«Вильярреал»: В едином порыве

Они были в шаге от финала, и «подлодка» никогда не забудет ту Лигу Чемпионов, в рамках которой ей удалось собрать незабываемые матчи и исторические рекорды на «Эль-Мадригале». Возможно, тот промах Рикельме вернется удачей нынешней команде.

«Я рассмеялся про себя. Я помню, что первая игра группового этапа против «Лилля» была сыграна в Париже, на «Сен-Дени». Все, потому что стадион нашего соперника не был готов к матчу. Накануне в предтренировочном разговоре Пеллегрини сказал нам, что мы вернемся сюда, чтобы сыграть финал, и я смеялся внутри. Это было безумно. Мы были в одной игре от достижения этой цели», — начинает повествование Диего Форлан, путешествуя во времени, чтобы вновь пережить ту Лигу чемпионов, в которой «Вильярреал» прикоснулся к славе.

Фернандо Роиг, неотъемлемая часть истории «Эль-Мадригала», купил клуб в 1997 году, и вскоре команда покорила элиту и начала путешествовать за пределами Пиреней. В сезонах 03-04 и 04-05 «подлодка» выиграла ныне несуществующий Кубок Интертото и пробилась в Кубок УЕФА: в дебюте она дошла до полуфинала, где уступила «Валенсии», которая в итоге стала чемпионом. А в втором розыгрыше, уже с Мануэлем Пеллегрини в качестве главного тренера, вылетела в четвертьфинале, в противостоянии «АЗ Алкмаар». При этом «желтые» стали третьими в Примере. Впереди только «Барселона» и «Реал Мадрид». Таким образом, они завершили сезон в зоне Лиги Чемпионов. Впервые в своей истории.

«В городе это событие праздновалось как титул», — вспоминает Хуан Пабло Сорин, 12 номер, представляющий испанский клуб в предварительной стадии с «Эвертоном». «Я помню то прекрасное ощущение, когда приехал в Ливерпуль, чтобы сыграть в Лиге чемпионов, и побывал в легендарной «Пещере» с Гонсало [Родригесом] и некоторыми другими игроками», — продолжает он. Команда вернулась из «Гудисон Парк» с преимуществом 1:2 (голы Лусиано Фигероа и Хосико Морено), и уже в ответной встрече Сорин проложил путь к победе в первом тайме.

 «Это была возможность войти в историю, и я хотел провести отличную игру. Я верил в лучшее. Сколько бы не говорили, что голы после подбора, некрасивы. Для меня это был прекрасный, драгоценный мяч» — улыбаясь утверждает аргентинец, который на 92 минуте, после того, как Микель Артета окрылил англичан, уполномочил Форлана решить судьбу противостояния. Хуанпи добавляет: «Я сделал кросс на Диего с левого фланга. Я знал, если все правильно провернуть, будет гол. Потому что Диего никогда не подводил. Это был тяжелый матч. Я вернулся домой выдохшийся. Но вспоминаю момент с большим удовольствием. Это было освобождение. Облегчение. Мы все были довольны прошедшим сезоном, но мы нуждались в максимальной красоте. Если бы не победа над «Эвертоном», мы бы остались на полпути. Это был момент, чтобы сказать: «Да, мы уже в деле». Давайте наслаждаться».

Финальный свисток поединка с «Эвертоном» означал одновременно и конец, и начало. Это был эндшпиль плодотворной карьеры итальянца Пьерлуиджи Коллины и начало приключений «Вильярреала», который открыл неизвестные и неизведанные пейзажи в глазах города с населением менее 50 000 человек и клуба, который «только в 90-е годы стремился не вылететь в Сегунду Б, и если на стадион приходило 2500 человек, это уже было чудом» , — вспоминает Хосе Мануэль Льянеса, все еще вице-президент клуба и создатель той команды, наполовину испанец, наполовину южноамериканец.

«В составе присутствовал сплав талантов, а также игроков, которые шли на смерть. Это была группа людей, которые знали, чего хотят – победить» — соглашается Льянеса. В том же духе Каэтано Рос, журналист из El País, освещавший все приключения «желтых», указывает на два ключевых фактора — успеха команды, которая зашла «намного дальше своего потенциала»: «Футболисты были заражены амбициями Роига, личностью и самооценкой Пеллегрини. Они ничего не боялись. Они чувствовали свое превосходство и могли выиграть у любого благодаря своей приверженности техничным футболистам, начиная с возмутительного Рикельме. Пеллегрини предпочел технику физике, вопреки тому, что происходит сейчас. Он предпочитал ходьбу быстрым переходам. Все, что происходило в Испании с 2008 года, было в значительной степени благодаря наследию Кройфа и «Барсы» Гвардиолы, но были и другие, такие как Пеллегрини, которые также много сделали для позиционного футбола, футбола касаний».

Мечта дебютанта

Уже на групповом этапе команда Пеллегрини оказалась в одной упряжке с «Манчестер Юнайтед», «Бенфикой» и «Лиллем», но «мы никогда не видели себя Золушкой или с единственной целью бороться за третье место. Мы знали, что сможем пройти дальше, и сражались за эту общую цель с первой минуты первой игры», — подчеркивает Сорин. 14 сентября 2005 года команда дебютировала, принимая «Юнайтед» Рууда ван Нистелроя, Криштиану Роналду и Уэйна Руни. Никто из них не доиграл до конца. Первых двоих заменил Алекс Фергюсон, а последний был удален за вторую желтую карточку на 64-й минуте.

Льянеса до сих пор помнит взволнованного от прослушивания гимна Лиги Чемпионов Маркоса Сенну. «Я помню, как по нашему полю проходили одни из лучших игроков в мире. Я был невероятно счастлив. Сбылась мечта каждого футболиста и ребенка. Для нас быть там было успехом. Я уже играл в предварительном этапе. Но хотелось большего. Пеллегрини поменял направление наших мыслей» — отметил бывший игрок сборной Испании, который ныне директор клуба по институционным отношениям.

«Вильярреал» закрыл свои первые три игры группового этапа тремя ничьими и отпраздновал первую победу в 4 туре в «Да-Луше» с великолепным ударом с 40 метров правой Сенны. Следующим пунктом назначения был «Олд Траффорд», где повторилась нулевая ничья первой встречи. В этот раз выделялся Гонсало Родригес. Он был императором в собственной штрафной.

 «Это даже лучше, чем мы думали», — признался Ройг в репортаже Росу в El País. «Несколько лет назад я отправился на «Олд Траффорд» с «Валенсией» и пообещал себе, поскольку не мог никому рассказать об этом, потому что это казалось безумием, что я вернусь туда с «Вильярреалом». Лига Чемпионов — это наркотик. Когда попробуешь, трудно отказаться», — добавлял он через несколько недель в интервью тому же журналисту.

Город, упавший к ногам своей команды, жаждал еще одной дозы, и ее предоставил Антонио Гуайре, который в последней игре группового этапа закрепил за «Вильярреалом» первое место, отметившись победным голом в ворота «Лилля» (1:0). Непобедимые игроки Пеллегрини финишировали с десятью очками, с отрывом в два от «Бенфики» и с форой в четыре от «Лилля» и «Юнайтед» на последнем месте. Причем с балансом три забитых гола и всего один пропущенный. С тех пор, как турнир проводится в его нынешнем формате (03-04), ни одна команда не смогла выйти в плей-офф с таким количеством голов.

В 1/8 финала соперником испанского клуба был Рейнджерс». Яркость витрин «Айброкс Парк» не испугала «желтых». «Чрезвычайно превосходящий, «Вильярреал» остался с желанием закрыть противостояние. По игре он заслужил проход», — заявил Рос в своей хронике. Рикельме рано открыл счет, реализовав пенальти после руки Дадо Прсо, и Форлан вывел «Вильярреал» вперед еще до перерыва после того, как датчанин Петер Лёвенкрандс восстановил первоначальный баланс.

Но уже на 82 минуте, когда команда Пеллегрини сделала все возможное, чтобы сохранить нужный результат, Хуан Мануэль Пенья срезал мяч в собственные ворота. Соответственно, судьба противостояния решалась на «Эль-Мадригале», где команда воспользовалась правилом двойной стоимости гостевых голов. Игра завершилась вничью (1-1). Авторами голов стали Лёвенкрандс (12 минута) и Арруабаррена (49 минут). «Дома мы были очень крепкими. Мы привыкли жить с этим давлением, и соперники вели себя иначе, когда выходили на «Эль-Мадригал», — подчеркивает Форлан.

Оставив на пути два британских клуба, «Вильярреал» оказался в паре с «Интером». «От «надеюсь, мы доберемся до группового этапа» мы перешли к «было бы здорово выйти в 1/8 финала», а оттуда — к «Джузеппе Меацца». С большим энтузиазмом, но с минимумом возможностей, подумал я. У «Интера» была впечатляющая команда. А в Милане нас постоянно обстреливали. Дзанетти распутал нас», — отмечает Льянеза. Накануне первого матча Гилье Франко уверял, что будет «очень важно» забить на выезде, и Форлан сделал это на первой минуте, но «Интер» одержал волевую победу благодаря Адриано Лейте и Обафеми Мартинсу.

Это было первое поражение команды Пеллегрини в той Лиге чемпионов, но «Вильярреал», как настаивал Рос в El País , «отказался от разницы в бюджете, истории и опыте, столь неблагоприятных, чтобы оставить дверь открытой» . А в ответном матче отправил соперника в нокдаун, с еще большей силой, чем Руни, и новым историческим голом Арруабаррены (58 минута). «Мы провели фантастическую игру, тактически идеальную. Роман навесил со стандарта, как будто рукой» — рассказывает Сорин, и стоя к воротам Франческо Тольдо», тройка головой вонзил мяч в ворота, приведя в экстаз трибуны «Эль-Мадригаль».

На той игре присутствовал Роберто Баутиста Агут, бывший игрок юношеских команд «Вильярреала» вместе со своим отцом. «Я помню, как играл в Плэй с Адриано, Рекобой, Дзанетти, Вероном, Фигу и компанией и увидеть их было непередаваемым ощущением. Так же, как и слушать гимн Лиги Чемпионов на «Эль-Мадригале», на заполненном стадионе, рядом с отцом. Нам очень понравилось» — сетует теннисист.

Возвращаясь к тому вечеру, Льянеса вспоминает «впечатляющую встряску. И ощущение, что мы слишком рано забили и слишком рано разбудили зверя. Но Роман взял мяч и спрятал его». Сорин, со своей стороны, не забывает страшный локоть Марко Матерацци, который разбил его левую бровь, и судья не дал свистка. «Теперь вы ответите за все», — предвосхитил аргентинец в конце игры.

Пока Роиг плакал от умиления, болельщики трижды требовали присутствия своих героев на поле, чтобы отблагодарить их. «Как добиться чуда?» — спросили Пеллегрини на пресс-конференции. «Работа и убеждение»— ответил чилийский тренер, инженер дерзкого «Вильярреала», который стал первым дебютантом Лиги чемпионов, дошедшим до полуфинала. Сенна прожил это 4 апреля «с большим волнением и гордостью. Это был невероятный вечер. Мы вышли, чтобы повеселиться, ничего не теряя, но много приобретая».

Когда судьба свела на одном пути «Вильярреал» и «Арсенал», на лицах футболистов старого «Хайбери» блеснула улыбка. Они были убеждены, что «Барса» и «Милан» — соперники, которых следует избегать. «Первая мысль была: «Вау, как нам повезло». Большинство даже не знали, где находится «Вильярреал» на карте, а болельщики уже покупали билеты на финал», — вспоминает Робер Пирес, который в тот момент почти закрыл контракт с Роигом.

Этот «Арсенал», возможно, менее успешный, но такой же устрашающий, обыграл «Мадрид» в 1/8 финала благодаря прекрасной игре Тьерри Анри и «Ювентус» в четвертьфинале. Также «канониры» выиграли в первый матч с «Вильярреалом» с единственным голом Коло Туре перед перерывом, Он откликнулся на передачу Глеба. Под пристальным вниманием Роса «Вильярреал» претерпел испытание, лишенный мяча и полномочий Рикельме. Без футбольного снаряда «подлодка» была никем, и максимум, на что желтые могли надеяться – вернуться домой с минимальными потерями».

Ответный матч был сыгран 25 апреля, и автобус команды прибыл на Эль-Мадригал, толкаемый болельщиками. «Город вышел на улицы, и все было окрашено в желтый цвет. Это было нечто впечатляющее. Волшебно», — уверяет Форлан, который в предыдущем сезоне разделил «Золотую бутсу» с Анри. «Это было незабываемо», — признается Сорин. «Семьи поддерживали команду, а команда — семьи. Сообщество города жило мечтой, фантазией. Мы щипали друг друга, и да, это было реально».

«Вильярреал» вышел в следующем составе: Мариано Барбоса, Хави Вента, Пенья, Кике Альварес, Арруабаррена (Рохер Гарсия, 82), Рикельме, Хосико (Хосе Мари Ромеро,63), Сенна, Сорин, Гилье Франко с Форлан. Цвета «Арсенала» защищали Йенс Леманн, Эммануэль Эбуэ, Туре, Сол Кэмпбелл, Матье Фламини (Гаэль Клиши); Жилберто Силва; Глеб, Сеск Фабрегас, Фредерик Юнберг, Хосе Антонио Рейес (Пирес, 69); и Анри. «Мы приехали с большим уважением, потому что Венгер много раз говорил нам, что, чтобы добраться до Парижа, нужно пройти через Вильярреал, и они устроили нам беспредел. Нас задавили. Мы все еще недоумевали, откуда они взялись, и они убили нас. Хави Вента убил меня. ‘ Mamma mia ‘, мне было неспокойно”, — вспоминает Пирес.

«Вильярреал» оставил свою душу на поле Эль-Мадригала, которое было «немного выше и суше, чем обычно, так что им было бы трудно комбинировать», — признается Сенна. Парни Пеллегрини загнали «Арсенал» в угол на свою половину поля — до такой степени, что единственное достойное действие, о котором вспоминает Анри, — это эпизод, в котором ему пришлось побежать назад, чтобы отрезать местное наступление, — но «желтые» терпели неудачу каждый раз, один за другим. Пока на 88-й минуте все не остановилось. Клиши отправил Хосе Мари в нокдаун, и арбитр не стал медлить: пенальти. «Когда он свистнул, мы подумали, что вылетели. Мы были мертвы. Если бы Роман забил, мы бы получили второй гол. Конечно, мысленно мы уже растворились» — заключает Пирес.

Роман ласкал мяч и целовал его, как обычно бывает. Но в этот раз футбольный снаряд отклонился от цели и врезался в перчатки Леманна. Тот эпизод, разлетевшихся в сотки фотографий в разных футбольных изданиях, навсегда останется в памяти. Сразу за воротами появился Мойсес Пелаэс, который в то время отвечал за состояние травы на «Эль-Мадригале».  «В этот миг что-то внутри меня надломилось. Я вспоминаю тот момент с грустью, но ту ночь я вспоминаю с счастьем», — говорит Пелаес, который сейчас на пенсии. Он вырезал фотографию из журнала и держит ее на тумбочке, как сокровище. «Иногда я смотрю на нее. И думаю, что у каждого может быть ошибка. С годами все забывается, но об этом мы никогда не забудем. Он останется с нами до конца», — предупреждает он, и его голос дрожит от волнения.

«Мы проиграли, но выиграли момент, который всегда будет с нами. Счастье видеть клуб из нашего города в шаге от финала Лиги чемпионов… Это был подвиг и поворотный момент», — заключает Баутиста Агут, а Рос утверждает, что «Вильярреал» был хозяином. Это была неожиданная поездка. Потрясающее, красивое, удивительное приключение. Мечта». «Я помню тишину, когда Роман собирался ударить, и то, как он истекал слюной, абсолютно подавленный и заблокированный таким давлением, звуки разочарования после этого и, прежде всего, такой зверский эмоциональный заряд и столько электричества на стадионе, когда люди начинали плакать. Даже люди за пределами «Вильярреала», такие как Альфредо Реланьо. Люди многое чувствовали, от детей до игроков. Команда умерла со своей философией, со своими идеями, со своей идентичностью. На поле. С гордостью народа. Из города, в котором летом люди выходят со стулом, чтобы подышать ночью свежим воздухом. Это была красивая история. Очень романтичная. Сказка. Футболисты пали, но сделали это с гордостью и своим стилем. Падать так — это тоже победа», — говорит журналист.

Пока Рос заканчивал свою хронику, а Роиг приходил в себя, стоя на коленях на трибуне «Мадригала», из королевского дома поступил звонок. Фелипе, на тот момент еще принц, хотел поговорить с президентом, но он не взял трубку. Льянеса сбросил звонок. «Я не поверил, подумал, что это шутка». Позже мне позвонили из провинции Кастельон, чтобы я передал трубку Фернандо» — вспоминает он, смеясь. «История Золушки окончена. Нет. Нас сняли с бала через минуту после прекрасного медляка» — отстраненно замечает он. «После вылета я больше гордился тем, чего добился, чем грустил из-за того, что не вышел в финал» — нюансы от Сенны.

Кто-то будет чувствовать меланхолию. Другие – радость. Как Сорин, который со своей безошибочной улыбкой заключает, что «мы отдали все. И нам нужно было немного больше. И как бы не было больно от того пенальти, мы вошли в историю. И без Романа ее бы не было. Я вспоминаю тот сезон со счастьем, и это ощущение никогда не покинет меня: «Посмотрите», как мы преобразили «Вильярреал». И это была заслуга каждого. От болельщика, до Паскуалета, нашего утильеро. Это была заслуга всего города».

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес