Белый флаг над «Сантьяго Бернабеу»

Отдельно говорим о «Реале». Он интересен сам по себе: как титан мирового футбола, как команда, заставляющая двигаться вперёд, как мерило всего происходящего в лучшей игре с мячом. Уже в этом плане его провал – сигнал бедствия.

С точки зрения цифр всё не то, что бы плохо: худшие сезоны случались не единожды (только в ХХI веке их было минимум, три), а закона «В течение трёх лет после чемпионства команда неподсудна» никто не отменял.

Гордиться нечем. Это, действительно, так. По-настоящему Мадрид не конкурировал ни в одном турнире, покидая их задолго до начала решающих матчей.

Таков футбол, в котором даже одна большая победа стоит очень дорого, а три года наверху ценны как вечность. Когда-нибудь команда обязательно рухнет и снова будет подниматься.

Плохо, то, что нынешний отряд принял это как данность. Продемонстрировал потрясающие чудеса безволия и только в Примере обновил клубные летописи сразу семи команд: «Алавес» и «Эйбар» обыграли его впервые в истории, «Реал Сосьедад» впервые выиграл оба матча, а «Райо Вальекано» победил впервые с 1997 года, «Леванте» выиграл в третий раз в своей биографии и впервые за 11 лет победил на «Сантьяго Бернабеу», «Жирона» выиграла впервые на этом славном стадионе, «Бетис» впервые вышел из Белой Церкви со щитом в двух сезонах подряд и при этом ни разу не пропустил.

Прекрасные клубы, при всём к ним уважении способные обойти Мадрид только по стечению обстоятельств, их действительный уровень не настолько высок.

В прошлом сезоне была похожая ситуация. Но тогда был ясен заманчивый ориентир – третья подряд Лига Чемпионов. «Все турниры важны одинаково», «Каждый матч – финал», етс – на публику. Просто физически невозможно играть финалы на протяжении 10 месяцев два раза в неделю. Обычно есть ещё и сборные. Отсюда неизбежность приоритетов.

Значение имеет только результат и в этом плане задача выполнена. То, какими путями достигнуто желаемое, нужно проанализировать, исключить ненужные риски и невынужденные ошибки и тут же забыть.

Вместо этого получилась команда, погрязшая в лени и самоуверенности. Их не возбуждает ни один соперник, пусть даже «Барса», 1:5 и 0:3 от которой не становятся вызовом чувству собственного достоинства. Они так хорошо поняли жизнь, что не спешат, даже уступая в два мяча за 10 минут до конца.

Кто виноват

1 Флорентино Перес Правда то, что за 15 полных лет его президенства Мадрид добыл 24 титула (27,2% всех добыч клубного музея). Но если отбросить шутовской Клубный чемпионат мира и краткосрочные турниры из одного – двух матчей, достижения будут гораздо скромнее: 4 национальных титула, 2 Кубка Короля и 4 Лиги Чемпионов.

«Барселона» за то же время выиграла 8 национальных Лиг, 6 Кубков и 3 Чемпионс (сюда же можно добавить победу в ЛЧ – 2005/06, после вылета Мадрида из которой Флорентино достало чести подать в отставку).

В прямой конкуренции с азулграной есть 14 побед, 15 ничьих и 21 поражение (в том числе 7 разгромных). Заслуга Дона в том, что «Барса» уже ведёт в общей исторической статистике неоценима.

«Я очень люблю класико. Именно эти матчи показывают, кто, кого и в чём превосходит, а кому и в чём надо прибавлять» — говорил Андрес Иньеста.

В безудержном лидерстве его команды отражается её повышенная титулярность, во многом исходящая из того, что Мадрид вышел из конкуренции.

Теория неподсудности в течение трёх лет после чемпионства абсолютно верна. В принципе. Но она подразумевает переход из одной точки в другую, последующее накопление перед очередным пиком. Желательно, чтобы всё происходило постепенно.

В этой связи 2016/17 казался пойманной точкой роста, которой оставалось только держаться. Что сделал Перес?

1. Продал трёх игроков ротации, дававших варианты развития каждой линии – Мората, Хамес и Пепе.

Ситуация с Пепе понятна: возрастной футболист, занимающий место молодого перспективного Вальехо. То, что не сложилось у него – стечение обстоятельств, естественные риски.

Мората своими результативными действиями добыл для команды 5 побед, метрика Хамеса 7 побед и 3 ничьих.

Безусловно, оба хотели большего, чем роль эпизодников, но практических решений таких вопросов предостаточно. На деле же ушли люди, умевшие менять плохие сценарии и в следующем сезоне была абсолютно та же команда.

«Я прощу игроку всё, что угодно – нереализованный момент, ошибку, приведшую к голу, удаление на эмоциях. В конце концов, это наша, тренерская вина – не научили, не подготовили к ситуации. Но я никогда не буду работать с людьми, которые внутренне достигли всего. Это мёртвая материя и она безжалостно отсекается» — кредо Луиса Арагонеса, масштаб личности которого становится яснее вследствие утраты испанского могущества.

Перес слишком крут для того, чтобы слышать кого-то, кроме себя. Никаких выводов не сделано до сих пор. Сейчас проходят масштабные подписания, но, может быть, только Азар станет игроком основы. Йович и Менди, точно, куплены для скамейки. И всех снова будут радовать Марсело, Кроос и заметно сдавшие Каземиро с Модричем. Маркос Льоренте, Себальос и, скорее всего, Иско уходят.

Отчасти таково желание вернувшегося в команду Зидана. Пока его репутация безупречна. Выиграет – снова будет прав во всём, проиграет – появятся вопросы, отличающиеся от тех, что задавались по мотивам его ухода 31 мая 2018 года и возвращения в марте 2019.

Сейчас значение имеют лишь причины увольнения после победы в Киеве.

2 У тренеров Переса нет самостоятельности

Круть Жозе – на очень много процентов публичный имидж, Анчелотти окончательно поседел, а Зидан – совсем полысел от навязчивой идеи президента видеть в составе Бэйла, Лопетеги просто подставили.

Сам Флорентино говорит, что глава Федерации футбола Рубьялес отлично знал о переходе главного тренера из сборной в Мадрид после чемпионата мира и это похоже на правду: все события сначала становятся достоянием круга прямо заинтересованных и лишь потом оказываются в публичном доступе.

Но в любом случае, тренер потерял одно перспективное место работы и не прижился на другом. Он допустил массу ошибок, первой из которых стала наивность. Никаких собственных требований по составу, готовность следовать течению. В команде, уже не оценившей его как футболиста – один матч Лиги за два сезона в первом «Реале».

С другой стороны было абсолютно понятно, что сочетание «Перезревший состав – Реформы – Результат здесь и сейчас» абсолютно нежизнеспособно. Нельзя быть немножко беременной. Либо, сознательный откат, наработка новых идей, либо, достижения в режиме он-лайн.

Пришедший Солари повторил тот же путь – лихо разбирался с соперниками рангом ниже и становился субстанцией из внутренних органов при малейшем градусе сопротивления. Правда, в отличие от предшественника обыграл прямого конкурента – «Атлетико». Но к тому моменту было давно ясно, что от непопадания в Лигу Чемпионов бланкос защищены родовым именем, а в борьбе за титул не участвуют. Поэтому никаких новых игроков он не получил, работал с тем, что есть.

Зидан набрал лишь 17 очков из оставшихся 33, оказавшись худшим техником худшего сезона. Первый удар по репутации. Конечно, далеко не смертельный – исправить что-то по существу было уже невозможно. Но неизбежен вопрос, какой смысл вкладывался в это подписание? Лёгкое исправление имиджа – понятно. Практическая сторона?

Зизу, кажется, смотрел матчи «Реала» и не работал лишь с Куртуа, Винисиусом и Регильоном. Представление о том, кто и насколько дееспособен наличествует. Прямой кастинг, кто уйдёт, а кто останется – глупость. Одних тренер любит, к другим, напротив, испытывает минимум симпатий. Ни тем, ни другим нет смысла выпрыгивать из трусов и бутс.

Данный Зидану карт-бланш на формирование состава….Он просит Погба, а клуб говорит по Эриксену, он просит Ндомбеле, а после де-факто наступившего расставания с Маркосом Льоренте остаётся с одним опорным, Каземиро, лично почти договаривается с Мане, но получает в ту же зону Азара. Конечно, они совместимы и это может быть очень эффективным. Дело не в этом.

3. Перес потерял экономическую хватку

Возросшая стоимость бренда Мадрида очень показательна. Какой смысл в номинальной стоимости активов 1,6 млрд евро, если в действительности пришедший в негодность состав можно отремонтировать лишь на 300 миллионов?

2. Футболисты Возможно, когда-то разрушение команды изнутри назовут эффектом Бэйла. Не совсем заслуженно, как и всё, что с ним связано. Он – Золушка, удачно зашедший на крутую вечеринку и очаровавший принца. Как в любой правдивой сказке, последствия не замедлили: остальные окончательно поняли неважность собственных усилий – можно умирать за герб и рубашку, или, околачивать груши. Оценка труда связана исключительно с личным отношением даже не тренера (это неприятно, но со спортивной точки зрения нормально), а первого лица государства.

Некоторые приняли это как руководство к действию. Плохие сезоны бывают у всех, но Кроос на глазах деградировал из, возможно, лучшего центрального полузащитника мира в полный отстой транзитом через посредственность. При том, что его позиция – ключевая в современном футболе, проблема прописными буквами.

За восторгами о Марсело – шоу давно замалчивались его привозы в обороне. Но теперь это перестало компенсироваться эффективностью в атаке: напрямую организовал себе 14 мячей, в том числе, 9 потерей позиции (как всегда, не успевал возвращаться), трижды проиграл борьбу на опережение и дважды не успел на подстраховку. Всё это в 23 матчах. Подвиги на чужой половине – 2+2 и лишь один голевой пас на три очка. Точные удары пришлись на проигранные встречи с «Леванте» и «Барселоной», а передача Бэйлу лишь закрепила преимущество Мадрида вконцовке. При этом, до 28-го тура ассистов не было вообще. Второй капитан растерял в этом сезоне почти всё лучшее, проехав по нему с багажом изъянов.

Модрич стар (как звезда, безусловно, но больше по возрасту), потеряв двоих боевых товарищей, ухудшился Каземиро, вынужденный пахать примерно за всю полузащиту.

Магистральный Марко Асенсио продолжает кивать на опытных игроков, отводя себе роль командира засадного полка, другой магистрал, «лучший центральный защитник мира» Рафа Варан привозит гол за голом и просит перевода с повышением контракта (причём, одновременно), Начо, Лукас Васкес и Иско ничего не портят, но теряют идентификацию. Проблемы, которые не решить ни тремя, ни даже пятью трансферами. Тем более, что Мадрид перестал быть респектабельным партнёром – по первому зову туда бегут всё реже, а клубы из совсем другого исторического измерения («Тоттенхэм», «Айнтрахт», «Бенфика») не стесняются ставить за своих игроков такие ценники, за которые условный «Эйбар» со всеми его активами можно купить два раза. Эти клубы считаются дружественными. Избави, Боже от таких друзей.

Зелёный свет тоже дал Перес, заплативший за Бэйла те 100 миллионов, которых он не стоил никогда и ни в каких кошмарах.

Плохое управление и изжившие себя футболисты. Диагноз сожаления. Но так есть на самом деле.

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес