Примера: Уроки теории

Роль центральных нападающих в современном футболе 

Команда строится от обороны, а «девятка» — вершина конструкции. Классика жанра, не нарушаемая современными реалиями. Защита большинства команд похожа, различаясь лишь двумя или тремя центральными защитниками и наличием/отсутствием латералей. Важно с точки зрения предпочитаемого способа обороны и выхода мяча в атаку, определяет плотность и баланс линий. Но творческий почерк идентифицируется на чужой половине поля.

Гризманна или Месси можно называть атакующим хавами, плеймейкерами в транскрипции прямого перевода «делающий/создающий игру» или форвардами. Но это – точно не острие в исходном расположении на поле.


В их командах эти функции приданы соответственно Диего Косте и Луису Суаресу. Уже они играют по-разному.

Диего Коста не забивает (1 мяч с начала сезона без учёта дубля в Суперкубке), не отдаёт (по 1 в Примере и в Чемпионс), почти не бьёт по воротам (всего 18 ударов, первый из которых состоялся 18 сентября, в шестом матче сезона и сразу стал голом) и даже редко пасует (в среднем 7,3 за игру). Он генерирует пространства, в которые врываются Гризманн, Корреа и ещё кто-нибудь. Неброская и архизначимая роль в экономичной модели Симеоне, лишь трижды в сезоне забившей и пропустившей больше 1,5 мячей за матч.

Луис Суарес отлично принимает роль зайца, бегущего по следу Месси и становится полноценным лидером, когда капитана нет на поле. Они равны и по забитым мячам, и по голевым передачам (9+5 в чемпионате), а разница игрового времени – 12 и 10 матчей соответственно в данных раскладах непринципиальна.

Важно то, что у них отлично работает ситуативное замещение. Оба двигаются по всей длине и глубине атаки, предлагаются под передачи и нет вещей, которых они на поле не умели бы.

Широкая лидерская ниша – главное условие лидерства «Барселоны». В этом плане конкурировать с ней может разве что «Бетис», перед перерывом выигравший личную встречу 4:3.

И здесь было очень велико неброское значение Лорена Морона. Его 3 мяча с начала первенства принесли команде 6 очков и повлияли на ничью в Виго, но с точки зрения чистой результативности он с 0,28 гола за игру очень проигрывает себе же прошлого сезона – 7 в 15, или, 0,46.

Вот только играет команда. Индивидуальные показатели мало что значат, если не приносят общего результата. Сетьен сделал форварда системником. Это – опорная башня атаки, выигрывающая 70% единоборств на периметре, отлично действующая спиной к воротам и стягивающая на себя внимание защитников и всегда обостряющий ситуацию, даже не владея мячом.

Например, на «Камп Ноу» затерроризировал Пике и хотя не совершил ни одного результативного действия, нашёл себе три момента и дважды проиграл опережение Чельсо и Каналесу. В общем, образец, к которому должен вернуться Диего Коста.

Карим Бензема всю свою карьеру в Мадриде оперировал схожими добродетелями. Если разбирать народную любовь к нему досконально, прилетало в конце концов, не за то, что не забивал, а за снижение активности, пассив в единоборствах, обрезы в розыгрыше и плюшевость в скоростной борьбе.

Солари делает то же, что Зидан, но иначе. Его игроки закреплены на своих позициях и взаимозаменяемость превратилась во взаимодополняемость.

Бензема зафиксирован как чистый «9» и в четырёх матчах нового главного тренера сделал 4+1. Не забил только «Вальядолиду», но там заработал пенальти, приравниваемый к голевой передаче. Сюда же – автогол Кабраля в Виго. Мяч отскочил в него, а от него в ворота после удара Бензема.

Более того: этот всплеск полностью уравнял его с Криштиану, потерю которого дружно взялись оплакивать на последнем этапе Лопетеги.

Уровень соперников не позволяет говорить об идее как о состоявшейся, но начало точно, доброе. На сейчас КБ вполне смотрится человеком, способным пробить 30+ за сезон.

Яго Аспас из «Сельты» уникален тем, что отвечает вообще за всё – атака с ходу, игра на опережение, организация, отбор, старт с правого фланга, из центральной зоны или непосредственно из атаки. Ничего нового, так он играет с момента возвращения из «Севильи» и то, что тогда подходило именно Виго, сейчас стало модной и эффективной тенденцией.

Что-то похожее делает в «Эспаньоле» Борха Иглесиас. Неслучайно заканчивали одну и ту же академию «Сельты». Но лидер попугаев не стремится в глубину и совсем никогда не уходит с центральной линии. Зато он едва ли не лучше всех играет спиной к воротам и лучше подавляющего большинства профильных полузащитников бьёт издали. Физическая мощь, понимание и командность, позволяющие строить вокруг него любую атаку. Первейшее значение для попугаев, которых по этому сезону впору звать хамелеонами – нет команды более адаптивной, использующей слабости соперника более эффективно.

Рохер переродился в связке с Моралесом в «Леванте», Абелардо оперирует абсолютно командным силовиком Кальери и вечной динамикой Собрино, таков же Хуанми из «Реала Сосьедад», равно эффективный при игре из старта, или, с замены, Силва и Йеддер из «Севильи» отлично работают в связке и по отдельности, то же, но иначе делают в «Хетафе» Молина и Анхель, любого из которых в любой момент готов поддержать Хайме Мата, казавшийся загадкой Каррильо из «Леганеса» обернулся королём воздуха масштабов Лиги (82% выигранных единоборств) и уже забил очень почтенные для аутсайдера 3 мяча, Рауль Де Томас – один из больших шансов «Райо Вальекано» на спасение, Стуани представляет вымирающий вид классической «9», но это работает, «Жирона» в порядке, Иньяки из Бильбао уникален как выдвинутый вперёд разыгрывающий, соединивший в себе все навыки центрального и крайнего полузащитника и завершения.

Всё о том, что роль личности уступает командной организации. Способов игры есть великое множество. Ими все и отличаются друг от друга. Значение нападающих именно в этом, сами по себе забитые мячи вторичны.

Журнал «Сервантес» № 11 (23)

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес