Чемпионат мира. Сборная Испании: Победный шарм неудачников

20-й чемпионат и 14-е участие сборной Испании. 56 матчей, 28 побед, 12 ничьих, 16 поражений. Разница мячей 88 — 59. Лучший бомбардир — Давид Вилья — 8 мячей. Последний пропущенный мундиаль — Германия — 74. Точка невозврата — 1/4. Если удавалось пройти её, команда побеждала. Прошли один раз.

Дель Боске начинает бразильский вояж так же. как заканчивал турне в ЮАР — матчем со сборной Голландии. Тогда это был финал, здесь — начало финала. Поражение не станет трагедией, но с большой долей вероятности отправит в объятия сборной Бразилии уже в 1/8. Так рано хозяева не вылетают, если это — не сборная Японии. Испанцы испытали на себе.

2002-й год. 1/4 Испания — Южная Корея. Два незасчитанных чистых гола Морьентеса и одна из самых интересных играющих версий рохи за всю историю вновь отправляется домой досрочно. Корея побеждает в серии пенальти.

Её турнирный путь изначально начинался с проигрышных позиций. Европейские чемпионаты набирали обороты, единственным всеиспанским турниром был Кубок. Собрать в общую команду кастильцев, басков и каталонцев было мягко говоря, проблематично. Сборная всё же, существовала, но из-за дальности расстояний — передвигались тогда большей частью на автобусах и арендованных автомобилях, играли чаще всего с соседями — португальцами и иногда  — с французами.

Первый официальный турнир — Олимпиада — 1920. Участие стало возможным из-за того, что организаторы оплатили проживание и питание сборной Испании. Первый матч и первая победа — Дания, 1:0. Тогда же впервые сыграли с голландцами. Личная встреча определяла, кто займёт второе место, а кто останется третьим.

Интересно, что чемпион к тому моменту уже был известен — сборная Бельгии, к 40-й минуте переигрывавшая Чехословакию 2:0. Расстроенные братья — славяне покинули поле в знак несогласия с судейскими решениями и были лишены серебряных медалей. Собиравшимся домой испанцам и голландцам пришлось сыграть лишний матч. 3:1 Роха. На дубль Сесумаги и удар Пичичи оранжевые ответили единственным результативным действием.

Далее селексьон как-то функционировала (“как-то” — ключевое слово). 14 тренеров за 9 лет формировали состав всяк на свой лад. Как такового института сборной тогда не существовало и за работу брался просто свободный на данный момент специалист. Естественно, у всех было собственное видение, понимание и представление о том, кто должен играть за главную команду. Ясно и то, что этот показатель был не вполне объективен. Единственной непререкаемой фигурой был Рикардо Самора в воротах. Считалось, что его наличие уже подразумевает как минимум, ничью и нужно просто забить в атаке. 

   

Близость чемпионата мира заставила пересмотреть ряд позиций. К власти на постоянной основе пришёл Хосе Мария Матеос. Первое новшество — использование клубных связок, в частности, мадридского трио форвардов во главе с Гаспаром Рубио. Человеком, вписавший себя сразу в две исторические страницы: бомбардира —  хет-трик португальцам, покер- в ворота Франции,  дубль Англии и скандалиста, разрывающего арбитра прямо на поле и мстящего тренеру демонстративным неучастием в матче с Бельгией за то, что тот посмел не поставить его на предыдущую встречу с Чехословакией. Из сборной изгнан. С позором. 

 Тем не менее, к первому чемпионату мира команда была готова со спортивной точки зрения. Всего лишь не доплыла до заокеанского Уругвая. Не хватило денег на оплату поездки.

Дебют состоялся в 1934-м. Уверенное выступление положило начало проклятию четвертьфинала и многолетней дружбе со сборной Италии. Команда, подготовленная Матеосом и в окончательном варианте сформированная Саласаром на основе басков плюс Самора в воротах и Лангара в атаке без проблем расправилась с Бразилией в 1/8 и вышла на хозяев — итальянцев. 1:1 в первом матче при незасчитанном голе Лангары в концовке, всепозволенная грубость хозяев, по-хорошему, обязанных доигрывать матч ввосьмером  и переигровка с нелегитимным, но засчитанным голом Меаццы. Как-то так скуадра адзурра выиграла свой первый чемпионский титул.

 До чемпионата мира — 38 не допущены вследствие несогласия с действиями франкистсксого режима и вновь появляются на международной арене на первом послевоенном турнире в Бразилии. 1950-й.

 Здесь действовала уникальная для футбола формула — 4 победителя предварительных этапов формировали финальную. группу, так же игравшую по круговой системе. Пройдя отбор на ура — 3 победы с разницей мячей 6 — 1, роха сгорела красным пламенем в решающий стадии — ничья и 2 поражения при соотношении 4 — 11. Чемпион — Ургувай, в решающей схватке побивший Бразилию.

И снова 12 лет, пропущенных для футбола. В 1954-м и 1958-м не прошли отборочного цикла. Красный цвет вновь появляется только в Чили 1962 года. Реал тогда доминировал. Но только в Европе. Кроме того, ведущие роли в нём исполняли венгр Пушкаш и аргентинец Ди Стефано.

Начав турнир с поражения от Чехословакии, реабилитировались победы над Мексикой (Пейро, 90) и не удержали преимущества в матче с Бразилией. Аделардо открыл счёт в конце 1-го тайма, Амарильдо ответил дублем в середине и в концовке 2-го. Позже Бразилия и Чехословакия разыграют главный приз. 3:1 команда Пеле.

Чемпионат мира — 66 ждался продолжением победы в чемпионате Европы — 64. Принёс достойные поражения от Аргентины, в 1/4 павшей от будущего победителя в английской короне и финалиста — сборной ФРГ, разбавленные победой над Швейцарией. 10-й результат из 16 команд. 

В дальнейшем было только хуже. Чемпионаты в Мексике и в Германии прошли вообще без Испании. И стали последними пропущенными мундиалями. Особняком стоит 1982-й, в котором Селексьон участвовала  без отбора, на правах хозяев.

В тот момент испанский футбол попал на пересменок. На первый план вышли басконские футболисты, в частности, Реал Сосьедад, выигравший две Примеры подряд. Он же стал базовым клубом сборной, изрядно разбавленной игроками Барсы, Мадрида и отчасти — Валенсии, Бетиса и Хихона. Коктейль получился ярким, взрывным, но слишком быстродействующим. Натужная ничья с Гондурасом и выстраданная победа над Югославией привели во второй отборочный этап, где судейская ошибка во встрече с ФРГ лишила в общем-то, вполне заслуженной ничьей. К компромиссу пришли с Англией, но это уже ни на что не влияло.

Сразу после этого в команде случилась масштабная перезагрузка и привился тот самый стиль весёлых неудачников, ставший визитной карточкой Фурии. На чемпионате в Мексике уже играло другое сочетание, основанное на подросшей безумной пятёрке Мадрида во главе с Бутрагеньо и Мичелом и непробиваемым Субисаретой в воротах. Это было фантастически зрелищно и весело.

Могучая на тот момент Дания была денонсирована покером Бутрагеньо (ещё один мяч Бог знает с какого перепугу забил мясник из Бильбао Гойкоэчеа)  и Испания впервые за 36 лет пробилась в 8 лучших. Здесь была добрая битва с не менее яркой на тот момент Бельгией, уже получившей судейские преференции в 1/8 против сборной Лобановского. 1:1 и в серии пенальти всё решил Пфаф, отразивший удар Элоя.

 1990-й и 1994-й примерно похожи. Яркая красочная игра и не совсем заслуженный вылет на ранней стадии плей-офф, 1998-й — провал, предопределённый зубодробительным поражением в 1-м туре от Нигерии. Рауль и Йерро обеспечили тогда преимущество, но ошибки Субисареты, умудрившегося даже забить в свои ворота, лишили и ничьей.

“Никто не может обвинять человека, тысячи раз спасавшего свою команду в сложных ситуациях” — скажет тогда капитан соперников по сборной Парагвая, местный вратарь-легенда Хосе Луис Чилаверт. С Парагваем разошлись миром — 0:0, в последнем туре со всей испанской грустью прошлись по обветшалой Болгарии — 6:1, но команда, по составу и качеству игры смотревшаяся одним из претендентов на титул, даже не смогла выйти из группы.

 Был шанс в 2002-м. Команда оставалась столь же блестящей по подбору. И по факту они являются как минимум, полуфиналистами. Но в исторических хрониках зафиксирована 1/4.

Германия — 2006 в привычном сценарии. Лёгкая уверенная поступь по предварительной группе, гол Вильи в 1/8 и раскатистый дембельский аккорд прощающегося с большим футболом Зидана. Он помог забить Рибери и Виера, в концовке забил сам. Дотащил свою команду до финала. Много слов не будет. Только одна фамилия. Матерацци.

В Испанию приходит мудрец из Орталесы. Луис Арагонес. “Мне абсолютно наплевать, кто и что про меня скажет. Я — главный тренер сборной и буду делать то, что я считаю нужным”. Нужным, например, счёл изгнать Рауля. Не было варианта. Луис вернулся на базу и застал лишь сидящего перед телевизором капитана. “А где остальные? — Я их отпустил. Решил, что пусть ребята отдохнут и развеются” — ответствовал сеньор Бланко.

Арагонес не простил. Как его не просили. Проиграй он Евро — 2008, смешали бы в кашу из навоза и грязи. Но его Испания была слишком расчётлива для поражений. Прагматика холодной страсти и механика выверенных движений как замена искренней радости, которой рукоплескают и исподтишка располосовывают красивое лицо.

Из того состава в сборной до сих пор выступают 11 человек, по сравнению с ЧМ в ЮАР — 17. У голландцев таких лишь пятеро — Хюнтелаар, Ван Перси, Роббен, Снейдер и отморозок Де Йонг (спасибо, нет хоть Ван Боммеля), чей футбол в ЮАР показал, как Голландия может противостоять Испании. Там все помнят. Хесус отобрал и убежал, отпасовал Фабрегасу, переадресовавшему Торресу, тот пробросил в свободную зону. Вилья открылся, Иньеста забил.

Ключевым же в том турнире стал пенальти, отражённый Касильясом при счёте 1:0 во встрече с Парагваем. Это был четвертьфинал.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес