Эрнесто Вальверде: Философия тайны

Когда «Барселона» приехала в Пирей, все радовались. В первую очередь, её тренеру. Он работал с «Олимпиакосом» и хотя плей-офф Лиги Чемпионов случился уже при Мичеле, именно Вальверде заложил основы той команды.

«Я отвечала за его выступления перед СМИ – рассказывает переводчик клуба Марина Цали – на тренировках он всегда управлялся сам. Он уже приехал с определёнными знаниями греческого и потом постоянно развивал свои навыки. Просто не хотел, чтобы за него лишний раз беспокоились.

Здесь его действительно, очень любят. В Греции в принципе хорошо относятся к испанскому футболу, он близок по стилю и духу. И Эрнесто приехал, чтобы дать его нам. А его отношение к людям просто: когда он решил уйти, он позвонил мне заранее, за день или за два до пресс-конференции и рассказал об этом. Я тогда была беременна и он не хотел, чтобы его слова стали для меня откровением, чтобы я волновалась».

Предупредительность и уважительность. Все игроки, с которыми он работал, рассказывают о человеке, даже не думающем держать дистанцию. «На самом деле, не так важно, говоришь с людьми много или мало. Главное, чтобы было чувство общности. Это очень просто – достаточно не подавлять людей» — объяснял он ещё во времена «Эспаньола».

Совсем не чужая для него команда, может быть, даже более значимая, чем «Атлетик» и «Барселона». Здесь в 1986-м он дебютировал в Примере, а его игра на протяжении двух сезонов убедила Йохана Кройфа в необходимости его скорейшего подписания. Трансфер Вальверде стал одним из первых в новой блаугране.

«Барса» — сложный клуб»

Получится могло и лучше. Кубок УЕФА и Кубок Короля – два единственных приза в карьере. Которые он добыл скорее, со скамейки.

Почему так получилось, сложно судить наверняка. Видимо, психология. Но вот какая? Мэтр в своей книге «Мои футболисты и я» предложил версию разницы уровней «Барса» — сложный клуб. Играть в нем – значит постоянно экзаменовать себя и как игрока, и как личность. И даже весьма хорошие футболисты, случалось, не выдерживали этот экзамен. Назову Вальверде. Он мне нравился: хорошая скорость, переда­ча, удар, точный голевой пас и умение выбрать позицию. И все же он не нашел с нами счастья, о чем я только сожалею. Что помешало? Ему не хватало огонька, он как бы сам себя тормо­зил. Возможно, робел. Уйдя в «Атлетик», он стал показывать бо­лее уверенную игру. Не исключаю, что просто пришло его время, и он прибавил в опыте.

Да, повторяю, чувствовать себя равным в одной обойме с асами не так просто. Одним это удается с возрастом, опытом, другие наделены уверенностью чуть ли не с рождения».

Сам Эрнесто замечает, что дело в травмах. Но, добавляет он, «Йохан был очень жёстким тренером. Даже на тренировке для него было неприемлемо не добежать, не доработать эпизод до конца. Он требовал отречения от всего во имя футбола».

Известно например, о гранд-разносе, который он устроил Гвардьоле, Сакристану и Салинасу, затеявшим спортивную программу на Радио Каталонии. Вальверде же всегда дружил с фотоаппаратом, специализировался на портретах и пейзажах (именно он иллюстрировал одну из книг Бернардо Ачаге, а его брат Микель – известный в стране карикатурист). «Два моих мира, Наверняка, у них очень много общего, но я не хочу их смешивать» — говорит сам Эрнесто. Естественно, что в режиме диктатуры о том не приходилось и мечтать. В командах попроще и одежда посвободнее, нет смысла ходить застёгнутым на все пуговицы под самое горло.

И всё же, все тренерские концепты, идеи работы появились именно там. Сейчас только в Примере работают Вальверде («Барселона»), Сакристан («Реал Сосьедад»), Унсуэ («Сельта») и Абелардо («Алавес»). Есть ещё Куман (экс-«Эвертон») и Гвардьола («Манчестер Сити»). Слишком много имён для случайности.

«Кройф пришёл с совершенно иной идеей тренировок. Он был очень трудным тренером, но переоценить его значение невозможно. Например, многое из того, что я делаю сейчас, началось там».

Пять принципов Эрнесто Вальверде

  1. Уважение и равенство. «Мы все – одна команда, нет и не может быть разделения на боссов и обслугу, игроков, тренеров и технических специалистов. Важны все».
  2. Планировать футбол очень сложно. Это – не точная наука. Иногда игрок кажется идеальным, а на следующей тренировке начинаешь думать, что совершил ошибку. Но не верно ни то, ни другое.
  3. Это коллективная игра. Фактор личности значим в решающие моменты. Конкуренция же заставляет расти, тянуться, доказывать, что ты лучший. В этой связи наиболее интересна фигура тренера. Он представляет общность, говорит и действует от имени всей группы, является клеем, на котором держатся компоненты. Но в глубине души он всегда один.
  4. Великие чемпионы – люди с завышенной самооценкой, заставляющей их постоянно подниматься над другими. Коллективы очень хорошо признают индивидуальности, умеющие решать вопросы. Потому что это идёт им на пользу.
  5. Преимущество тренера, который играл сам – его знание раздевалки. Но, в конечном счёте, игроки смотрят на то, что он сможет им дать.

«Эспаньолу» он дал финал Кубка УЕФА и знаменитый тамудассо, после которого блауграна осталась без титула, с «Олимпиакосом» добыл три чемпионства, «Валенсию» едва не затащил в Лигу Чемпионов, пройдя свой отрезок по графику 2/3 очков – 46 в 23 матчах. С Бильбао добыл первый за 30+ лет клубный трофей (здесь не так важен Суперкубок, как стильная красота и лёгкость, с которой они разобрались с «Барселоной»), сине-гранатовые остаются безупречными лидерами сезона.

Когда он принял эту команду, рисковали все. Слишком высока была планка Гвардьолы, затем поддержанная Луисом Энрике. Ясно то, что Вальверде перерос уровень «Атлетика» — может быть, даже, не усталостью от одних и тех же лиц, скорее, однотипными задачами, в которых есть место борьбе за еврокубки и нет варианта поиска титулов. Но однажды в его биографии уже был тот же сложный клуб.

Здесь отягощалось уходом Неймара и распространённым мнением о застое в команде, об исчерпанном ресурсе, требующем перезагрузки. Здесь очень неожиданно сработал третий принцип Вальверде.

Объединились вокруг Месси

Календарь трудно не найти удачным. В первых 10 турах более-менее оправданной смотрелась лишь потеря на выезде против «Атлетико». Она и состоялась (1:1), но все остальные матчи выиграли.

При этом, Месси наколотил 12 мячей и отдал 4 голевых передачи (57 % всей добычи команды в атаке). В дальнейшем его влияние снизилось. Но это значит только то, что команда набрала форму. Пока привыкали к новой системе игры и взаимосвязям, заходила ставка на индивидуальное мастерство. Планов же тащить на лидере весь сезон не было.

К минусам команды относят короткую скамейку. Может быть, в итоге это скажется. Но пока тренер распоряжается составом разумно и рационально – никто не перегружен и нет людей не в форме. Именно на сейчас он выглядит абсолютно готовым к вызову «Барселоной».

В её большую пользу говорит то, что на сей раз директива не вмешивается в тренерский процесс. Результат важнее пресловутого фирменного стиля и Вальверде играет любимые 4 – 4 – 2 в различных модификациях. Сохраняя лидерство по контролю мяча, команда очень добавила вертикальности и функциональной интенсивности. А уход Неймара отлично компенсировал Альба, лучший на сейчас распасовщик команды, 7 голевых в Примере.

При этом, в Лиге Чемпионов они играют чуть иначе, более сдержанно. Действительно, нет смысла тратить силы понапрасну. Они ещё понадобятся, сезон длинный. А промежуточная задача уже решена.

Безусловная заслуга тренера. Среди прочего, остающегося главным джентльменом Лиги, никогда не ищущим оправданий на стороне.

В начале чемпионата 2014/15 «Атлетик» сгорел в Малаге (0:1). Судья не засчитал гол подключившегося к атаке Горки Ираисоса. Комментарий Вальверде «Его очень легко обвинить и все основания на поверхности. Но когда мы 80 минут были серыми мышами и играли в футбол только в последние 10, может быть, мы и не очень заслуживали даже ничьей».

26 ноября 2017 «Барса» лишилась чистого гола Месси в Валенсии. Сыграли 1:1. Эрнесто Вальверде «Когда мы играли с «Малагой», перед первым голом мяч вышел за лицевую линию. Сейчас к нам это просто вернулось. Ошибаются в нашу сторону, ошибаются в пользу соперников. На выходе получается примерно одно и то же. Это футбол, не думаю, что такому нужно уделять слишком много внимания».

Слова уважения есть для каждого из соперников, для каждого из футболистов и тренеров. Этого нет ни в методике тренировок, ни в тактических планах. Только в человеческом отношении. То, что он сам рассказывал о себе в разное время.

«Общение со СМИ – часть работы. Но то, до чего доросли вместе – флэш-интервью, горячие комментарии не является интервью в чистом виде. Это 50 %. Динамика и оперативность доминируют всё больше.

Здесь же клубная медиа-работа. Сайты, телевидение, твиттеры (у игроков ещё инстаграммы). Все средства массового донесения своей позиции.

Сейчас игроки более профессиональны. Режим, хорошая подготовка, возросшее значение физической базы. В мои времена живот в раздевалке был нормальным явлением, местами даже модным. Сейчас просто посмотрите на Адуриса.

Игрок постоянно действует в поле. Ему некогда думать, он всё делает механически. Но думать он должен и, по мере продолжения футбольной карьеры, каждый начинает спрашивать себя, почему и как все работает. Тренер смотрит, наблюдает и действует, в то время как на картине вы почти как зритель, который постоянно смотрит, что вас больше всего интересует. Взгляд является самым важным. Но вы тоже поступаете.

Я любопытен. Мне нравится видеть вещи. Всегда ищу угол, которого ещё не было, или, его ещё никто не видел. Иногда я восхищаюсь фотографами, которые приходят сюда, пока мы сидим, и вдруг они делают фотографию, которую вы даже не поймали. И вы говорите: «Да, вот что!» Я не знаю, можно ли экстраполировать этот вид интереса, этот способ видеть вещи в футбол. Но это правда, что меня это всегда интересовало.

Общих точек футбола и фотографии очень много. Иногда я спрашиваю себя о них, но не ищу ответа слишком долго. Это – мой другой мир и я стараюсь не пересекать существующий барьер.

Правда в том, что футбол, журналистика, книга, фотография, театр – это публичная деятельность. Вы выносите себя на суд публики. Исполнитель должен добраться до людей, рассказать им что-то новое, интересное и значимое для них.

Творческий дух, как мне кажется, есть у каждого. И он извлекается по мере необходимости. Единственное. Что, конечно, нужно выяснить, насколько он велик именно у данного конкретного человека.

Когда я был футболистом, у меня были определенные характеристики, и их нужно было использовать. Теперь, будучи тренером, я также пытаюсь заставить свою команду играть так, как мне нравится. Фотограф может быть другим. С того момента, как вы начинаете делать снимок, вы уже являетесь творческим. Тогда, другой … В футболе вы должны побеждать. Я не хочу говорить о риторике, о творчестве. В конце концов, да, да, творчество, что бы вы ни хотели, но вы должны побеждать. Числа есть, хотя тогда каждый выбирает свой путь, чтобы попытаться победить.

Мнения от людей из другого мира хороши тем, что не теряют перспективу. С коллегами мы оцениваем игрока, позицию, тенденции, технические приёмы. В общем, массу текущих моментов, которых футбол занимает центральное место в жизни. Если его не будет, мир погибнет. А это не так.

Вообще стереотипов очень много. Один из распространённых футбольных – здесь трудно быть интеллектуалом. Сейчас умные игроки есть во всех командах, больше того, это – одно из основных требований. Футбол нужно понимать.

Как и любой ребенок, мы начинаем на улице. Действительно, сначала был мяч, но не только для меня. У кого нет мяча у себя дома! И камера, да, когда мне было 16 лет, я начал что-то делать. Я попросил друга привезти меня с Канарских островов. Мы все их купили. Он принес его мне через год! Я сделал типичный заочный курс, что вы отправляете все бумаги, ведра, увеличитель … Мы были в беспорядке. Вы должны были закрыть все занавески, все темное, вы положили жидкости в комнату, с кислотами и девелоперами … Моя мама сказала мне: «Эй, твоя история твоя в порядке, не так ли?» И затем, когда я отправился в Барселону, чтобы поиграть в «Эспаньоле», я учился в Институте фотографии Каталонии. Две грани не прошли параллельно, потому что футбол поглощает вас много, с вашими заботами Я всегда думал, что когда я уйду, я посвящу себя фотографированию, но тогда вы станете тренером и … Я не знал о том, как я должен был пройти через фотографию. Вы всегда думаете, что должны быть профессионалами, чтобы это сделать. Но на самом деле это не так. Потому что теперь я сделал книгу, и обычно бывает, что, когда вы делаете что-то с любительской точки зрения, иногда они идут гораздо лучше, не так ли?

Поражение очень фотогенично.

Да, это дает много игры. Правда и то, что черно-белое дает более меланхолическую точку. Я восхищаюсь людьми, которые делают цвет. Я не понимаю, как это делать. Мой мир чёрно-бел. Да, у него есть такая точка, как старая фотография, меланхолия … Но это не имеет никакого отношения к поражению. Есть изображения победы, которые могут иметь смысл меланхолии. Это зависит от того, как вы их видите и воспринимаете. Я не думаю, что книга очень меланхолична. Кажется, что то же самое.

Я пришел из аналога и дома, я всегда показывал в черно-белом. Мне это нравится Мы видим, что вещи в цвете и черно-белом имеют нечто, что, кажется, доходит до вас больше. То же самое — мое впечатление, я не знаю. У этого есть поэтический, таинственный компонент. Кажется, что-то скрывает от вас. Он говорит вам, но он не говорит вам. В конце концов, нам нравятся вещи, которые немного таинственны».

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес