Роналдо: Книга жизни

Вчера вышел фильм «Феномен». По определению классного журналиста Мигеля Кинтаны, Рон был даже не футболистом, а супергероем. Здесь даже нет пафоса — после травм и болезней, которые ему достались под сомнением и сам факт нормального существования. А он вернулся на поле. Не таким ярким, но более эффективным. Всё, что не убивает делает сильнее.

Сегодня класико. Нынешний президент «Вальядолида» был с обеих сторон. Его история очень уместа.

Эту историю мог бы рассказать Карло Анчелотти, или, нынешний главный тренер «Валенсии» Дженнаро Гаттузо. Но поведал Пьер Эмерик Обамеянг, тоже бывший в той команде. «Зимой 2008 года тренер в очередной раз предъявил Роналдо за лишний вес. Тот переспросил: Тебе надо, чтобы я бегал, или, чтобы забивал? Анчелотти выбрал голы и уже в следующем туре Рон забил два мяча «Наполи».

Это были его последние голы в кальчо. Он всё ещё высоко котировался, но постепенно сходил со сцены. Возраст, травмы  и конкуренция звали к завершению карьеры. Тем более, что достичь большего было уже очень трудно: чемпион Испании, обладатель Кубка Кубков и Кубка УЕФА и главное, чемпион мира.

Тот азиатский мундиаль 2002 года, пожалуй, лучшее из всего, что он сделал в карьере. Весной 2000 года, в финале против «Лацио» он сломал колено. Травма очень тяжёлая и очень редкая. После таких неплохим вариантом остаётся просто ходить на своих ногах, избегая малейших физических нагрузок. А он, полностью пропустив концовку того сезона и весь следующий отправился на чемпионат мира. Это было личным делом чести.

Перед финалом предыдущего с ним случилось что-то нехорошее. Есть разные версии происшедшего, он сам объяснял, что просто очень перенервничал, что называется, загнался. Факт в том, что на несколько минут остался без сознания. Разумеется, ни о каком участии в матче с бандой Зидана не могло быть и речи. Столь же естественно, что сборная Бразилии была подавлена и не смогла оказать должного сопротивления.

Гистерезис травм и болезней  говорил о том, что в Японию и Корею парень едет как некий тотем, лидер раздевалки и помощник тренера по созданию нужного настроя. В этом свете очень правильно читались его слова о том, что команда вернёт себе титул, а он станет лучшим бомбардиром.  Но мало кто думал, что этим обещаниям суждено сбыться.

Мужик сказал – мужик сделал. Он забил 8 мячей (4-й результат во всей истории чемпионатов мира и лучший, начиная с 1970 года), в том числе, все три в полуфинале и финале турнира.

Это уже давно был другой Роналдо. Яркий и прорывный, хватавший мяч в середине поля, усаживавший на пятую точку половину соперников и закатывающий в пустые, остался где-то в «Барселоне» и частично в «Интере». В сборной он проявлялся лишь в самых крайних случаях, как, например, в полуфинале против Турции, когда Рон ухватил мяч на правом фланге и сыграл на гол со смещением. Основой же новой игры был выбор позиции непосредственно на периметре. Показатель – второй в ворота Германии, собственно, и закрывший матч и турнир. Ривалдо пробил издали, Кан отбил перед собой, Роналдо дослал с линии вратарской.

«Интер» уже не держался за него сверх меры, а Флорентино собирал первую версию галактикос. За переход лучшего на тот момент форварда мира он заплатил 40 миллионов евро (для сравнения: Зидан 80, Фигу 72) и совершенно не форсировал события. Холил, лелеял и ждал, когда большой человек отдохнёт после непривычных нагрузок и наберёт форму.

За Мадрид он дебютировал 6 октября 2002 года, в середине 2-го тайма заменил Портильо. Этого времени ему хватило для дубля, а всего в той Лиге он забил 23 мяча, в споре Пичичи уступив лишь Макаю (29).

Дель Боске придумал игру, в которой было комфортно всей его неслабой группе созидателей. Но особенно впечатляла работа Роналдо в связке с Раулем. Вдруг оказалось, что капитан прекрасно чувствует себя в оттяжке, связывая воедино полузащиту и завершение. Вт как рассказывал об этом сам бразилец: «Я сменил достаточно много клубов, но именно Мадрид мне ближе всего. Неслучайно я провёл здесь больше времени, чем где бы то ни было ещё. Всё просто: здесь собрались люди, понимавшие футбол примерно одинаково и тренер, использовавший их лучшие качества. Мне оставалось только открываться в штрафной, принимать мяч и переправлять его в сетку».

Неслучайно за Мадрид он забил 118 мячей на клубном уровне. За «Интер» 71, за ПСВ 66.

Как всё начиналось

Его европейская карьера достаточно известна. Традиционный для ознакомления с Европой старт в ПСВ, прощание с «Барселоной», зажавшей второй транш за его переход, в прямом и в переносном смыслах жёсткие схватки за амбициозный «Интер», который, что скрывать, местами прибивали в пользу «Ювентуса» (особенно в личных встречах), далее везде. Но откуда вообще взялся Феномен?

7 ноября 1993 года он бежал на интервью, не сдерживая смеха. Журналист не мог понять причин, а 17-летний форвард спрашивал «Ты это видел? Я не знаю, как такое могло случиться».  Он сделал 5+1, а его «Крузейро» разнёс «Баию» 6:0.

Будь это разовой акцией, возможно, всё так и осталось бы на уровне локальной исторической любопытки. Но он забивал гол за голом и в июне стал чемпионом мира (правда, из запаса, пара Ромарио – Бебето не допускала и мысли том, что играть может кто-то, кроме них), а в августе ехал в Голландию. В тот самый ПСВ, который буквально годом ранее отправил в «Барселону» Ромарио.

За Роналдо они заплатили 5 миллионов фунтов. «Крузейро» купил его за 50 000 долларов. Так резко, на два порядка с лишним за год не менялась стоимость ни одного футболиста.

Трудности адаптации, незнание языка и младенческий по футбольным меркам возраст предрекали большие трудности. Тем более, что он играл в абсолютно атипичный футбол, очень мало связанный с хоть какой-то тактической выучкой. Скорее, это был футзал, перенесенный на большую поляну. Главный тренер, Дик Адвокаат наперво хватался за сердце, а потом нашёл в этом стратегическое преимущество своей команды.

Подвиги маленького Рона быстро сделали его самым привлекательным молодым форвардом Европы, а президент «Инера» Массимо Моратти  даже застолбил за собой его покупку в 1997 году.

Но годом ранее он отправился в «Барселону». В компанию к Гвардиоле, Луису Энрике, Абелардо, Фигу. Не лучшее время с точки зрения результата, но таких ярких отрядов в истории асулграны было немного.

С Фигу они позже встретятся вновь, уже в Мадриде, а «Интер» никуда не денется. Причём, именно в 1997 году. Просто Хосеп Нуньес, финансово перебивший предложение ПСВ, не захотел платить второй транш – уже 40 миллионов. Роналдо разгневался и позвонил Моратти.

Тот получил уже состоявшуюся звезду, ради которой вполне стоило построить игру в соответствии с его возможностями. Тем более, что на скамейке сидел Джиджи Симоне, идеи которого отлично воплощали на поле Бергоми, Джоркаефф, Симеоне и Занетти. Считается, что именно тогда все видели топового Роналдо.

Журнал «Сервантес» №8 (66)

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес