Валенсия: Русский взгляд Евгения Маркова

Кризисная команда. Можно в очередной раз выдвигать версии неудач, констатировать очевидное и заливаться горючими слезами об утраченном величии. Или, поговорить с человеком, к теме более близким.


Евгений Марков живет в Валенсии. Оттуда делает медиа-проект о Валенсии. Диалог о команде, городе и журналистике.

Русский взгляд на Валенсию изнутри. Вкратце, в чем он, насколько отождествлены город и команда, насколько они близки и удалось ли пропитаться этим духом?

В Валенсии безвыездно я живу всего около двух месяцев, но уже за такое короткое время получилось прочувствовать всю атмосферу валенсианизма. Не стоит забывать, что в городе есть и вторая команда — помимо «Валенсии» это ещё и «Леванте». Но, конечно, именно «летучие мыши» являются футбольным символом города. И не только футбольным. ФК «Валенсия» — неотъемлемая часть жизни большинства валенсийцев. Все всегда в курсе того, что происходит с клубом.

По понедельникам часто слышу разговоры прохожих. В том числе бабушек, которые интересуются даже не тем, с кем мы играли и какой счёт, это они и так отлично знают, а разбором игры, почему именно проиграли. И тут прилетает многим. Особенно тренеру. Болельщик очень взыскателен.

Кроме того, «Валенсию» можно рассматривать как политическую позицию горожан. Она заключается в том, что все, кто живут в Валенсии, очень любят свой город и гордятся своим происхождением. Поэтому с большим воодушевлением был воспринят второй комплект формы на сезон 2015-2016, выполненный в традиционных цветах флага всего Автономного сообщества Валенсия — сенеры. В городе часто можно встретить людей, использующих одежду с символикой клуба как повседневную, в особенности сенеры.

На день Валенсии, который праздновался 9 октября, пришло много людей именно в клубных цветах. Футболки «Валенсии» (а также «Леванте» в этом случае) — символ идентичности горожан.

На трибунах также часто можно встретить их национальные флаги. Так на последнем дерби с «Леванте» на одной из трибун болельщиками обеих команд была выложена как раз сенера.

Думаю, духом уже пропитался. Тем более часто приходится общаться с болельщиками «Валенсии»: беру у них интервью. У меня уже много друзей-валенсианистов. Часто обсуждаем клубные дела, радуемся, расстраиваемся, но всегда очень переживаем за команду.

Про «Валенсию» болельщики говорят, что это не просто команда, а настроение, чувство (sentiment). С большим трепетом относятся к своим воспитанникам. В частности к Хосе Луису Гайя и Пако Алькасеру. Их очень любят не только за их хорошую игру, но и за то, что они такие же как они — болельщики и большие патриоты своего города.

История появления в городе, его собственное понимание

Раньше я бывал здесь почти каждое лето. А в марте этого года мне сообщили, что есть возможность поучиться по обмену в Испании. Было предложено несколько университетов, и, не долго раздумывая, я выбрал город, в котором играет моя любимая команда.

Есть места, о которых можно рассказывать часами?

Тут, действительно, можно говорить часами. Очень красивый, солнечный, чистый и зелёный город. Здесь я совсем не пользуюсь общественным транспортом, единственное средство моего передвижения — это велосипед. И, колеся на нём по центру или современной части города, я ловлю себя на мысли, как я счастлив быть частью Валенсии. При этом как коренной москвич скучаю по своему родному городу, но теперь не могу представить свою жизнь и без Валенсии.

Красота и энергетика — два главных слова. Это здорово чувствуется в любой части старого города. Очень люблю площадь мэрии (Placa de Ayuntamiento), саму мэрию, куда можно свободно зайти и полюбоваться зданием изнутри, а также находящийся рядом главный фирменный магазин «Валенсии». Стараюсь туда заходить раз в несколько недель.

Я люблю как дневную, так и ночную Валенсию. Всегда восхищаюсь величественным кафедральным собором города, которым можно любоваться в любое время, в любую погоду. Ещё одно моё увлечение — это городские прогулки. Мне очень нравится, что называется, callejear, то есть бродить без цели по извилистым улочкам города. Тем более сейчас я при помощи более опытных в этом плане друзей составляю городской квест. Поэтому исторический центр и улочки Валенсии — обязательная программа.

И, как человек спортивный, очень люблю море и пляжную зону Валенсии, высушенную реку Турию, где сейчас раскинулся роскошный 10-километровый парк, и, конечно же, «Месталью». Мне повезло, что я живу рядом со стадионом любимого клуба и почти каждый день наслаждаюсь красотой, колоритом и величеством этой прекрасной старушки.

Особенности валенсийского боления — говорят, здесь почитают себя равными Реалу и Барселоне и, в отличие от остальной Испании, здесь на первом месте именно своя команда, а гранд, ну да, пусть тоже будет

За «Барсу» и «Реал» тоже топят очень активно. На улицах часто можно встретить людей в «сине-гранатовых» или «сливочных» майках. «Барселона», как мировой бренд, всё же, выигрывает.  В туристических точках подчас шарфы принципиальных соперников продаются куда лучше, нежели атрибутика «Валенсии». Но на то они и туристические места.

На «Барселону» и «Реал» ещё не ходил, пока чётко на вопрос ответить не могу. «Барселона» — это каталонцы, а к их сепаратизму в «Валенсии» относятся по-разному. Кто-то поддерживает их право, другие, наоборот, резко против, и потому на матчи против «Барселоны» приносят испанские флаги. С «галактикос» всё более очевидно. «Антимадридиста» — и тут ничего не поделать.

Ну а главенство «Валенсии» как команды очевидно. Это — часть культуры. Даже не города, а скорее, всего сообщества.

Освещение в Рунете говорит о склонности к журналистике и к технологиям. Потребность, увлечение, или, осознанный выбор профессии?

Спортом я увлекаюсь с самого детства, но так как футболист из меня такой же, как из Родриго — центральный нападающий, с профессиональным спортом у меня не получилось.

В один прекрасный день я вдруг осознал, что можно быть частью этого интересного мира, только по другую сторону. Так и появилась мечта стать спортивным журналистом. Пробовал комментировать матчи, делал свой собственный журнал о теннисе, писал статьи и репортажи.

Когда появилась возможность поучиться по обмену в Валенсии, понял, что это отличная площадка для своего собственного проекта. Так и появилась «Липучая мышь» — блог о «Валенсии» и испанском футболе, который знакомит болельщиков с жизнью города и команды посредством видео и репортажей прямо с места событий. Огромное спасибо хочу сказать ребятам из группы ВК «Valencia club de futbol» (vk.com/valencia1919), которые в своё время поддержали моё начинание. Сейчас мы хорошие друзья и надёжные партнёры.

Футбол сообщества. Леванте, точно, не враг, Вильярреал — просто соперник, Эльче скорее, друг. Ураган, Хатива, Алькой, прочее — часть общего баланса. Можно ли говорить как о единой сложившейся системе?

Думаю, да. Идентичность — в этом случае принадлежность к одному сообществу, для испанцев очень важна. Это можно проследить и на уровне футбола. В валенсийских клубах переплетены игроки и тренеры из многих городов, и все они играют не только в «Валенсии». Такая родственная связь позволяет видеть в сопернике не врага, а интересного с точки зрения игры в футбол оппонента.

Именно команда «Валенсия». Не завышенные ли ожидания в нее вкладываются, что за этим стоит и как убедить людей, что стабильное выступление в Лиге Чемпионов — объективный максимум? Вдогонку, стоит ли вообще их в этом убеждать?

Я бы не назвал завышенными ожидания болельщиков относительно результата. Он может быть каким угодно, и все это прекрасно понимают. Куда важнее, чтобы футболисты выкладывались на поле и были достойны своих предшественников, надевавших футболку клуба.

«Месталья» замечает всё, и от глаз болельщика не уходит ни одно действие футболиста. Если выполнил эффектный финт, совершил чистый подкат, отработал в обороне — ты молодец, тебе аплодируют и, когда тебя меняют, провожают стоя. Если же ты халтуришь, теряешь мячи, то будь готов к свисту, оскорблениям и критике.

Так, капитана команды Дани Парехо в этом сезоне нещадно освистывают, ругаются, когда он, а не Пако Алькасер бьёт пенальти. Даже капитанская повязка теряет свою магию. Зато многие себе купили сенеру именно с десяткой на спине, подбадривают Дани, когда приезжает автобус с
командой, и аплодируют ему после эффектных ударов со штрафных.

Та же ситуация с Родриго Морено. Плохо проявив себя во всех матчах, он подвергался критике и даже обструкции, когда каждое касание мяча испанца бразильского происхождения встречалось гулом. Но когда нападающий получил серьёзную травму и выбыл на 4 месяца, болельщики показали, что он не один, что он нужен.

Убеждать болельщиков ни в чём не нужно. Они здесь неплохо разбираются в футболе, хотя и не всегда объективны. В этом сезоне они почему-то решили, что на Лигу Чемпионов ходить не нужно, и на игры с «Зенитом» и «Гентом» заполняли стадион чуть больше, чем на половину. Посмотрим, что будет на игре с «Лионом».

Лигу Чемпионов болельщики смотрят, но сейчас куда острее для них стоит вопрос с игрой команды и её тренером, которого «Месталья» в своём большинстве не хочет видеть у руля «Валенсии».

После титула Валенсия остается в центре медиа внимания, но не всегда по радостным поводам, к сожалению. Конфликт Кумана с игроками, похищение президента, скандальные продажи, Банкиа, теперь уже откровенно скептическое восприятие деятельности Лима. Проклятие с материализмом никак не увязывается. Первое приходящее — бесконечная борьба за власть. Так ли?

Передел сфер влияния в «Валенсии», к сожаления, был и есть. Сторону тут можно занимать любую. Но главные авторитеты для болельщиков — это не временные фигуры, такие как Куман, а те, кто посвятил «Валенсии» многие годы, кого по праву можно считать валенсианиста. Лиму благодарны за то, что он спас команду от банкротства, но Сальво, Руфете и Айялу ему и его коллегам, думаю, простят не скоро.

Контрастом — открытость самих футболистов. Такими, судя по выступлениям в печати, смотрятся Ангуло, Канисарес, Мата, Вилья, сами общаемся с Сильвой и Пьятти, ты рассказывал о Гайе и Алькасере.

Безусловно, это должно быть прописано у игроков в контракте. Тем более шанса проигнорировать болельщиков у них нет. Чтобы дойти до парковки, им нужно преодолеть определённое расстояние, перейти улицу. Возможно, такая планировка как раз и задумывалась, чтобы убрать границы между клубом и болельщиками. Футболисты и руководители всегда предельно искренни с болельщиками. Да, они устали после игры, но я ни разу не видел, чтобы кто-то отказывал в автографах и фотографиях. Я часто вижу восторженных детей, который буквально визжат от росписей Пако или Хави Фуэго на своих футболках. Игроки всегда очень внимательны, чтобы никого не обделили вниманием. Одним словом — порядочные ребята, за которых после совместного общения хочется болеть ещё сильнее.

Гайя и Алькасер. Общался с обоими. Простые открытые парни. Вообще все игроки «Валенсии» — большие профессионалы. Всегда достойно ведут себя за пределами поля, никогда не отказывают в совместном фото. С удовольствием соглашаются сфотографироваться, а я им рассказываю, что представляю русскоязычный актив болельщиков клуба. Всем: и игрокам, и руководителям (так я пообщался и с Хуаном Крусом Соль) очень приятно, что за «Валенсию» переживают из-за такого далёкого для них рубежа.

Конечно, бывают разные случаи. Так после матча с «Леванте» Андре Гомеш, сопровождаемый охранниками, быстро проследовал до парковочного места. Но это не значит, что он избегает болельщиков, они ему неприятны. Португалец всегда общителен. Когда команда приезжает на стадион, не забудет помахать рукой и улыбнуться в ответ. Видимо, в этот день он куда-то спешил. А вообще иногда бывает забавно, когда после матча мимо тебя с рюкзачком проходит Жоау Канселу, ты не успеваешь на него среагировать, а он даёт пять сидящим в баре и идёт к своей машине.

Одним словом, общение игрока и болельщика очень искреннее. И «Месталья» это чувствует.

Валенсия всегда работает с социально незащищенными, Леванте вообще открыл для них спортивную школу. Зачем это делается?

Это вопрос самоуважения. Естественно, они думают о своих обязательствах в области социальной политики. Команда очень заботится обо всех сторонниках: устраивает различные
акции, делает общение команды и болельщика максимально открытым. Социально незащищённые — это не просто такие же болельщики, а ещё и люди, которым необходимо помочь. А клуб, состоящий, уверен, преимущественно из порядочных людей, в стороне быть просто не может. Поэтому данный пункт клубной политики превращается не в обязанность, а в важную и серьёзную инициативу.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес