Самый солнечный город

Матч Валенсия — Барселона глазами Сергея Тимохина.

Матч был запланирован на 21.00 час по местному времени, а в 11.50 «Барселона» уже приземлилась в аэропорту Валенсии. Удивительно: на матчи против «Вильярреала» сине-гранатовые традиционно приезжают на поезде или автобусе, а в Валенсию, в 60 км от Вильярреала, около 50 минут летят на самолёте.

Валенсия, город апельсинов, всегда встречает гостей солнцем и приятной погодой. По статистике это – самый солнечный город Испании: из 365 дней в году 325 солнечных. В воскресенье всё оказалось с точностью до наоборот: лил дождь, гремел гром, и я с самого утра опасался за вечерний матч.

Два билета обошлись нам в 60 евро (для сравнения: самые дешёвые билеты на матч аутсайдеров «Эльче» — «Кордова» стоят по 35).

Мы выходим из дома за три часа до матча – немыслимое дело. По дороге я надеюсь взять небольшое интервью у президента валенсийской пеньи (фан-клуба) «Барселоны». Он о моём визите не знает: их сложно застать на месте сбора не в дни матчей, так что договориться заранее не получилось.

Я захожу, знакомлюсь с президентом Рафаэлем Баидесом Пересом (в обычной жизни он – технический секретарь телекоммуникационной компании «ASELEC»). Рафаэль любезно предлагает мне пиво и оливки.

Вы не идёте на матч?

— Не, не могу: наш президент умер в августе, так что теперь я за главного. Должен быть тут, контролировать ситуацию: будут ведь приходить сосьос (члены пеньи), да и просто люди, которые хотят вместе посмотреть футбол.

Но уже бывали на подобном матче на «Месталье»?

— Да-да, конечно: и на «Месталье», и на игре «Барсы» с «Леванте» в этом сезоне.

Всю жизнь болели за «Барселону»?

— С самого моего рождения.

А родились Вы тут, в Валенсии?

— Нет, я родился в Барселоне, но последние  8 лет живу тут. Но это не важно: если бы я родился в России, всё равно был бы куле.

Что для Вас «Барселона»?

— Не знаю, как объяснить… Это такое врождённое чувство. Не зря говорят, что «Барселона» — это больше, чем клуб («mès que un club»). Может, из-за того, что мои родители также болеют за «Барсу», я с ранних лет начал чувствовать гордость от того, что я – барселониста. Это чувство, страсть.

А когда родилась пенья?

— 20 лет назад, но официально её зарегистрировали в 1996 году. Вначале это был просто бар, где люди собирались смотреть футбол. Постепенно здесь становилось всё больше единомышленников «Барселоны», и наконец они решили получить официальный номер пеньи. И вот уже больше 18 лет мы – пенья номер 1106.

Сколько всего таких ассоциаций Валенсии?

— Официально в самом городе – три. Была ещё одна, но они не получили «лицензию».

А вы с ними контактируете? Организуете что-нибудь?

— Да, конечно. Как минимум раз в три месяца мы встречаемся и устраиваем разные мероприятия. Приезжают люди из других городков и деревень, где тоже есть пеньи; мы общаемся, готовим паэлью. Что касается выездов, в том числе и в Барселону, стараемся собрать как можно больше народа, чтобы дешевле было снимать автобус. В общем, общаемся постоянно.

А сколько сосьос в Вашей пенье?

— Официальных членов – 56, но, на самом деле, нас больше сотни. Часто это зависит от результатов клуба, но большинство из нас преданы команде и всегда с ней.

Большинство Ваших друзей, наверное, болеют за «Валенсию»?

— Ага, и за «Мадрид» (смеётся).

Вы для них предатель? Какие в целом отношения между болельщиками?

— Нет, но, конечно, они вечно отпускают какие-нибудь шуточки. А вообще, здесь всё основано на взаимном уважении. Например, на этой же улице раньше была одна пенья «Валенсии», и мы с ними отлично ладили, выпивали вместе – никаких конфликтов. Надо уважать других, чтобы уважали тебя, именно так должны строиться отношения, причем во всех сферах. Хотя я слышал разные истории: разбивают окна, пишут на стенах… Возможно, нам просто повезло с районом.   

Сколько игр получается посетить за сезон?

— В Барселону один раз точно выезжаю. И посещаю практически все матчи, которые проходят в автономии: «Леванте», «Эльче», «Вильярреал» – на эти матчи попасть гораздо легче. 

А как Вам новая «Валенсия»? Новый тренер, новые игроки…

— В целом, я рад, что «Валенсия» вернулась. Рад, что мои друзья счастливы: когда они довольны, то и тебя не тревожат. Сейчас у команды дела гораздо лучше, чем в год назад, и болельщики полны надежд. «Валенсия» выдала отличный отрезок, где в каждом матче забивали по три гола. И я впервые за долгие годы всерьёз опасаюсь за результат: у нас есть проблемы в обороне.

Каков Ваш прогноз на матч?

— Думаю, что «Барселона» возьмёт верх 3-2, как год назад.

Бар начал наполнятся людьми: приходили приезжие болельщики, распределялись билеты на матч, которые клуб выделил для пеньи. Рафаэль представлял меня своим друзьям, но пришло время идти дальше: я поблагодарил Рафаэля за тёплый приём и направился в сторону «Местальи».

Из пеньи я выхожу счастливым: во-первых, я впервые брал интервью на испанском, во-вторых, за пиво и оливки Рафаэль категорически отказался брать деньги. Договорились, что в следующий раз угощаю я. Без проблем.

По пути к «Месталье» всегда встречаешь приятных и интересных персонажей, независимо от того, из какой части города ты к ней идёшь. Я лично всегда умиляюсь картине отца с сыном, вместе идущих поболеть за любимую команду.

То, что на «Месталье» ожидается аншлаг, становится понятно уже за 2 часа до матча: все бары в радиусе километра забиты под завязку. Как ни странно, но «ботельон» (распитие на улице) фанатского объединения «Curva Nord» в этот раз проходит в каком-то другом месте. До этого я несколько раз был свидетелем того, как самые активные болельщики «Валенсии» спокойно напивались под чутким присмотром полицейских в непосредственной близости от стадиона.

«Месталья» сейчас – один из самых красивых стадионов в Испании. Капитальный ремонт, приуроченный к её 90-летию и завершившийся буквально накануне, впечатляет: внушительные баннеры напоминают о важнейших победах клуба; за 9 дней до матча тут постелили новый газон; ну и куда же без огромной светящейся летучей мыши? «Валенсия» без летучей мыши – как Бэтмен без Робина.

За полтора часа до матча народ начинает активно проходить на трибуны – вот тебе и стереотип вечно опаздывающих и никуда не спешащих испанцев. Что ж, видимо, футбол – исключение. Мы же решили пройтись вокруг стадиона и сделать несколько кадров на память.  В очереди за семечками («пипас» здесь популярны не только среди «кузьмичей») увидели необычную и шумную компанию из четырёх парней: трое обернуты во флаги «Барселоны» и один – «Валенсии».

Ребят, можно вас сфотографировать? Вы друзья и болеете за разные команды?

— Да, мы из Барселоны, а вот он – отсюда, вместе тут учимся. О, а ты за «Спартак» болеешь? (в дождливую погоду я надеваю куртку с ромбиком) Я ненавижу ЦСКА! Мои родственники из Рима, ты смотрел матч во вторник? 

Сразу после этой фразы он заводит самопридуманную кричалку «Пута СЭСЭКА», которую резво подхватывают его друзья. Мне и «Спартаку» желают удачи, и мы с новыми друзьями расходимся по своим делам.

Атмосфера у «Местальи» невероятно дружелюбна для такого напряжённого матча: я не увидел ни одного инцидента с фанатами. Очень много болельщиков «Барселоны», но, кроме традиционной кричалки про всё ту же «путу», никаких оскорблений и перебранок между собравшимися не возникает. От этого еще бессмысленней кажется утреннее трагическое происшествие в Мадриде.

По пути мы встречаем оркестр, который перед и во время матча исполняет свой традиционный репертуар. Музыканты еле протискиваются сквозь толпу. Самое внушительное скопление людей, естественно, – перед двумя главными заведениями площади ФК «Валенсии»: это знаменитый бар-музей барабанщика Маноло, где он лично обслуживает посетителей, и, по соседству, – бар «La Deportiva». Мы – люди бедные, так что, как и большинство, покупаем две банки пива, по евро каждая, у латиноамериканского «предпринимателя».

Жорди не забыт валенсийскими болельщиками… и болельщицами

Выпив пиво, поднимаемся в гости к моим китайским друзьям, чтобы сделать парочку общих панорам происходящего возле стадиона. Виду, открывающемуся из их окна, позавидует любой мало-мальски интересующийся футболом человек. За одну комнату в большой квартире они платят примерно 235 евро в месяц – неплохо, учитывая, что цена включает просмотр одной половины поля. Трибуна у тебя дома.

Из-за большого числа болельщиков проход на стадион проходил очень динамично и без дотошных обысков, что, возможно, и сыграло на руку болельщику, запустившему бутылкой по голове Месси в конце матча. Хотя, приобрести напитки в бутылках можно было и в буфете.

К своему месту я проходил под комментарий «Спартак Москва», но произнесённый уже менее приветливым тоном.

Вот мы и на месте. Обзор, как и с любой точки на этом стадионе, превосходный. Матч начинается минутой молчания в память погибшего болельщика «Депортиво».

Вопреки всеобщим ожиданиям, игра казалась не слишком зрелищной: минимум моментов в первом тайме, чуть поинтереснее – во втором. «Валенсия» не заслуживала поражения, тем более, такого обидного – на последних секундах.

По ходу матча бросалось в глаза огромное количество испанских флагов – так валенсийцы раздражают каталонцев, посыпая солью раны «борцов за независимость» (хотя большинство моих знакомых-валенсийцев – за право Каталонии решать свою судьбу).

И вот, после финального свистка, – 5 секунд гробового молчания, а после вся ненависть болельщиков выливается на то, что в обычной жизни многие из них защищают, – на Каталонию. «Пута Барса, пута Каталунья», – несётся по трибунам. Среди этого гула слышится дружное и насмешливое пение приехавших фанатов «Барсы». Ни о какой дружеской атмосфере не идёт уже и речи, хотя всё остаётся в рамках дозволенного: никакой агрессии или насилия.     

Разошлись все довольно быстро, впрочем, как всегда и везде в Европе. К автобусу победителей мы не пошли: знали, что игроки не приблизятся и на метр к фанатам. Разъезжались машины, мопеды, велосипеды – праздник закончился. 

Ну, главное, что девушки довольны! ¡Hasta la próxima!

Сергей ТИМОХИН

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес