытный, состоявшийся. 1-й номер отошел Рене тер Штегену, на 13 -й претендовали Браво и Пепе Рейна.

Его отец, сам в прошлом большой вратарь Кордовы, Барселоны и Атлетико, так и остался единственным критиком чилийца. Сам Пепе, в прошлом сезоне успешно подметавший лавку Баварии (сейчас он снова в Наполи, перенеся возвращение в Кордову на абстрактное Потом) отзывался о конкуренте очень доброжелательно. «Он — очень большой профессионал и я думаю, блауграна сделала правильный выбор. Знаю, что тер Штеген квалифицируется в Германии как один из талантов, наследник Нойера и так далее. Он, действительно, хорош. Но учиться нужно еще очень многому. Для начала, выиграть конкуренцию у человека, видевшего в футболе все».

Приехав в Сан-Себастьян в 2006-м, Браво сразу заявил, что намерен показать качество чилийских голкиперов. «Уже тогда весь мир знал Саласа, а Саморано был легендой. Сейчас, наверное, нет ни одного хоть как-то футбольного человека, не знающего, кто такие Алексис и Артуро. Большие игроки, безусловно. Я рад, что каждого из них могу назвать своим другом. Но сила Чили не только в них.

Исла, Медель, Арангес, Браво, вот так, чуть и о себе без ложной скромности, тоже не последние люди. В итоге, у нас получилась привилегированная команда. У нас были некие, сравнительно незначительные клубные достижения, но на уровне сборных мы не выигрывали ничего и никогда.

То, что случилось сейчас, можно разбирать с двух сторон. Узко  — нам на пользу пошло поражение в послематчевой серии от Бразилии на чемпионате мира, мы научились повышенной концентрации, неслучайно,  все наши в финале били так, что шансов вытащить просто не было, никто ни о чем не думал, был просто мяч, который нужно послать в ворота. И никаких посторонних мыслей.

Разумеется, кроме Санчеса, но он — лидер команды, немножечко актер, великолепный техник и у него было право на ошибку, там в любом случае, оставался удар в запасе. Потому сделал из решающего удара маленькое представление.

Аргентинцы сравнительно слабы в этом компоненте. Например, я еще до серии сказал, что два удара они не забьют. Естественно, забьет Месси. Я прекрасно знаю, как он бьет, но мне это помогло еще меньше, чем Ромеро помогло знание удара Видаля. Еще очень хорошие пенальтисты Агуэро и Тевес. Но первого заменили, второй не вышел. Все остальные могут ошибиться.

Банега, если честно, усложнил простое. Уже по скорости и ритму разбега было видно, как и куда он будет бить, важно было только не пойти в угол раньше времени, а играть по удару, Игуаин, думаю, просто перенервничал. Он не попал в пустой угол на последней минуте основного времени и  так и не пришел в себя до конца матча. Ну а если смотреть более масштабно, сборная Чили постоянно росла.

Действительно, история середняков, много пропусков важных международных турниров. Потом мы стали попадать туда постоянно, дальше стали постоянно пробиваться в плей-офф и достойно там выглядеть, наши игроки стали интересны ведущим клубам — думаю, Барселона, Ювентус и Арсенал отвечают этому в полной мере.

Плюс у нас есть отличный тренер, отличные отношения, самоотдача и, как следствие, результат. Сформированный не одним этим турниром. Едва ли о Чили можно говорить как о команде-однодневке, выстрелившей только на этом турнире. Нет. Это — труд нескольких лет, системная работа».

Всего этого для Браво могло не быть. В 1997-м его ошибка стоила поражения в Кубке Nike. Тогдашний президент Коло-Коло Ренато Контадор потребовал «немедленно изгнать эту обезьяну». Защитил тренер вратарей Хулио Родригес, заявивший, что в таком случае, нужно сперва уволить его, как человека, настоявшего на этой кандидатуре. Три года спустя, и снова по ошибке Браво, кадеты вылетели из турнира суб-17.

«Тренер Хорхе Торо подошел тогда и сказал: ты — враг сам себе и я здесь ничего не могу сделать. У тебя есть все для того, чтобы играть в основной команде, но вместо этого я говорю тебе, что буду скучать и искать другого вратаря для юношеской команды. Ситуацию вновь спас Хулио. Он уговорил оставить меня, а я стал работать по-настоящему. До того отношение к футболу не было серьезным. Мне нравилось, это интересно, но не более того. Планы на жизнь были совершенно другими.

Здесь сказалось то, что я подвел команду, этого нельзя делать никогда и ни при каких условиях, на поле выходит один человек и, если затек палец, это никак не должно сказаться на всем остальном. Кроме того, я не имел права подставить лично Хулио. Это  — очень большой тренер и очень большой человек. Он поверил в меня. А мы все отвечаем за тех людей, которые в нас верят».

Еще два сезона в юношеской команде, дебют в основе и вопрос Что этот человек вообще делает в футболе? сменяется вопросом Кто и за сколько его купит? Реал Сосьедад за 1,5 миллиона долларов. Хватило матча Ирландия — Чили, увиденного тренером Хосе Марией Бакеро. Можно сказать, что позже Браво пошел по его следам, с Аноэты на Камп Ноу. Но тогда об этом еще никто, естественно не знал.

«Он был очень впечатлен и попросил меня собрать всю информацию об этом парне. Вскоре мы уже знали все характеристики, все сильные и слабые стороны. Оказалось, что нам нужен именно такой голкипер — прыгучий, с хорошей реакцией, любящий и умеющий рисковать и играющий только на победу» — вспоминает Хавьер Манкисидор, ныне работающий с Мануэлем Пеллегрини в  Манчестер Сити, а тогда бывший частью Реала Сосьедад.

В выборе не ошиблись. Хотя не было ничего простого и однозначного. Конкуренция первых двух сезонов, проигранная  Асьеру Рисьего. Его отъезд в Уэльву стал ключом к воротам Сан-Себастьяна. И здесь заиграл уже так, что вернувшемуся из аренды напарнику оставался только режим ожидания. Без него Браво стал лучшим вратарем Сегунды, подтвердил титул в сезоне 2009/2010, а команда вернулась в Примеру.

Тот сезон примечателен еще рядом моментов. Браво обновил клубный рекорд непропускаемости на своем поле — 467 минут, забил свой первый мяч в карьере — 14 февраля 2010 -го года в ворота Химнастика (на сейчас он является единственным из действующих вратарей Примеры, забивавших в чемпионате Испании). Компании надо было выигрывать, Таррагона гнулась, но держалась. До тех пор, пока на штрафной в конце первого (!) тайма не прибежал Клаудио Браво.

Пользуясь своим авторитетом, разогнал всех, обвел стенку ударом через рикошет с отскоком от газона и коллега Рубен Перес негодует сквозь смех. «Мне забивали многие. Но такой подлости от другого вратаря ждать, точно, не приходилось. Ему, видимо, мало быть лучшим вратарем Лиги, надо еще сделать что-то особенное, чтобы уж совсем запомниться».

Неслабая ложка дегтя — травма колена в матче с Кордовой, закрывшая чемпионат досрочно и поставившая под вопрос участие в чемпионате мира в ЮАР.

Сыграл. Не божественно, но достойно. А к следующему сезону подошел в полной боеготовности. Команда Филиппа Монтанье уже сформирована и набирается опыта. Вскоре она поднимет на уши всю Испанию. И, при всем значении мудрого опыта Хаби Прието, молодости и задора Гризманна с Велой, оригинальной эффективности  Иньиго Мартинеса, де ла Бельи и Агиррече, полном балансе команды в целом, значение Браво переоценить невозможно.

Главный тренер сборной Англии Рой Ходжсон после поражения от Чили 0:2 был предельно сжат «Мы превзошли их по игре, но в воротах был Браво. Он сочетает в себе все лучшие вратарские качества: быстр, смел, уверен. И еще меня очень поразило то, как он играет ногами». Позже дополнил защитник Барселоны Хорди Альба «На тренировках я могу обыграть один в один кого угодно, даже Месси, Неймара и Иньесту. Обыграть Браво не может никто. Думаю, соперников можно поздравить с тем, что он играет только в воротах. Иначе им пришлось бы еще сложнее. А тут, хоть какой-то, но шанс оставить Барселону без мяча».

Каталонская пресса не скрывала оптимизма по поводу перехода. Общее мнение сводилось к тому, что Барселона взяла именно того человека, который закроет проблему Вальдеса и он останется лишь именем в истории клуба. Настоящее же связано только с чилийцем, тер Штеген — будущее.

Автобиография

Я стал вратарем, потому что плохо играю в нападении и лучше всех умею промахиваться с метра по пустым воротам. Но в футбол играть обязан, будучи убежденным лентяем. Мой отец — фермер, мать держит небольшой продуктовый магазин, братья работают там же. И когда все нападали на меня, Клаудио, бросай заниматься своей фигней, я всегда отвечал, что просто умру с тоски на плодородных землях.

Это почти серьезно. Я очень люблю выигрывать. Но мне важен процесс достижения результата, когда ты вкладываешь усилия, а отдача приходит раз за разом и продолжается без перерыва, формируясь во все большее и большее. В этом плане футбол подходит мне идеально. На самом деле, я очень люблю землю, природу, но здесь все вырастает, в общем-то, без участия человека. На поле мы достигаем результата непосредственно.

Это — очень тяжелый каждодневный труд. Поэтому мне очень дорога победа сборной. Кстати, она дает отличный шанс весь сезон издеваться над Лео и Маской, а Луису, если будет заступаться, напомню, что его там вообще не было. Но, в любом случае, мы шли снизу, постепенно подтягиваясь к уровню Аргентины и Бразилии.

Моя клубная карьера чем-то похожа. Я очень балгодарен Реалу Сосьедад. Они дали мне очень много, но, надеюсь, и они помнят обо мне добрым словом. Я отдал им все, что у меня есть. Ехал туда с амбициозными целями заставить их забыть об Арконаде и говорить только о Браво. Со временем понял, что это было ложной целью. Мы с ним в разных категориях и сила прошлого в том, что победить его невозможно. Да этого и не нужно.

Я очень благодарен Асьеру Риесго, моему другу и коллеге, который научил меня конкурировать, очень благодарен Филиппу Монтанье, при котором у нас была абсолютно классная, такая, атмосферная команда, нам было в радость все, что мы делаем, очень рад за Антуана Гризманна, к воспитанию которого приложил руку.

Когда он забивал, я всегда находил повод придраться. Ну и кому ты забил? Ты мне попробуй. И он пробовал. И забивал. Смысл, который всем понятен, очевиден. Он очень талантлив. Но недостаточно серьезное отношение к футболу стоило карьеры очень многим, в том числе, чуть не стоило мне самому. Одного таланта мало. Нужно еще очень много работать.

И, попав в Барселону, я понимаю, почему это — великая команда. Даже Месси и Иньеста вкалывают на тренировках в разы больше, чем рабочие на папиной ферме

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес