Андони Ираола: Ничто не длится вечно

 

Даже Боги покидают свою обитель

Героев в нынешнее время не существует. Cказки о рыцарях и князьях остались в истории, где их подвиги увековечены. Но Андони Ираола — не пришелец с далекой планеты, о нем не слагают легенды, и он даже не флагман новостей. Он  тот, кто несет в себе сущность испанского футбола. И без него, Примера потеряет часть своей самоидентификации.  Не все то золото, что стоит сумасшедших денег.

Его карьера оказалась настоящим зазеркальем. Мальчишка с проницательным взглядом робко вышел на поле в матче против Барселоны 30 августа 2003 (0-1 на Сан-Мамес). Потрепанный временем, обремененный опытом мужчина покидал зеленый прямоугольник под аккомпанемент  сине-гранатового доминирования в финале Кубка. И лишь Эрнесто Вальверде, приобрётший первые седины, вновь сопровождал его. И тогда, и сейчас.

В тот кубковый вечер тысячи слез, темно-синяя змея проснулась от вечной спячки, толкая в небытие баскский клуб. Виной тому не поражение, оно было слишком очевидным еще до стартового свистка. Казалось, из Бильбао вынули душу, и клуб пребывал в летаргическом сне. А кадры жизни не останавливались ни на минуту. История закончилась и начиналась новая футбольная жизнь. Он прошел путь от средней команды до вновь одного из лидеров, которого оскорбляет какое-то 7-е место. Это действительно, так. И Атлетик пойдет дальше. Но  уже без Ираолы.

Он принял мужское решение. Его уговаривали остаться. Тренер, руководство, команда. Настолько он значим. Но Ираола не изменил себе. Главное  уйти вовремя. Принцип, которому следуют немногие. Он уже не чувствовал себя незаменимым, Оскар де Маркос гораздо чаще оказывался в старте. Не ощущал достаточно сил, чтобы оправдывать ожидания на поле. В свои 33 года он предпочел уйти под аплодисменты публики, чем под ее же свист или упреки.

Он родился в рыбацком городке Усурбиль, что в 11 километрах от Сан-Себастьяна, пришел в этот мир с багажом, не больше чем рюкзак, полный домашних заготовок от родителей. Свой рай нужно было завоевывать самому. Первой ступенькой к тому стали тренировки за баскскую команду Антигуоко. Ее название, едва ли широко известно массам, зато воспитанников сего скромного клуба признают во всем мире. Ариц Адурис, Микель Артета, Хаби Алонсо — начинали в тех же местах. Андони играл на позиции нападающего, обыгрывал по два-три человека и уже тогда выделялся эффективным контролем мяча.

Его соперниками были Реал Сосьедад, Осасуна, Сарагоса и Атлетик. Последние подметили талант игрока и предложили перейти в Бильбао. Далее последовали Баскония (Терсера), Бильбао Атлетик (Сегунда Б) и основная команда. Он поиграл совершенно на разных позициях: от медиапунты, опорного и крайнего полузащитников, до, собственно, правого защитника. Куда бы ни ставили его тренеры, его игра напоминала ту же непосредственность и легкость, как при езде на велосипеде или машине: стоит лишь один раз научиться и уже не забудешь.

Впервые на настоящей позиции его увидел Вальверде. “Андони всегда говорил мне, что ему нравилось видеть поле спереди, а не из-за спин” — вспоминает нынешний тренер красно-белых. Вместе с Маркелем Сусаэтой, находясь в оптимальной форме, они сотворили самый процветающий правый фланг Атлетика за несколько последних десятилетий.

Соперники пытались подстроиться под игру красно-белого дуэта, но не знали, что с ним делать, ибо их действия далеко не всегда читались, как гамма в музыке. Они могли сочинить беспорядочный и безумный порядок нот. При этом, исходя из всей истории, Атлетик всегда тяготел к левому краю, на котором оставили оттиски своей игры Горостиса, Гаинса, Рохо и Арготе.

Пришлось блеснуть и вратарскими умениями. Баскония играла свой очередной матч первенства с Аренасом. У дубля Атлетика удалили голкипера, замен больше не оставалось. Ираола надел вратарские перчатки и встал в ворота. Он попытался отразить удар с пенальти. Не получилось. Но с игры он не пропускал, выполнив на хорошо даже чуждую для него работу.

Буквально за год Андони заполнил собой Атлетик и стал незаменимым героем в красно-белой жизни клуба. “В свой первый сезон в Примере, Андони жил на базе Атлетика. Когда он сменил место жительства, для нас это стало горем, потому что он был образцом, примером для подражания” — вспоминает Чема Норьега, экс-руководитель кантеры Бильбао.

Истина — в простоте и в каждом решении Андони. Полный контрастов, он выбирал изоляционные стены Лесамы с экономической состоятельностью, свой 15 номер, полученный на безальтернативной основе, как единственный оставшийся, с возможностью выбрать другой годом позднее. Но зачем? Если карьера с ним на спине идет в гору, и номер можно сделать особенным и даже легендарным благодаря своей игре?

Вся биография Ираолы — украшение. Задумчивый, удрученный, отсутствующий взгляд, с покатившейся слезой на скамейке запасных после игры с Реал Сосьедадом на Аноэте — тоже он. В той встрече чури-урдин удалось вернуться в игру с 0-2. Итоговый счет 4-2. Это была ода боли, переживаниям, которые далеко не всегда испытывают даже преданные болельщики клуба. На том не остановился. Искал причины в себе, высказался с самокритикой в прессе.

В нем переплетаются три составляющих: интеллектуальная, спортивная и моральная. Спортивная — в совокупности футбольной качеств. Он не является гением ни в одном из них, но удивительно их сочетание: сила, ритм, скорость, изысканная техника и универсальность. Того было достаточно, чтобы играть за сборную Испанию и даже выиграть титул. Последнее не состоялось. Травма в конце сезона закрыла двери на Чемпионат Европы 2012.

Утешение — в словах Роналдиньо. Комплимент, который мало какой футболист услышит за всю свою карьеру. Бразилец назвал Ираолу лучшим игроком, против которого он играл, потому что правый защитник не только не позволял ничего сделать игроку Барселоны, но и использовал мяч, чтобы создать остроту у чужих ворот. Оценка мастера от другого мастера.

Пустые страницы, невидимые чернила, незамеченный герой в приговорах испанских арбитров, всегда диковинных на решения. Его исключительное удаление за всю карьеру в Примере состоялось 18 мая 2012 года в матче с Валенсией на Сан-Мамес. Итог двух желтых карточек. Единственный раз мистер Ираола получил наказание за то, что не умел делать: останавливать силой соперника, приручать его кнутом, сжигать насилием.

Тем не менее, его футбольная жизнь никогда не была простой: борьба за выживание в течение двух сезонов переплеталась с насилием на поле: на Эль-Садар безумные фанаты Осасуны бросили в него тупой предмет. Обошлось без серьезной травмы. Но все перекрывают моменты радости: финалы Лиги Европы, Кубка Короля, и конечно, стоящий особняком фантастический матч на Олд Траффорд против Манчестер Юнайтед, где футбольная магия была реальной и ощутимой.

Он уходит и был бы рад забрать с собой всю головную боль Бильбао. Потому что он настоящий фанат своего клуба. Потому что в его родном городке есть церковь Сан-Эстебана, алтарь которой  содержит специальное отверстие. Считается, если туда пометить голову, можно избавиться от головной боли. Потому, что сложнее всего увидеть красоту в красно-белом увядающем цветке. При всей привлекательности философии Атлетика, самое волнующее в спорте — результат. То, чего умел добиваться Андони Ираола.

Анастасия КАРСАКОВА, Геннадий НИКИТЧАНОВ

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес