Хосе Рамон Сандоваль: Тренер с рецептом в руке

«Я очень люблю кино. Жанр выделить не могу, но футбольная команда напоминает мне десант в джунглях. И выжить, выбраться можно только при полных взаимопонимании и взаимовыручке. Выпадет один человек, одно звено — пропадут все» — ярко и образно характеризует Сандоваль свое тренерство вообще и Гранаду в частности.

Большой человек с неиспанскими голубыми глазами и мягким голосом. Он принял команду после того, как Хоакин Капаррос, бравшийся на повышение качества, загнал ее в конкретную кугу, а Абель Ресина оказался очень слабомощным бегемотом. Вытащить, может быть, и хотел, но снова не смог. 25 очков и четыре тура до финиша давали очень мало шансов. Однако «прекрасно понимаю всю сложность задачи. Но это лучше, чем сидеть без работы. Я попробую».

У него получилось. В эндшпиле Гранада набрала 10 очков из 12, впервые с 1974-го года одержав в Примере три победы подряд и дав ничью с Атлетико. Выездные победы над турнирно немотивированными Хетафе и Сосьедадом, а так же трубка мира, выкуренная с индейцами, в сочетании с устойчивой репутацией семейства Поццо и его наместника Кике Пины дают основания посчитать эти матчи странными, но к работе главного тренера это относится максимум, по касательной.

Сандоваль просто любит футбол. «Деньги вообще не имеют никакого значения» — фраза стандартная и, чаще всего, ложная. Не тот случай. Он отлично зарабатывает в семейном ресторане, перешедшем ему по наследству. Три из трех звезд по оценке путеводителя Мишлен как оценка работы над некогда упадническим заведением. Сейчас оно престижно и актуально для корпоративов очень влиятельных компаний.

«Тренеры Примеры зарабатывают очень хорошо. В низших дивизионах ни о чем подобном нет и речи. Тех денег, которые приносит ресторан, вполне хватает для обеспеченной, и, что еще важнее, сытой жизни. Но я — не ресторатор. Я очень люблю футбол, у меня есть свое видение, я очень люблю работать с молодыми игроками, мне нравится научить их чему-то новому. Это очень интересно».

Он начинал как детский тренер. Работал с кантерами Хетафе и Райо Вальекано, здесь дорос до главной команды, а его клич Иду на грозу был услышан в сезоне 2010/2011 «мы, привыкшие быть маленькими и скромными, прорвались в Примеру. Это он говорил нам Вы можете все, пределов не существует, их придумали трусы. И если мы проигрывали, в раздевалке всегда была гроза. Мы даже прозвали его Зевсом.

Я бы не назвал его мягким и вальяжным. Но неправы и те, кто считает его грубияном. Он — очень добрый, простой и естественный человек. Говорит, что думает и думает, что говорит — вполне подходящая характеристика. Когда Пина решил его пригласить, он советовался со мной как с игроком, уже работавшим с этим тренером. Я ответил, что это — хороший шанс и лично я буду очень рад его приходу» — рассказывает Франсиско Луна (Пити), экс-капитан Райо Вальекано, летом 2013 перешедший в Гранаду.

«Была орлянка. А что делать? О нас могут говорить все, что угодно, но вылетать мы не собираемся. Примера очень важна для Гранады. Многие варианты уже были испробованы, ситуация сложилась патовой. И я позвонил Сандовалю. Если честно, не особо рассчитывал на положительный ответ, это было просто действие ради действия. И очень удивился тому единственному вопросу, который он задал Когда приступать? Позже он объяснил, что просто соскучился по любой работе, всегда хотел работать в Примере, а эта ситуация стала для него очень интересным вызовом»  — вспоминает президент клуба Кике Пина.

Сандоваль был близок к Примере со Спортингом. Однако, на финише сезона 2013/2014 руководство решило расторгнуть отношения. Текущее 10-е место не устраивало, плотность результатов и благоприятный календарь не извиняли. Он сам приехал представить Абелардо и проститься с командой. «Фернандес будет работать вместо меня. Его все знают как большого игрока. Это — очень хороший тренер и очень хороший человек. Я прошу вас поддержать его во всем. Мы сделали очень многое и ничто из того не должно пройти даром. И помните: я все равно слежу за вами. Мы остаемся одной командой. Что бы ни случилось» — в глазах слезы, на устах шутка.

Домашний матч с Сарагосой — один из ключевых моментов сезона 2013/2014. Агапито Иглесиас отчаянно цеплялся за свои последние дни в Арагоне, лучшим способом убеждения, как обычно, избрав покупку матчей. В результате, Сандоваль пришел на пресс-конференцию с очень конкретной гематомой под глазом. После матча сцепился в подтрибунном помещении с представителями Сарагосы.

«Я, действительно, наговорил очень много. Причина была. Они предложили деньги нам, естественно, что мы отказались, такая же задача выхода в Примеру есть у самих и делить очки с прямыми конкурентами не очень хочется, и после этого мы получили такое антихозяйское судейство, которого я не видел никогда в жизни. Им можно играть жестко, в нашу сторону идет штрафной даже при минимальном контакте, три удаления. Наши наошибались сами, Сарагоса играла отлично. Ну так тем более им не была нужна помощь судей» — один из рассказов по прошествии времени.

Все прожито. Есть сегодня и календарь, в котором Гранаде встречаться со Спортингом уже в Примере. «Очень жду этих дней в первом и во втором круге. Как жду матчей с Райо. Эти команды стали частью меня, а теперь я хочу сделать что-то хорошее в Гранаде. Я очень люблю футбол. Есть только одно выше: счастью трех своих дочерей я предпочту и Кубок мира, и Лигу Чемпионов, и новых Месси с Криштиану в своей команде».

Большой человек, кажется, так и оставшийся немного ребенком. Скорее всего, к лучшему.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес