Примера: Законченный цикл Радомира Антича

Его не стало 6 апреля. Панкреатит. Всё, вроде бы, шло к выздоровлению, но случилось то, что случилось. В последнее время он работал экспертом Marca и скучал по скамейке, где у него было всё — большие победы и грандиозные провалы. Он всегда брался за решение заведомо сложных задач, независимо от того, кто — гранд, середняк, или, аутсайдер их ставит, на дворе ли лето, или, сезон уже в разгаре. В плане универсальности нет тренера более впечатляющего, чем Антич. Корректно говорить и о том, что он — и есть история Примеры 90-х. Текст «Сервантеса», версия для социальных сетей.

Наверное, он был хорошим человеком. Его по правде любили во всех командах, с которыми он работал, а для некоторых парней он стал чем-то большим, чем тренер. Для того, чтобы войти в историю, ему хватило бы того, что из всего множества тренеров на ленте футбольной истории только он работал со всеми тремя испанскими гигантами. Но он внёс коренные изменения в игру каждого из них.

Цитаты

«Конечно, по жизни я — атлети. В работе же всегда был с футболом и старался быть выше клубных пристрастий».

«Не знаю, на чьей стороне были бы мои симпатии в класико. Я привилегирован тем, что был на обеих скамейках. На мой взгляд, Мадрид и Барса — лучшее, что может случиться с профессионалом, одержимым футболом. В Мадриде я был дольше и оставил его на вершине, на Камп Ноу у меня было только полгода, но там осталась группа молодых игроков, за которыми будущее футбола».

«Я никогда никого не поднимал в лёгкие моменты. Самое важное здесь — устранить скромность цели. Команда должна поверить в свои настоящие возможности».

Чем он запомнился

«Реал» Подписание Луиса Энрике, перевод Йерро в центр полузащиты.

«Атлетико» Испробовал игру в линию с вратарём Молиной в качестве либеро, дал лучшие сезоны для Чоло, Каминеро и Пантича.

«Барселона» Перевёл Хави на позицию «Под нападающими», а Овермарса – на левый фланг. «Правша на правом краю слишком предсказуем. Будет играть слева». Эпизод, мало отразившийся на карьере голландца (после этого сезона он завязал), но отлично иллюстрирующий суть подхода Анти – он не любил трафареты, предпочитая им нестандартные решения.

Характеристика

«Можно быть уверенным в том, что Антич – отличный тренер. Наверное, лучший в мире, если учитывать эмоции на трибунах. Его футбол очень искренен и доведен до автоматизма. Для него нет мелочей и именно в них он выигрывает матчи: сперва высматривает, потом адаптирует под свою команду и доводит до футболистов. При этом, он не запрещает им импровизировать, напротив, поощряет творческое мышление. В работе на поле он абсолютно безупречен.

Его ахилессова пята – взаимоотношения с Директивой, раздевалкой и даже с самим собой. Он слишком горд, слишком амбициозен и это рождает неуклюжесть. В его поражениях всегда виноват кто-то, а победы приносит только он.

С другой стороны, тщеславие безусловно, является отличной личной мотивацией и именно оно вдохновляло его на подвиги. На выход из заведомо невыполнимых ситуаций, на решение задач, за которые никто в здравом уме не возьмётся» — писал El-Pais по случаю прихода Антича в «Барселону».

«Реал» 1990 – 1992

Стал четвёртым тренером в сезоне, если считать таковым и «промежуточного» Рамона Гроссо, отработавшего в 27 туре.

Ни он, ни Антич не смогли прервать суперслабую серию из 9 матчей без побед во всех турнирах и 1 очка в 6 турах Примеры. Однако, с 30 хорнады до конца первенства серб одержал 7 побед при 1 ничьей, что позволило Мадриду финишировать на хоть как-то приличествующем статусу 3-м месте.

9 мячей в этих встречах забил Бутрагеньо, ещё 6 добавил Йерро. И если для Ястреба такая статистика – привычное дело, то Бубу до того был просто результативным защитником, а не ударной силой.

«Его главными качествами были простота и внятность. У него всегда была масса идей, но он излагал их так доступно, что не понять можно было только при очень большом желании. Ничего такого у нас не было. К тому же, за исполнение установок всегда спрашивалось очень жёстко. Он никогда не прощал того, кто оставлял на поле менее 100%. Тем прилетало по полной программе. Но все такие вещи всегда делались прямо в глаза, никаких интриг за спиной он не плёл» — вспоминает вратарь той команды Пако Буйо.

В следующем сезоне по-настоящему увлёкся футболом европейский талант талантов Георге Хаджи, а Йерро стал вторым Пичичи национального первенства. Он забил неведанный для себя 21 мяч.

Статистически почти равенство – 11 при Античе и 10 при вернувшемся в команду Бенхаккере, но именно серб перевёл Йерро в центр поля, усилив его атакующие функции, а Лео не стал менять то, что хорошо работало.

Могучий голландец, точнее, естественные симпатии президента Рамона Мендосы к человеку, добывшему ему три последовательных победы в Лиге (1987 – 1989) стал невольной причиной увольнения Антича в момент, когда команда шла на 1-м месте.

После осенней темпорады Мадрид вёз «Барселоне» 3 очка, а с 45 забитыми мячами делил с ней лидерство по результативности. Странно, что в вину Античу был вменён не микроспад между 16 и 19 турами, когда команда потерпела два принципиальных поражения от «Валенсии» и «Атлетико», а отсутствие шоу.

Может быть, команда, действительно, стала очень рациональной, но в любом случае, она вела гонку с позиции силы и одержала 14 побед из 23, достигнутых в чемпионате.

Бенхаккер же не смог повторно войти в ту же реку. Во втором круге он набрал лишь 23 очка из 38 возможных при двухбалльной системе начисления и, проиграв в последнем туре «Тенерифе» упустил первенство, 55:54 в пользу азулграны.

Забила команда тоже меньше, всего 33 гола и проиграла пять матчей оппонентам, лучшим из которых стал 9-й «Логроньес», а «Вальядолид» и вовсе, покинул Примеру.

Возможно, главная менеджерская ошибка Мендосы, в этот раз не услышавшего своего «спортивного» вице-президента Лоренцо Санса, до последнего защищавшего права Антича.

«Атлетико» 1995 – 2000

Увольнение, в конечном счёте, сыграло в пользу «Атлетико». К тому моменту команда отошла на второй план: последнюю Лигу добыла в сезоне 1976/77 и, хотя трижды побеждала в Кубке Короля, не редкостью было и непопадание в еврокубки. Например, лучшему в истории сезону 1995/96 предшествовал завал 1994/95, когда индейцы вплоть до 30-го тура всерьёз претендовали на вылет и в итоге лишь на балл опередили угодивший в переходный турнир «Альбасете».

Такие ситуации первоочерёдно разрешаются кадровыми революциями, однако, здесь, несмотря на обилие новичков, всё почти решилось классическим по 1 человеку в линию: в воротах стареющего Абеля Ресино сменил Хосе Молина (сейчас он занимает пост спортивного директора Федерации футбола Испании), приехавший вместе с ним из «Альбасете» Санти Дения (нынешний тренер сборной суб – 19) укрепил опорную зону, что позволило чаще и эффективнее использовать в атаке Диего Симеоне, атаку возглавил Любо Пенев, на котором «Валенсия» поставила крест из-за проблем со здоровьем, а режиссировал весь этот экшн Милинко Пантич.

«Не стало не только моего друга. Радди был много большим – отцом для меня и дедом для моих дочерей» — написал он 4 апреля.

Тренер открыл, или, переформатировал очень многих, но именно Пантич был его лучшим индивидуальным достижением, неожиданным выбором на ключевую позицию в сильнейшем в истории сезоне большого клуба.

Они вместе работали в «Партизане». После этого разъехались на заработки: тренер – в Испанию, где оставил о себе добрую память как футболист, полузащитник – в заштатный греческий «Паниониос».

Тем удивительнее, что формируя новый проект, Антич настаивал именно на подписании «десятки», которой видел только Пантича. Клуб не хотел оплачивать его перевод, тренер сообщил, что готов заплатить за него собственные деньги, после чего президент Хесус Хиль согласился, но предупредил, что в случае провала вычтет сумму из зарплаты Антича.

Делать этого не пришлось. Состав оптимально выстроился под Пантича, а он идеально вошёл в модель и в исполнителей. Его игра – решающий аргумент в единственном в истории дубле: «Атлетико» по 10 раз побеждал в чемпионате и в Кубке, но никогда не делал этого в один сезон.

Безупречная победа. Возглавив таблицу во 2-м туре и лишь дважды, в 5-м и 13-м уйдя на промежуточное 2-е, «Атлетико» захватил лидерство в 14, не отдав его до финиша.

Конкурентом были не Мадрид и не «Барса», застывшие на отрезке безвременья, а «Валенсия» под руководством легенды «Атлетико» Луиса Арагонеса. Они накатили на финиш 16 очками в шести матчах, в том числе, выиграв личную встречу на «Кальдероне» (3:2), однако, всё, что им удалось – сократить отставание до 4 очков.

С «Валенсией» же был сыгран и очень жёсткий полуфинал Кубка: индейцы выиграли на «Месталье» 5:3 и предельно терпели на своём поле. Летучие выиграли 2:1, а после матча Антич «горячо и тепло» приветствовал Франсиско Роига.

Тот тоже приглашал его к себе и все, вроде бы, договорились, но с одной стороны, появился Великий и Ужасный Луис, с другой – Хиль, что уж скрывать, перебил личное финансовое предложение и поставил интереснейшую творческую задачу разгрести тот завал, который у него был.

Антич блестяще справился, что, казалось бы, дало ему индульгенцию на годы вперёд. Тем более, что и в двух следующих сезонах «Атлетико» подтверждал место в еврокубках – шаг назад, но в тех условиях требовать большего было затруднительно.

Однако, летом 1999 он был уволен. Хесус Хиль поставил на именитого Ариго Сакки. Тот бодро начал, завершив 1-й круг на 3-м месте, однако, три поражения подряд между 20 и 22 турами привели к увольнению, а принявший команду Карлос Агияр лишь усугубил ситуацию, добыв ничью во встрече с «Овьедо» и проиграв ещё четыре матча.

Антич выровнял ситуацию, но именно он ответил за отвратительные спортивные результаты и летом на «Кальдероне» высадился другой итальянец, Калудио Раньери. У него не получилось от слова «Совсем», лучшим и единственным промежуточным достижением было 10-е место по итогам 10-го тура. И президент снова обратился к Античу.

Тот не отказал, наступил на обиды, но было уже слишком поздно: от его классического состава уже почти никого не осталось, а имеющиеся неплохие по отдельности игроки не смогли объединиться вокруг общей идеи. Красиво начинавшаяся история прошла полный цикл и закончилась спуском во 2-й дивизион. То, что в 38-м туре скамейку арендовал Фернандо Самбрано уже ничего не значило – свою единственную победу Антич одержал в 37-м туре на Мальорке. По иронии судьбы, после этого вылет был зафиксирован математически.

«Барселона» 2003

Принял команду на 15-м месте и оставил на 6-м. Словно перевыпустил версию «Атлетико» — 1995 с новым порогом сложности.

В основе того успеха, помимо собственных тренерских идей и качества исполнителей лежала общность, в частности, знаменитые пятничные омлеты с пивом. Здесь он попробовал воспроизвести традицию, однако, голландцы и латиномериканцы держались автономно друг от друга и от испанцев, в свою очередь, разделённых на дедушек и солобонов.

Капитан команды Луис Энрике уже тогда проявлял тренерские качества. В частности, именно он привозил на тренировки 18-летнего Иньесту, стеснявшегося войти в раздевалку самостоятельно. Однако, этого лишь поддерживало командную химию на приемлемом уровне, не делая её выдающейся.

«Это было очень сложное время, один из труднейших отрезков в истории клуба. Кройф задал очень высокую планку и, хотя он покинул команду в 1994 году, её продолжали мерить по его достижениям. Хотя изменилось уже всё – подходы к работе, к комплектации, не последнюю роль сыграл и управленческий кризис» — объяснял ту ситуацию Карлес Решак, клубная легенда как игрок, вечный напарник Йохана сперва на поле, потом на скамейке.

Именно он руководил «Барселоной» в предыдущим сезоне. Добрался до 4-го, лигочемпионского места, что никак не устроило Директиву. Она посчитала, что цели и амбиции команды обязаны быть выше, тем более, что после победы в Лиге 1998/99 азулграна выиграла 0 турниров.

Повторное приглашение Луи ван Гаала было логично тем, что костяк команды прежне составляли пятеро голландцев, из которых лишь Коку не играл у ЛВГ в «Аяксе». Однако, как и в конце 90-х, когда он побеждал в Примере, но проваливался в Чемпионс, ему не удалось сделать команду единой. После трёх потерь в конце 1-о круга («Малага» 0:0, «Валенсия» 2:4, «Сельта» 0:2) президент Жоан Гаспар признал своё поражение и ван Гаал уехал из Каталонии уже для того, чтобы точно, сюда никогда не вернуться.

Антич дебютировал в Эль-класико против «Атлетика». Всё хорошо, к 15-й минуте 2:0 усилиями Савиолы и Овермарса. Однако затем началось то, что в те времена называли «синдромом «Барселоны» — посчитали дело сделанным, расслабились и играть бросили. «Атлетик» давно уступает по именам Мадриду и азулгране, часто летит им с неприличным счётом, но если у него появляется шанс, он вцепляется в него зубами.

Так случилось и 9 февраля 2003 года. Голы Эскерро и Йесте на выходе из раздевалки привели партию к ничьей, а Антич увидел, над чем ему предстоит работать в первую очередь.

Он сделал 7-матчевую беспроигрышную серию, при этом, три его победы были почти безукоризненными – «Эспаньол», «Бетис» и «Расинг» на троих забили лишь 1 мяч, а пропустили 12.

Не самые ожидаемые поражения от «Вильярреала» (0:2) и «Депортиво» (2:4) почти компенсировалось 1:1 на «Сантьяго Бернабеу», но стабильности в целом не хватало: набрав 7 очков из 9 возможных в 31 – 33 турах (кстати, на выходе именно азулграна короновала Мадрид, одолев его единственного конкурента, «Реал Сосьедад», проигравшего меренгам 2 очка), блауграна уступила дома середняку «Мальорке» (1:2) и хотя накатила на финиш четырьмя победами подряд, этого хватило лишь для попадания в Кубок УЕФА.

Тем не менее, 33 очка в 18 матчах, выявленные и частично вылеченные заболевания. К личному резюме Антича добавляется очень большой плюс, позволяющий рассчитывать на продолжение сотрудничества.

Всё могло быть именно так, сохрани своё место Марио Гаспар. Однако сине-гранатовые одеяния неудачи так разозлили Каталонию, что он ушёл сразу после приглашения Антича, а летом 2003 года выборы в одну сторону выиграл Жоан Лапорта. Давний соперник рутинёра Нуньеса и его последователя Гаспара принципиально отметал всё, что оставалось за ними. И уж тем более, не принимал сделанных ими кадровых решений, в частности, по главному тренеру.

Журнал «Сервантес» № 3 (39)

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес