Фернандо Йерро: Вечный пожарный

«Он лишился уважения». Эмоциональная оценка работы со сборной. Субъективно. Как минимум, его вина вторична. Команду уничтожил Луис Рубьялес. Он же подставил Йерро, чей авторитет до чемпионата мира не подвергался никакому сомнению.

Большая ошибка

Негодяйство Рубьялеса только в том, что он, ради своего непомерно крутого «Я» (поддержанного Самим Бараком Обамой)поставил под удар проект, который два года строился без его участия. Уходил от футбола самоуничтожения, становился конкурентным и востребованным.

В любом случае, состоялось. И здесь было важно не сделать плохое худшим. Говорилось о вариантах экстренной высадки Марселино или Сетьена, реальным было повышение второго тренера Селадеса. Но ни тот, ни другой, ни третий по разным причинам не подходили.

Значение Йерро в раздевалке достаточно велико. Он уже работал менеджером команды, за которую сам провёл 89 матчей и был её капитаном. А недостаток тренерского опыта – год самостоятельной работы и нерешенная задача в «Овьедо» дезавуировался тем, что здесь не нужно было ничего менять по существу, достаточно просто сопроводить работающую систему.

Он сам говорил, что не собирается делать команду под себя, оставляя своей компетенцией лишь ситуативные решения – выбор состава, замены и тактические нюансы. В первом матче (Португалия, 3:3) так было: то же движение с обилием коротких вертикальных передач, где-то в ущерб обороне, но надёжно и уверенно впереди.

Почему отказался, сказать сложно. Даже если внимал советам Селадеса, последнее решение всегда оставалось за ним. И тот ущербный мутант, которым была Испания в трёх следующих встречах – это поздний Дель Боске, только хуже. Полузащитники так и не разделили функции, нападение было отрезано, а высокое расположение обороны вело к тому, что любая потеря становилась фатумом. Две недели, убившие два года. Безупречное реноме ни разу не тренера.

Скандал другого рода

Окончание игровой карьеры в Рохе тоже негативно. Как несчастный случай, позор ФИФА, переусердствовавшей с судейством. Сборная – 2002 была одним из фаворитом чемпионата мира. Касильяс, Пуйоль, Валерон, Бараха, Хави, Рауль, Луис Энрике, Мендьета, Хоакин. Имена прописными буквами.

Группа пройдена со 100-процентным результатом, скоростная комбинационная игра завораживает. В 1/8 сложнее, но в серии послематчевых пенальти удаётся превзойти Ирландию.

В четвертьфинале получают сборную Южной Кореи. Переигрывают во всём. Морьентес забивает два мяча. Оба не засчитываются по надуманным причинам. Возмущению Хави нет предела, Луис Энрике готов вбить судью в газон, а в послематчевой серии ошибается Хоакин.

Он и теперь вспоминает тот промах как главный в своей карьере, а лидеры – Лучо и Йерро покидают Выбор на щите.

Фернандо следовал за главной командой с начала сезона 1989/90, но фактически его развитие обусловил предыдущий, когда он затащил очень скромный «Вальядолид» в еврокубки, играя в опорной зоне, или, в центре обороны, забил 7 мячей и естественно, ушёл на повышение в «Реал».

Интересно, что его брат Маноло сезоном ранее попал в первый призыв Йохана Кройфа в «Барселоне». 0 минут в чемпионате 1988/89, аренда и спуск с «Бетисом», четыре сезона в «Тенерифе».

Старший из трёх, и тоже защитник Антонио хранил верность «Малаге», лишь на выходе из карьеры на пару сезонов заехав в «Эркулес» (Сегунда Б). Самый корректный – всего три удаления за 9 сезонов, при этом, все они случились в 1985 – 1987.

Младшие не слишком утруждали себя соблюдением правил. Рекорды Фернандо по предупреждениям и удалениям лишь в прошлом сезоне побил Серхио Рамос, но Маноло в принципе выходил с картой в кармане – 57 амарилий и 9 изгнаний в 206 матчах карьеры.

Звездой стал только один

Фернандо лихо начал, в своём первом же сезоне добыв чемпионский пояс, но настоящей звездой зафиксирован в 1991/92, когда наколотил неприличный для игрока его амплуа 21 мяч. Достижение тем более ценное от того, что тогда он ещё не был штатным пенальтистом — бил Мичел.

В любом случае, молодой подающий надежды стал одним из лидеров, всегда готовым взять ответственность на себя.

Позже, когда был запущен проект галактикос, Зидан, Фигу, Макманаман, Карамбё, в общем, все рассказывали примерно одно и то же: Йерро предлагал звонить ему в любое время и по любому поводу. Он сам объяснял это необходимостью как можно быстрее сделать команду, в которой общность интересов имеет не меньшее значение, чем индивидуальное мастерство. «Идея всегда в единстве. Команда с общей целью добьётся много большего, чем просто набор сильных футболистов, более озабоченных собственной прессой и статистикой» — объяснял он свой подход.

Ни намёка на плюшевость. Флорентино до сих пор с испугом вспоминает конфликты с капитаном, а затем – с менеджером. Он всегда говорит то, что думает, не держа камней за пазухой.

«На самом деле, Перес очень последователен. Я не могу представить себе более эффективного менеджера для Мадрида. Но это – большой футбольный клуб и здесь можно делать правильно 99 % вещей, а единственная ошибка перечеркнёт всё эмоциональное отношение. Флорентино ошибался. Он посчитал, что сможет обойтись без Макелеле – и команда рухнула, потеряла середину, а вместе с ней всю игру. Не самыми красивыми были расставания с Гути, Раулем, Икером. Президент иногда не понимает, кто перед ним. Он считает, что это – просто футболисты, которых только при нём было уже очень много. Отчасти соответствует действительности. Если ушёл один, значит, будет другой, но есть люди, которых невозможно заменить прямо сейчас, есть те, кто становится символом клуба. И когда я смотрю на прощание с Пуйолем, Хави, Иньестой, для меня это – образец. Эти парни получают именно то, чего заслужили».

Он и сам ушёл тихо и буднично. 22 июня 2003 года. «Мне было очень приятно услышать аплодисменты «Бернабеу», когда Дель Боске снял меня с игры против «Атлетика». Мы вели 3:1, это означало победу в Лиге. Я не мог представить себе лучшего расставания. Решение было

принято заранее. 14 лет в большой команде, которой я уже не мог дать что-то сверх того, что уже было сделано. Честно говоря, уже не выдерживал тех нагрузок. Ребята, тренеры, клуб просили меня остаться, но я считаю, что лучше уйти на час раньше, чем на минуту позже. Легенда клуба? Ерунда. Этот клуб слишком велик для того, чтобы я был его наследием. Мне просто досталось счастье быть в нём полтора десятка лет».

Плохой тренер, отличный менеджер

Его всегда привлекала скамейка. Шансы были и не единожды, но год в помощниках Анчелотти оказался единственным, начиная с 2013-го, в котором Мадрид не добыл ни одного титула, задача в Овьедо не решена, сборная провалена. Не все большие игроки и хорошие люди становятся даже посредственными тренерами. Это не значит, что они потеряны для футбола.

Мнение Йерро учитывалось при приглашении Серхио Рамоса, он поддержал решение Луиса Арагонеса поставить на Давида Сильву и рекомендовал привлечь в сборную Серхио Гарсию, оценил Иско на предмет готовности к «Малаге», с ним же связана высадка «звёздного десанта» на «Росаледе» летом 2011 года.

Есть чувство вкуса и стиля. Лишь новейшая личная история сомнительна. Его первый приход на пост генерального менеджера сборной принёс прорыв – последовательно выигранные Евро и чемпионат мира, второй же стал компромиссом в квадрате: сперва была уволена Мари Кларамунт и бунт в раздевалке был прекращён лишь назначением Фернандо, потом была летняя история с Лопетеги.

Естественно, что сейчас он не хочет иметь ничего общего с Федерацией. Прикрывать чью-то горящую задницу – не лучшая из идей.

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес