Примера: В поисках третьей силы

Всё-таки чемпионат двух команд. В лихом беспутье начала века, когда 2-е и 4-е место разделяли 2 очка , а власть делили «Валенсия» и «Депортиво». Позже, когда всё устаканилось, из вод Мансанареса вылетел индейский воин. Ему не нужны были копья. Мечи и латы. Быстрый конь, меткий глаз и томагавк ярости – вот и все сокровища.

Корона – только видимость

Прошло всего три года. Индеец смыл боевой раскрас, оделся в цивильное и стал добропорядочным членом общества. Конь пасётся где-то на заднем дворе респектабельной виллы, больше похожей на замок средневекового сюзерена. Там же вигвам. Куда хозяин иногда заходить вкусить яства и выкурить трубку.

На пирах он становится прежним – буйным, дерзким, его глаза наполняются огнём и он даёт концерты, которым приглашённые могут только аплодировать. А потом наступают трудовые будни в официальном статусе третьей силы.

Тоже неплохо – ключарь и хранитель печати, первый министр, без согласования с которым не решается ни один вопрос. Именно он выбирает, кому жить, а кому идти под топор, кому заплатят дань европейские колонии, и кто из двух претендентов будет коронован сегодня. В конце концов, корона – просто красивая (и очень тяжёлая) шапка, а трон – просто стул.

Компромиссная политика, закрывшая уже не один амбициозный проект. «Вильярреал» успел побывать во втором дивизионе, «Депортиво» накатался на неуправляемом лифте с кнопками 1 и 2, «Севилья» три года жила без еврокубков и в свою первую Лигу Европы попала по стечению обстоятельств, «Валенсия» никуда не вылетала, но похожа на феодальный уезд, права на который предъявляют то его старейшина, то жена бывшего владельца, то двоюродный племянник троюродного дедушки самого успешного правителя , а пока король ищет ей жениха, её грабят и насилуют иноземцы, предпочтённые старому похотливому банкиру.

Нет ничего проще, чем упасть с высоты придворного прямо в грязь. Чернь будет только рада – добьёт, вобьёт и затопчет. Годами отмываться и лечеваться. Положение королей надёжнее и устойчивее. «Атлетико» отказался от него только сам.

Трижды воскреснуть, дважды сгореть

«У меня нет денег «Реала» и «Барселоны» — твердил Диего Симеоне весь сезон 2013/2014, а потом привёз обоим в чемпионате. Он знал и чувствовал формулу «Играют не имена и суммы трансферов, а люди». Тогда его игроки были горячи и расцветны (в случае Вильи – последний расцвет).

Это было завершение первого по сути, трёхлетнего цикла – он высадился на «Кальдероне» в декабре 2011 и, пропустив 12 туров с начала первенства, взялся за образцовый баланс. Весну 2012 проводил в Бухаресте, разбив Бильбао в финале Лиги Европы 3:0. 2013 – Кубок, «Реал» на «Сантьяго Бернабеу», 2:1, 2014 – десима в Примере, девятый титул тоже добывал он сам, как игрок «Атлетико» 1995/96.

Столы накрыты, свечи зажжены, посвящённые в рыцари собраны. Кто-то из них перепродаст присягу заморскому феодалу, но клуб от этого только выиграет – никогда раньше он не зарабатывал таких денег. Под знамёна призваны наследные принцы Облак и Гризманн, матёрый воин Манджукич, молодые оруженосцы Хименес, Корреа и Карраско, возвращается окрепший падован Сауль. Будущее более-менее предначертано. Всё хорошо. Так кажется.

Рыцарский турнир лета 2014 (1:1 1:0 с «Реалом» в Суперкубке) остался единственным трофеем сезона, в котором «Атлетико» едва защитил 3-е место от набегов «Валенсии» и «Севильи», среди прочего занятых внутренними разборками. Забили неприлично мало, пропустили до странности много. Неоверсия, перезагрузка, полёт нормальный. Тем более, что армия получила новое вооружение – игра в давление и многоходовые комбинации.

В 2015 из плена спасён Филипе Луис и оборона становится лучше прежней – 18 мячей по итогам чемпионата, повторение рекорда «Депортиво» 1994/95.

Засадная война – натиск первых минут и откат после гола в ожидании ошибки вела к победе в 70 % случаях. Слишком мало. Потери в Ла-Корунье, Малаге, Хихоне и Леванте с двумя прямыми поражениями от «Барселоны» убрали с дороги к титулу. Но третье место взято без вопросов и есть ещё Лига Чемпионов.

Битва в полном облачении, гибель от 11-метровых штанг Гризманна в игровое время и Хуанфрана в послематчевой серии. Атлетико» в трети раз в финале, снова не проигрывает в основное время и опять получает большую шоколадную медаль «За отвагу», а соперник пьёт шампанское.

Эмоции. Печаль, расстройство, тусклое небо, ворон, продолжающий выцеливать правый глаз. Но отличный вклад в следующий сезон, последний, определяющий в этом цикле: сделать один шаг много проще, чем начинать всё сызнова. Всё правильно в принципе, не хватает лишь мелочей. Не тот случай.

Обойма «Атлетико» 2016/2017. Вратари: Облак (22), Мойя (32), Защитники: Хуанфран (32), Годин (31), Савич (25), Хименес (21), Филипе Луис (32), Врсалько (24), Люка (21) Полузащитники: Габи (34), Коке (25), Сауль (23), Карраско (24), Анхель Корреа (22), Гризманн (26), Гаитан (29), Тьягу (35) Нападающие: Гамейро (31), Торрес (33)

Выделены игроки из чемпионского сезона. Их шестеро. Пятеро в основе, четверо из них неплохо зашли за 30. Были лидерами три года назад, незаменимы до сих пор. Атака молода и быстра. На раздаче Коке, при всех своих неоспоримых достоинствах никогда не бывший скоростным футболистом.

Первый комплекс проблем – разрывы между линиями. Основное войско просто не успевает за группой быстрого реагирования и при потеря мяча команда одновременно теряет первый прессинг. Разыгрывать можно откуда угодно, хоть как-то прикрытых зон нет.

При этом, кто-то из латералей всё равно идёт в атаку, оставляя за спиной манящую свободу. Габи один обороняет стратегический опорный пункт. Исполняя все обязанности и оставаясь вождём по духу. Он просто физически неспособен выполнить работу двоих, быть в нескольких местах одновременно. Плюс естественное в связи с возрастом снижение скоростной и функциональной выносливости.

«Атлетико» бьют его же собственным оружием – контратаками.

При этом, большой любитель ротации Диего Симеоне как по сбывшейся ворожбе вдруг начинает играть одним и тем же составом, меняя игроков только по травмам или по дисквалификациям. Усталость копится, пика функциональной готовности не наблюдается, глаза ещё вспыхивают, но фонарь в ночи уже нужен.

Тусклое воскрешение. Поднять подняли, а сердце пусть запускается само. Если сможет.

Естественный вопрос Что дальше? Диего сделал очень большое дело, стал вторым после Арагонеса по числу матчей как главный тренер и первым по значению титулов князем Мансанареса, нашёл в депрессивном регионе сокровища древних инков, но его заслуги – прошлое. Может быть, даже передержали.

«Севилья» — пример удачной и своевременной замены тренера.

Рыжая весна и великий магистр

Азарт, полёт , танцы. Простое белое платье и распущенные волосы, в которых играло солнце, делали графиню принцессой. На корону не претендовавшей, жившей на радость себе и другим. Так всё выглядело.

Потом отца позвали на царство (вскоре свергли), имущество конфисковано, недвижимость распродана, а украшения сданы в ломбард. Не до менестрелей, деликатесов и пуховых перин. Скамья и скудный стол в открытой всем ветрам хибаре.

«Я пришёл в сломанную команду. Два капитана не разговаривали друг с другом, после тренировки все стремились разъехаться как можно быстрее, и никто не хотел полностью выкладываться на поле» — рассказывал Унаи Эмери. Проклятие старого таза снова заработало.

«Севилья» и «Бетис» — как «Лацио» и «Рома», «Ювентус» и «Торино», «Милан» и «Интер», «Ливерпуль» и «Эвертон». Богатые и бедные. Игроки выбирались по тому же принципу – негоже аристократу быть одним целым с босяком. Когда встал выбор между исторической идентификацией и реалиями, в клубе произошёл разрыв. Часть хунты ушла, оставив старый таз с запиской «Следующий титул вы выиграете не раньше, чем этот таз наполнится слезами».

Южане эмоциональны, и любая посуда наполняется очень быстро. Влияние на континенте восстановлено с перевыполнением: Хуанде выиграл два Кубка УЕФА/Лиги Европы подряд, Унаи – три. Исторический дом выкуплен, в нём снова заиграла музыка, а озорная красота вернулась.

Новый вызов, новый поход . Эмери – хороший тренер, все безумия которого в конечном счёте, разгадываются. И в «Валенсии», и в «Севилье» он атаковал через Банегу (когда тот был в настроении, разумеется) по схеме Центр – Фланг – Центр с выведением на удар кого-то из форвардов. Когда «итальянские жерла» были только у французов, они разбили англичан в Аквитании, когда это стало общим оружием, держать оборону и отвечать симметрично научились все.

Банега, Крыховяк, Гамейро. Все вертикальные системщики Унаи освобождены от вассальной присяги, а на их места взяты малозвёздные аргентинцы, молодые дарования и лидеры середняков Лиги 1 и Серии А. Так работает новый магистр Хорхе Сампаоли.

Результат – «Севилья» конкурирует за титул с «Барселоной» и «Реалом» (последнему рвёт 40-матчевую беспроигрышную серию) и достигает исторического максимума в Лиге Чемпионов. Неплохо для первого года работы.

Он просто тоньше. Его систему игры можно назвать организованным беспорядком. Игроки наделяются невиданными доселе свойствами: опорный полузащитник Н`Зонзи становится очень годным завершением, форвард Вьетто – отменным разыгрывающим, правый латераль Мариано прихватывает бровку так, что располагающиеся выше Сарабиа или Витоло сваливаются в зону последнего паса, создавая там численное, техническое, тактическое и скоростное преимущество, а левый защитник Эскудеро сознательно обостряет проходами, ударами и разрезающими передачами. Так же восстановлены длинные пасы Парехи.

Не закончится ли? Говорят, Луис Энрике устал, или, в опале. А корона – всё же, красивая шапка.

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес