«Валенсия» — «Арсенал»: Максимум Марселино, истоки Унаи

Атака в порядке, но пара Гарай – Габриэль способна разрушить всё, что угодно. Конечно, стартовый натиск Марселино был авантюрой, конечно, Эмери умнее, хитрее и тактически гибче, а его связка Ляказетт — Обамеянг оказалась в Лиге Европы случайно, тогда как для «Валенсии» полуфинал этого турнира – объективный максимум.

В этой связи сожалений нет и быть не может. Хотели, пытались, не могли. 1:3 на «Эмирейтс» оставляли в игре и никто не сомневался в компетенции че дважды забить на своём поле.

Всё стало ещё ближе, когда Гамейро завершил умную быструю комбинацию, а следом прошли опасный проход Гедеша и зрячий сильный удар Родриго из-за пределов штрафной. Зайди в ворота один из этих моментов, партия могла пойти совсем иначе.

Но сослагательного наклонения не существует. Действительность в том, что Ляказетт обыграл в воздухе Габриэля и скинул мяч между ним и спящим Гараем, а Обамеянг в касание с подрезкой влепил из-за периметра в ближний угол по уходящей от Нето траектории.

Простая и банальная ошибка. Абсолютно типичная для этого сочетания защитников (так же, после рассекающего вертикального паса из глубины по центру «Арсенал» сравнял в Лондоне), на которую они не имели права в связи со значением матча.

Но когда заслугой первого является лишь то, что он играл у Марселино в «Вильярреале», а второго – выступления за его же «Расинг», волшебных перерождений ждать бессмысленно. Мальчики слишком выросли для того, чтобы становиться умнее.

Безусловно, ключевой момент матча. «Валенсия» не уронила себя, продолжила искать, и Гамейро ещё раз передал личный привет тренеру, с которым связаны его лучшие достижения в карьере (и снова с паса Родриго, три голевых в двух полуфиналах ЛЕ), но вынужденная раскрываться команда потеряла баланс и цельность, оставляя максимумы пространств для контратак. Булка с маслом для кого угодно, а Эмери – директор школы использования свободных зон.

«Валенсия» 2 – 4 «Арсенал» Гамейро, 9, 58 – Обамеянг, 17, 69, 88, Ляказетт, 50

Покинув «Месталью», Эмери стал беспощаден к её хозяевам в еврокубках. «Здесь осталась большая часть меня, здесь много друзей и большая благодарность ко всему, что связано с «Валенсией». Но представляя другие команды, я, естественно, оставляю всё это в стороне. «Валенсия» становится просто соперником, которого необходимо обыграть» — говорит баск.

Болельщики летучих очень своеобразны. Значительная их часть до сих пор полагает, что команда с Вильей, Хуаном Матой, Давидом Сильвой, Хоакином, Альбой и так далее была вполне способна стать чемпионом, а постоянные продажи этих игроков связывает с конформизмом главного тренера – если бы он настоял, все остались бы.

Другие связаны с реальностью и видят прошлое финансовое положение тяжёлым камнем, тянущим вниз. В таких условиях тренеру, приводящему к третьему месту, нелишне поставить и памятник.

До памятника не дошло, но золотой нагрудный знак вручили. И постановили лишить за буйные эмоции, проявленные на последней минуте полуфинала ЛЕ 2013/14: «Севилья» тогда выиграла домашний матч 2:0, мыши ответили тремя на своём, но гол Мбиа в компенсированное время вывел нервионес в первый из трёх последовательных финалов.

Вне фанатских секторов Эмери очень популярен. «Валенсия» стала отправной точкой его концептуальных взглядов, к весне 2019 оформившихся в абсолютно узнаваемый почерк.

Трудно сказать, является ли он топовым тренером (в первую очередь, не очень понятно, что такое топ – в разное время таковыми были Капелло, Хиддинк, Моуринью, Анчелотти и Симеоне), но то, что у него есть свой стиль, верно так же, как восход Солнца.

И на самом деле, приятно видеть, что в «Арсенале» он нашёл свою команду, полностью откликающуюся на его футбольное восприятие. А «Арсенал» вышел из депрессии. Ему ещё расти и восстанавливаться, но он уже вновь стал командой, на которую приятно смотреть вне зависимости от клубных симпатий.

Марселино – новый рулевой проекта. С ним «Валенсия» обрела хотя бы какую-то стабильность. Однако, как особенно наглядно показали еврокубки 2018/19, его максимальным тренерским уровнем является «Выше среднего» без каких бы то ни было претензий на большее.

Он лишился шансов не успех еще в первом матче. Отчасти, потому что выбрал малознакомую для его команды расстановку (5-3-2), в которой Диакаби располагался впереди обороны, но по сути, играл роль еще одного центрального защитника. Парехо находился слева, Солер – справа, являясь центральными полузащитниками.

“Валенсия” отдала всю инициативу “Арсеналу”. Ей удавалось чередовать различные атакующие переходы, одни из них угрожали пространству, другие – более медленные чередовались с контролем мяча, опираясь на высоту Парехо и Солера. Футбол благоприятствовал до тех пор, пока Ляказетт не сумел исчезнуть с радаров соперника.

Центральные защитники Марселино так и не разобрались, как играть против него. Отчасти, потому что их взаимодействие не было отработано, также по причине того – что они несколько ограничены, чтобы предугадывать действия форварда и адаптироваться к сложившейся ситуации. И как показало время, третий гол Обамеянга на 90 минуте стал решающим.

Преимущество в два гола лишило Марселино сна, поскольку сбалансировать игру и ждать своего шанса – не тот сценарий, который устраивал “черно-белых”. Хозяева должны были взять на себя необходимый риск (то, что крайне не любит их нынешний тренер). Повышение темпа (то, что было необходимо здесь и сейчас), значило одно: удлинение поля, открытие пространств, провокация динамики – в общем, все, что нужно сопернику.

В сценарии разделенного владения “Валенсия” могла бы победить, но едва ли отыграть разницу в два гола. Надежность, в которой нуждалась команда Марселино, была недостижима, по крайней мере, в созданных условиях, что, собственно, находит отражение в последних 12 играх испанцев. Согласно статистике, в них “Валенсия” не пропустила лишь дважды. А в рукаве Эмери были два нападающих, которые только на индивидуальном мастерстве способны склонить чашу весов в свое пользу. И на “Месталье” они были особенно точны.

В этот раз “лос чес” не стали отходить от своих 4-4-2, максимально загрузив фланг, на котором располагались Гедеш и Гайя. Первый смещался в центр, уступая второму всю бровку. Крайний защитник пытался проникнуть в штрафную сам или сделать фланговую передачу. Кроме того, Родриго всегда был готов обыграться с любым из них. Мэйтленд-Найлс медленно сходил с ума.

К атакующей конструкции прибавлялся и Васс, подключающийся к атаке по противоположному флангу. План был узнаваемым на всех этапах его исполнения. Валенсия делала то, что хотела и могла исполнить. Каждые несколько минут она находила варианты и создавала много атакующих потоков.

Но именно игра Мэйтленда-Найлса, казалось, одного из самых слабых звеньев, объяснила, как Эмери умеет использовать свои преимущества (скорость, пространство, индивидуальное мастерство) без необходимости основываться на средней линии. Нужно всего лишь найти своего форварда. И в этой игре переходов, у Марселино не было шанса выиграть.

Журнал «Сервантес» № 3 (27)

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес