Взгляд тех, кто так и не смог попасть в заветную заявку
Нет большего признания, чем вызов в сборную. Надеть майку национальной команды – пик, мотивирующий на новые свершения. Однако попасть в число лучших непросто. Выбор ограничен, и заявка состоит только из 24 игроков. Знаменитый звонок тренера ждут сотни футболистов, не выпуская телефон из рук. Некоторые воспринимают его как нечто само собой разумеющееся, другие – как что-то невозможное. На расклад влияют множество факторов.
Отсутствие в заявке сборной — явление нормальное. Почти обыденное. Но кто не задавался типичным вопросом: почему один игрок вызван, но нет другого? Возможно, виной тому конкуренция, отсутствие синергии с тренером. А быть может наставник уже сколотил свою банду и не видит смысла разбивать образовавшиеся связки. Причин может быть тысячи, но в истории испанского футбола, как одного из передовых в Европе, случались случаи, когда успешный в клубном футболе игрок так и не дебютировал за Роху. Некоторые из «неудачников» признаются, что отсутствие в сборной – боль до конца дней, для других достаточно находиться в поле зрения тренера.
Хаби Прието относится ко второй категории. «Близко или далеко, но реальность такова, что меня никогда не вызывали, и я воспринимал это естественно. Были те, кто был лучше и точка» — признается бывший игрок «Реал Сосьедада». Игрок провел отличные сезоны в «Реале», пиком которого был групповой этап Лиги Чемпионов. Прието пережил золотую эпоху сборной на расстоянии, так бывает. В составе собрались гении.
«В молодежной сборной у меня была возможность играть вместе с Иньестой, Серхио Рамосом, Касорлой, Хесусом Навасом…игроками, сделавшими блестящую карьеру, и игра с ними была очень крутым опытом» — добавляет он. Несмотря на сказанное Прието осознает, что «игра в сборной была бы прекрасным знанием, но «осознавал, как трудно меня вызвать, и принимал этот факт».
Пако Лианьо рассуждает в том же ключе. Воспитанник «Расинга» и легенда «Депортиво» сохраняет рекорд по количеству пропущенных голов за сезон Примеры, деля пальму первенства с Облаком и тер Штегеном. В Галисии помимо Кубка Короля и второго места в чемпионате, он становился лучшим испанским голкипером в период с 1992 по 94 года. Несмотря на все это, Клементе никогда не принимал его в расчет. «Я никогда не видел себя в заявке, двери всегда были закрыты передо мной. Я говорю это, без толики критики, просто, как объективный факт. Тренер всегда вызывал одних и тех же людей» — уточняет он.
Кантабриец не входил в планы Клементе. Баск уже сколотил свою банду из достойных Субисарреты, Каньисареса и Молины. «Я предполагал, что не поеду на Чемпионат мира 1994 года. Сейчас тренеры придерживаются меритократии. Я не говорю, что она более-менее справедливая, но нынешние игроки не поняли бы, что со мной произошло» — продолжил он. «Сборные придерживались константы. Людям может показаться несправедливым, когда тренеры оценивают спортивные результаты за год до мундиаля, но никто не удивлялся, потому что в то время это было распространенное явление».
Потерять надежду
Футбол требователен и в эмоциональном, и в физическом аспекте. С возрастом попасть и заиграть в сборной все сложнее. Но есть исключение. На вратарской позиции возраст не столь значим. У остальных – «часики тикают». И все же надежда умирает последней. «Когда я завершил карьеру, я потерял ее» — шутя объясняет Хаби Прието, повесивший бутсы на гвоздь в 2018 году.
Андрес Палоп дождался своего звездного часа. Голкиперу помог золотой век в «Севилье». В отличие от Прието его вызвали. Более того, он стал частью той исторической эпохи в мировом футболе, когда выиграл Евро-2008. Абсолютная мечта и подарок. Вот только он так и не дебютировал в футболке сборной.
«Для меня тот вызов был особенным. Я не был частью юношеских и молодежных сборных Испании, и такая возможность представилась мне в 34 года, когда я думал, что попасть в Роху невозможно» — говорит он. Палоп попал в заявку на Евро в Германии, на предыдущие товарищеские игры. Но несмотря на несколько вызовов так и не сыграл за Роху. «Это была огромная радость и необычно для моего возраста. Я знал, что сместить Касильяса и Рейну невозможно, но я взял на себя роль третьего вратаря. В конце концов, я рассуждал, что в товарищеских играх, которые ни на что не влияют, мне могли бы предоставить несколько минут, но ничего не произошло».
Одна из самых ярких возможностей для дебюта Палопа – товарищеский матч между Испанией и Англией на стадионе «Рамон Санчес Писхуан». Одна из первых игр эпохи Дель Боске могла стать знаковой для Папопа. «У меня всегда останется горький привкус того, что я не дебютировал, хотя я никак не мог повлиять не происходящее. Я упустил маленькую деталь, которая навсегда останется в моей памяти».
«После того, как мы стали чемпионами Европы, мы играли на «Санчес Писхуане» против Англии. Это был первый товарищеский матч после ухода Луиса Арагонеса. И Дель Боске вызвал всех чемпионов, кроме меня. На тот момент мог состояться мой дебют, хотя бы просто из благодарности. Меня это немного задело. Правда, Дель Боске признал, что ему не хватало такта, но, эй, я ни о чем не жалею» — объясняет голкипер.
Остаться без усов
В истории испанского футбола были великие и узнаваемые личности с усами: Дель Боске, Кармело, Абадия…Старомодная элегантность все еще жива, по крайней мере, на лице Роке Месы. Ныне футболист «Спортинга» поспорил с женой: «Я сбрею усы, когда меня вызовут в сборную» — признался он в интервью «La Provincia» в 2016 году, на пике своей карьеры, представляя «Лас-Пальмас».
Его обещание до сих пор в силе, поскольку он так и не вызывался в сборную. «Играть за Роху – моя детская мечта» — продолжил он в вышеупомянутом издании. Пока желание не осуществилось, но усы уже стали визитной карточкой игрока. «То, что началось, как история, стало частью моего имиджа».
Многие обещания так и остались в подвешенном состоянии из-за капризов судьбы и выбора тренеров. Но лишь единицы попадают в заветную заявку. Тем она и значима.
Комментарии: