Йохан Крайф «Мои футболисты и я». Глава первая.

78.jpg
В конце 1993 года в Испании вышла книга знаменитого голландского игрока и тренера Йохана Крайфа. С тех пор она выдержала несколько изданий. Книгу эту Крайф с посвящением: «России с любовью» подарил известному футбольному журналисту Льву Костаняну, который перевёл её на русский язык. В своё время она была опубликована в еженедельнике «Футбол», но не у многих есть возможность и сегодня полистать пожелтевшие странички, поэтому мы предоставляем вам возможность ознакомится с данной книгой.

Глава первая.

Вы, мы, игроки, все, абсолютно все являемся личностями и как таковые, признавая божественное начало, должны отдавать себе отчет, что неизбежна разница между нашими представлениями о совершенстве и земным миром. Исходя из этой данности, и без малейшего желания направиться по пути ведущих к заблуждению рассуждений, я все-таки принял этот посыл за основу, чтобы попытаться объяснить некоторые вещи, касающиеся футбола и футболистов. Работа тренеров, помимо задачи развивать систему игры, заключается в раскрытии возможностей, способностей игроков, и здесь необходимы воображение, интуиция, на которые можно было бы опереться в час принятия решений.

Футбол прост, но и одновременно сложен, в нем множество на первый взгляд несущественных деталей, но в итоге они превращаются в нечто существенное. Это как полет. Некоторые птицы машут крыльями только чтобы не упасть, они обладают элементарными навыками, и не больше. Другое дело — орел. Он совершает нечто большее, чем движения крыльями. Он владеет искусством парения в небе, которое заложено в нем от рождения. Его эстетическая красота величественна, орлиная порода воистину королевского свойства. Подлинное наслаждение — видеть его летящим, преследующим цель, захватывающим добычу. У него есть то, что в футболе мы именуем «класс», то есть качество превыше обыкновенного.

Самым приближенным к совершенству в футболе был Пеле. Для меня он образец на все времена.

77.jpg
Король футбола
Он соединял в себе все качества, необходимые футболисту, и добивался совершенства в проявлении каждого из них в отдельности и всех вместе Он отвечал, на мой взгляд, всем условиям, дающим право считаться номером «один». Вдобавок Король остался верен и благодарен футболу и никогда его не предавал. Все мы в иерархии располагаемся после него, стремимся приблизиться, но понимаем, что никогда его не достигнем. В этой книге я попытаюсь представить галерею футболистов, так сказать, вне серии, и прежде всего тех, с которыми мне довелось работать. Возможно, мои оценки покажутся спорными, но это мои взгляд на вещи. И будьте уверены, я это делаю, ведомый бесконечной любовью к футболу — спорту, который заполнил всю мою жизнь и таким останется. Я дышу футболом и наслаждаюсь этим, получаю колоссальное удовлетворение от моей работы и готов поделиться с вами тем, что я чувствую, как я вижу и понимаю футбол. Что ж, начнем, пожалуй.

76.jpg
Ромарио

Для начала, как отправной момент, возьмем футболиста, который был главным действующим лицом сезона 1993 года в Испании: Ромарио. Проявленная «Барселоной» заинтересованность заключить с ним контракт сделала его персонажем первого плана в газетах и журналах. Не обошлась без упоминания о нем ни одна программа новостей радио и телевидения. Одно это дает представление о значимости игрока, футболиста как личности, которую весь мир признает особой, отличной от других. Ромарио действительно игрок исключительный, обладающий высокими техническими качествами и, кроме того, забивающий. Это две основополагающие вещи в футболе, хотя на практике далеко не всегда встречающиеся в одном футболисте или соединяющиеся в такой очевидной форме. Таких, как Ромарио, кто создает игру и забивает голы, немного. С другой стороны, опыт убеждает, что голеадоры — люди удачи. Они могут нанизать один гол на другой, а затем пережить тревожную засуху. Ромарио не избежал этого и, не сомневаюсь, еще испытает неутоленную жажду гола в будущем. Однако пока зрители томятся в ожидании забитых мячей, он будет скрашивать их пребывание на трибунах великолепными голевыми передачами за счет того, что как никто другой, умеет располагаться на поле. Его участие в игре — всегда угроза воротам. Все защитники мира боятся, что в любой момент он оставит их завороженными и решит судьбу матча. А удача для него, в конце концов, только вопрос терпения. Словом, такой игрок — находка для партнеров и для тренеров тоже.

В определенном отношении он схож с Бутрагеньо, а я всегда говорил, что нашел бы для такого

71.jpg
Эмилио Бутрагеньо

игрока место в составе, даже если бы пришлось расталкивать остальных локтями. Эти двое умеют гипнотизировать опекунов. Чтобы обыграть соперника, им необходим лишь один квадратный метр, всего только им заметная щелочка. Следует финт и выход прямо на ворота. Если на этом пути их не зацепят — гол, а зацепят — пенальти. Другим, же чтобы сотворить подобное, необходимо пространство в квартал.

Однако с Ромарио происходит то, что случалось и прежде с большими талантами в футболе. О них говорят: «Да, это хорошие футболисты, но тяжелые люди». Так, считаю, судят о них те, кто не ведает траектории их жизни, как спортивной, так и чисто человеческой. Лично я уверен, что весь вопрос в воспитании, от кого и как оно было получено.

Судьба футболистов решается еще в детстве. Например, если речь идет о Ромарио, то совершенно очевидно, что он уже ребенком умел играть в футбол. Есть базовые качества, которым никто не в состоянии научить, и Ромарио, я уверен, в десять или двенадцать лет благодаря им был лучшим в своей команде. Это была команда, которая, полагаю, выигрывала почти все поединки за счет результативности, а Ромарио забивал половину всех мячей. Уже на этом этапе у ребят появляется тренер, но, к несчастью, детские тренеры удовлетворяются малым. Для них главное, чтобы мальчишки были способны бежать и побеждать. И здесь возникает проблема, с которой потом ребята сталкиваются в профессиональной карьере. Поясню. Когда мальчишка Ромарио покидал поле, тренер, вероятно, говорил ему: «Отлично, парень, радуйся — ты забил три мяча». А должно быть не так. Перво-наперво надо указать на ошибки, пусть даже их было столько, что не хватило блокнота, чтобы записать. Надлежало даже слегка поворчать: «Послушай, ты забил три мяча, а мог еще пять, но допустил промашки здесь, там и еще там и вот там».

Задача тренера не в том, чтобы завоевать друзей. Он должен делать футболистов, а у детей очень развита способность усвоения, помогающая исправлять ошибки. Но ясно, что они легко приобретают и дурные привычки, если никто не указывает им, что они делают хорошо, а что плохо. И нет ничего хуже, чем позволять детям идти ошибочным путем. Ни забитые мячи, ни выигранные встречи не могут быть основанием разрешать детям делать то, что они хотят, на поле, на тренировках, да и в обычной жизни. Тренеру надо быть выше них, чтобы потом, став взрослыми, профессионалами, они оставались привычными к критике, и чтобы их не удивляло и не возмущало, что тренер, пресса и окружение в их клубе требуют от них большей отдачи и усердия в работе.

Многие нынешние футболисты, а сюда я включаю большинство известных игроков, сегодня расплачиваются за то, что не имели хороших учителей. Замечания до них не доходят, они уверовали, что результат на табло — это истина в последней инстанции и отторгают даже малейшую подсказку. А все потому, что привыкли с детства, что ни один тренер их не одергивал и не говорил: «Парень, здесь делают то, чему учу я, и если не будешь выполнять, то пару недель просидишь на скамейке». К сожалению, тренеры в большинстве своем конформисты. Они знают, что те, кого они должны поругать, решают судьбу игры, а так как цель — всегда побеждать, то на многое закрывают глаза. Их мало волнует, как сложится будущее этих плохо воспитанных детей.

Признаюсь, что и мы, тренеры в профессиональном футболе, недалеко ушли от таких учителей. Во взрослой игре ставки на миллионы, и это обязывает быть практичным. А быть практичным — значит побеждать. Можно разниться в отыскании способов достижения результата, но первостепенное — это победа. И если понадобится игрок, который обеспечивает эту победу, кто бы он ни был, мы вынуждены с ним смириться. Даже если расходимся как с личностью, даже если другие работают на него и проявляют себя в полном блеске. В профессиональном футболе необходимо побеждать, и мы, подобно своим коллегам из начальной школы футбола, вынуждены закрывать глаза на многое. Ведь если некий сеньор, можете назвать его Ромарио, Папен, как угодно, приходит в «Барселону» забивать тридцать мячей, а мы все равно остаемся вторыми… мы вынуждены с ним расстаться. Мы его убираем без раздумий.

75.jpg Диего Армандо Марадона

Для нас главное — команда, которая умеет побеждать. И этого многие футболисты, индивидуально сильные, не понимают. С великих спрос особый. Один из самых великих — Марадона — всегда хотел, чтобы мир подстраивался под него, вместо того чтобы было наоборот, и признаем, что ему это удавалось. Как футболист в прошлом и как тренер в настоящем, я просто немею, когда слышу или читаю, что Диего предлагает тренироваться только пару раз в неделю, считая, что этого достаточно, чтобы играть каждое воскресенье. Марадона, похоже, забыл, что даже самые великие должны много работать, чтобы, во-первых, достичь высот, а во-вторых, удержаться на этих высотах в течение ряда лет. Очень печально наблюдать падение такого футболиста, как Диего. Совершенно очевидно, что через два-три года, максимум, через пять лет, от него ничего не останется. Ничего. Все дети, все футболисты мира видели в нем пример и верили, как волшебному зеркалу, в которое можно смотреться, но он их обманул. Если ты номер «один», то обязан быть преданным футболу, заботиться об образе, на который равняются остальные, а здесь Марадона оказался провальным. Его не интересовало ничего, кроме собственной персоны. В этом отношении он — полная противоположность действительно номеру «один», лучшему футболисту всех времен — Пеле, который в 99% случаев отличался безупречным поведением и до сих пор бережно хранит свой имидж. За это я его безмерно уважаю.

Я уже отмечал, что в футболе существует определенная иерархия, к которой все мы, любящие этот спорт и работающие в нем, относимся с почтением. В этом табеле Пеле безусловно принадлежит первое место. Это феномен, объединяющий в себе все лучшие качества игрока и партнера, к тому же освещенные спортивной честью. Он великолепно играл. Забивал голы правой, левой ногой, головой. Обладал финтами, доступными лишь немногим. А главное — входил в элиту с шестнадцати и почти до сорока лет. Согласитесь, четверть века находиться на вершине доступно лишь лучшему. Мало того, он окрылял партнеров, рядом с ним каждый выкладывал себя полностью. Возможно, найдется, да если присмотреться, то были и есть футболисты, которые делают что-то лучше, чем он. Но вряд ли им удастся объединить в себе все его качества и превзойти его в популярности. Во всяком случае, на сегодня все мы ему в чем-то уступаем. У меня, возьму конкретный случай, множество наград, огромное число титулов, гора забитых мячей. И как тренер я сделал немало, но никогда не был чемпионом мира. Ни разу. А Пеле — трижды. И забивал он свои мячи в самых важных турнирах.

Поверьте, эта ода Пеле — плод моих убеждений, а не нашей дружбы. Наше время совпало лишь отчасти. Я помоложе и нам довелось встречаться только в нескольких товарищеских матчах. Не исключаю, что кто-то постарается оспорить мои суждения. Футбол во многом субъективен и крайне трудно всех расставить на пьедестале, но в превосходстве Пеле у меня нет ни малейших сомнений.

Очень близко к нему я бы поставил Ди Стефано. Допускаю, что другие поменяли бы их местами,

74.jpg Альфредо Ди Стефано

но для меня лично важны непосредственные результаты, достижения на самом высоком уровне, и в этом отношении Король стоит выше Белой Стрелы. И если уж занять совершенно беспристрастную позицию, то должен признать публично, что как командный игрок Ди Стефано был более разнообразным, чем Пеле. Но это лишь один критерий оценки, лишь часть достоинства футболиста. В остальном, несомненно, выше Пеле, делавший все казалось бы невозможное с потрясающей легкостью.

Простота, спонтанность, талант — вот что я особенно ценю в футболе. Поэтому на уровне Испании я выделяю Бутрагеньо. Эмилио — игрок того же стиля, что бразилец Ромарио. Им не важно, один или десять защитников встречают их в штрафной площади. Они на крохотном клочке поля делают то, для чего другим требуется шестьдесят метров. Оба в любых условиях умеют найти «калитку». И, кроме того, они мастера последнего паса. Хороших бомбардиров и блестящих специалистов последнего паса очень мало. Это самое сложное — быстрая передача, отделяющая защитников от форварда, позволяющая нападающему нанести удар без особых помех. Я ценю это качество, оно присуще далеко не всем бомбардирам. Как правило, те, кто наделен природным чутьем завершителя атак, или, как мы говорим между собой, инстинктом «киллера», не располагают техникой выверенного паса. Ромарио или Бутрагеньо и живут лишь ожиданием, когда им поднесут снаряды. Тут я не имею в виду, например, Бебето, Папена и Уго Санчеса.

73.jpgЖан-Пьер Папен

Кто видел обводку Уго или Папена? Никто, даже на тренировках. Их дело — освободиться от опеки, получить пас и пробить. И этим они владеют фантастически. Не требуйте от них строить игру — они умеют только ее заканчивать. Это чистые бомбардиры, украшающие свой дар интуицией, остротой, внезапностью прорыва. Сверх этого они еще могут правильно оценивать ситуацию и иногда позволить произвести удар другому, находящемуся в лучшей позиции. Словом, это профессионалы в своем деле и не ждите от них большего. От Папена нельзя ждать пасов Ромарио, Мичела или Лентини. Мне кажется, что этим объясняется его переезд из Франции еще на взлете карьеры в Бельгию. Он сменил не только страну, но и амплуа. Там никто не заставлял ЕГО играть сзади, и он смог проявить себя во всем блеске. В Бельгии он расцвел и уж тогда был замечен «Марселем» перекупившим и позволившим делать то, что он хотел и на что был способен. Именно в этот период он перестал быть одним из многих и превратился в ключевого футболиста нынешнего поколения бомбардиров.

Сказанное о Папене можно отнести и к Уго, и к Бебето, и в целом к тем форвардам, которые, играя на острие атаки, твердо знают, что они умеют, а что не умеют. Ни в коей мере не хочу умалить их достоинств: такие игроки могут стать известными и играть много лет. Как правило, они достигают высот к 27-29 годам, когда полностью овладевают навыками своей работы и проявляют себя как истинные профессионалы. И травмы им не мешают, вернее, препятствуют им в меньшей степени, чем партнерам, которые обслуживают их передачами. Поясню: меньше шансов получить удар по ногам, если мяч у тебя не задерживается. Прежде чем опекун захочет скосить (и не могу сказать, что он не пытается это сделать), ты уже освободился от мяча. А кому хочется нарываться на пенальти или на фол последней надежды? Разве не впечатляет, что Уго Санчес никогда не был серьезно травмирован и в свои тридцать с лишним лет снова играет в Испании, где у других давно уже отбили охоту выходить на поле. И кто может отрицать его полезность?

72.jpg
Уго Санчес

Продолжение следует…

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес