Примера: Кочевье прагматиков

Игра перестала быть спортом и плотно интегрировалась в бизнес. Изменить эту реальность невозможно – главная мысль книги «Большой пузырь футбола» профессора университета Барселоны Хосе Марии Гай де Льебаны.

Идея не новая и её остаётся принять как факт. Мальдини, Пуйоль, Тотти, Прието, Бруно – ископаемые, чьё служение одному клубу как ни странно, тоже совпало с бизнес-интересами: на пике карьеры трансфер первых троих мало кто мог потянуть, к тому же, Мальдини в 90-х и Карлитос в нулевых играли за лучшие команды своего времени, двое других предпочли синицу в руках, что лишь укрепило их влияние в «Реале Сосьедад» и «Вильярреале» соответственно, подогрев интерес к этим клубам = укрепив влияние солидной фирмы среди спонсоров, увеличив продажи пресловутых маечек и рекламных площадей.

На деле же даже Рауль говорил, что 10 – 12 лет в одном клубе – нормально, но потом неминуемо наступает момент внутренней усталости и утраты влияния, поражения в конкуренции. Близки примеры Негредо и Хесуса Наваса. Оба хотели остаться в «Севилье», но клуб тогда шёл в финансовом минусе и предложенные за них 30 миллионов снимали напряжение.

Игроки решили принести пользу таким образом, а вырученные средства аккумулировались в трансферы Бакки, Гамейро, Иборры, Витоло. Людей, выведших «Севилью» из середины в еврокубки, принесших три победы в ЛЕ и утвердивших в Лиге Чемпионов с совсем иными доходами.

Теперь у Хесуса заканчивается контракт, он хочет вернуться домой. Родной клуб думает, а нужен ли им сходящий с волны воспитанник с неслабой личкой, когда на позиции правого атакующего уже есть неплохой выбор, а в случае необходимости можно найти попроще и подешевле.

Трансферы – основной оборот клуба. Стоило спортивному директору «Севильи» Рамону Вердехо (Мончи) публично сообщить о своём намерении покинуть клуб, действующий главный тренер Хорхе Сампаоли тут же выскочил с напоминанием об окончании своего контракта. Он готов продолжать, но для этого ему нужна полноценная задача – борьба за чемпионство с минимально приемлемым третьим местом, что он готов обеспечить при условии контроля надо всем комплектованием команды.

Мончи всю свою карьеру декларирует принцип «Тренер излагает свои требования, спортивный директор по ним работает». Исполнялось небезупречно. Например, Эмери просил зрелого опорного полузащитника, а ему привезли атакующего неадаптированного Коноплянку. Но линия в целом выдерживается.

По просьбе Сампаоли клуб переориентировался на латинский рынок и на «Писхуан» высадились Меркадо, Гансо, некогда котировавшийся выше Неймара, не говоря о Моуре и Каземиро, из «Атлетико» выписаны Краневиттер и Вьетто плюс итальянские качественные середняки Мудо Васкес и Хоакин Корреа.

В более-менее основе закрепились только Меркадо (34 матча из 43) и Васкес (32). Остальные заняты в эпизодах, а Гансо уже свободен. Не великоват ли процент трансферного брака?

Та же причина контроля за комплектованием лежит в основе конфликта Кике Сетьена и «Лас-Пальмаса». Луис Энрике ещё в «Сельте» был очень недоволен тем, что Мигель Торресилья подсуропил ему с Веллитоном, а уже в «Барселоне» не выразил повышенного восторга от увольнения Браво и подгона не входившего в его планы Андре Гомеша.

Универсального решения здесь нет. Тренер несёт ответственность за результат и никто лучше, чем он, не видит путей достижения. Это логично. Но из трёх брендовых тренеров, появившихся в АПЛ на правах менеджеров, классно сработал только Конте. Гвардьола не сделал вообще ничего, Жозе развил бурную деятельность, истратил 120 миллионов на Погба, 40 на Байи, ещё на кого-то и отлично прогрессирует с 6-го места на 6-е.

С другой стороны есть перешедший в «Бетис» Торресилья, начавший с увольнения в доску своего – игрока и тренера Хуана Мерино с назначением Густаво Пойета, а его выбор футболистов вырос в комедию в масштабах драмы – из 14 в основе полноценно закрепился только Менди, зато незабивающий центральный нападающий Зозуля поднял международный политический скандал.

Но и это – ничто по сравнению с творчеством спортивного директора «Валенсии» Хесуса Питарча, собравшего весь шлак замечательного агента Жорже Мендеша и не приведшего ни одного игрока, усилившего команду по существу. Все, кроме Абденнура, Адерлана, Гарая и Мангаля (центра обороны нет как факта, в любом сочетании будет Абденнур) могут сыграть в хороший футбол, но один это сделает в четверг, другой – послезавтра. Стабильность? Не, не слышали.

Хотя проблема «Валенсии» шире. Ей руководят люди, абсолютно некомпетентные в футболе, а спортивный директор шёл по линии наименьшего сопротивления, навстречу пожеланиям работодателя. До тех пор, пока не уволили, проще говоря, не скормили.

Нулевая зависимость от зрителей

В былые романтические времена бюджет клуба на 80 % формировался за счёт посещения домашней арены. Теперь – не более 25 %, но и эта цифра кажется завышенной.

Возросло влияние телевидения. Президент Ла-Лиги Хавьер Тебас рапортует о доходах более 1 млрд евро, готовится покорить высоту в 1,5 миллиарда и открывает офисы по всему миру. США, Нигерия, Россия, Индия. Интеграция продукта всюду, где возможно, а слова «Невозможно» не существует.

Отсюда – возрастание доходов клубов. Несмотря на пересмотр коллективного договора, роль монстров остаётся ведущей – 62 % всех теледенег уходит на счета «Барселоны», «Реала» и «Атлетико». Но во-первых, трое – уже не двое, во-вторых, в абсолютном выражении речь идёт о совершенно иных цифрах. Ещё в 2015 году больше 40 миллионов зарабатывали только семь команд, шесть из которых играли в еврокубках. Теперь по подсчётам экспертов, 37 упадёт на счёт бесконечно последней «Осасуны», без малого 45 заработает «Гранада», все остальные бренды ценятся от 52 («Леганес») до 300 (БРА). Жить можно.

Миф об эффективности рекламы по принципу охвата аудитории бессмертен. Отчасти он даже соответствует действительности: по уместным здесь журналистским подсчётам, одна среднесрочная грамотно проведенная рекламная кампания увеличивает продажи на 20 %.

Дальше арифметика. По собственной информации, один рекламный щит на «Серамике» (арена «Вильярреала») стоит от 1 (третья линия) до 3 (первая, по периметру поля) тысяч евро. Размещается до 40 щитов. Кроме того, существует реклама на табло стадиона, реклама на билетах и в программках, а в телевидении активно внедряется контекстная реклама – показ щитов, актуальных для данного региона. Сменная панель, «перевёртыш», на одном стенде располагаются три чередующихся рекламы.

Большие деньги с точки зрения рядового обывателя, копейки для компаний с дневным оборотом от 100 000 евро. +20% по их меркам – неплохой доход. Условному «Мерседесу» достаточно продать на одну машину больше, он уже неплохо заработает.

Очевидный плюс картинки – распространение по всему миру, матч смотрится не сходя с дивана в рамках оплаты электроэнергии/Интернета.

Минус специфичен. Живое наблюдение, особенно с определённых точек на трибунах даёт увидеть всю расстановку, рисунок, тактику и нюансы индивидуальных действий. Телевидение выхватывает фрагмент поля и, давая общее представление, проигрывает в деталях. Но это – углубленное знание, среднестатистический зритель на него не претендует.

Его значение на трибунах актуально для города, в котором играет команда по опосредованной линии. Во-первых, чем больше людей придёт на матч, тем больше увидит рекламу непосредственно = увеличит потенциальную аудиторию. Ещё важнее то, что заполненный стадион придаёт солидности клубу и брендам, с которыми он работает, а значит, ведёт к увеличению числа рекламодателей.

Отсюда интерес каждого клуба и Ла-Лиги как куратора проекта к максимальной заполняемости. Она достаточно высока (в среднем 63 %), но треть потенциала не используется.

Одна из причин названа – примерно то же самое можно получить не выходя из дома. Инфраструктура, качество поля, комфортный просмотр, культура боления, тапас-пиво-мороженое имеют значение, но никак не большее, чем стоимость билета/абонемента.

Профессор Льябана апеллирует к демократичности цен, играя контрастом: 15 евро на матч «Боруссия» — «Реал» и 300 евро на «Реал» — «Боруссия», к которому (от себя) команды уже решили текущие задачи по существу и играли без турнирной мотивации.

Хотя стремление сделать доход на своих болельщиках характерно, скорее, для больших клубов. Обычно сезонный абонемент стоит от 125 («Алавес») до 240 («Бетис») евро, разовый – от 10 до 70 при массе социальных программ снижения.

Продолжение следует. Во второй части – плюсы, минусы и причины появления иностранных инвестиций.

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес