Тот, кто улыбается из окна автобуса, предлагая свою руку для рукопожатия с болельщиком — Мена, один из тех молодых людей, которые приехали издалека в конце 50-тых и превратились в жителей Кордовы и из-за своего футбольного пути и по зову сердца. Как Наварро или Хуанин, понявший, что оставшаяся его жизнь за пределами спорта, имела бы смысл в «Аркангеле» или его окрестностях. Рафаэль Мена делал все для клуба. Он был игроком, тренером юношеских команд, скаутом, менеджером, акционером и всегда болельщиком. Его приветливый и примирительный характер оставлял след на всех сценах, в которых он был главным героем, всегда сдержанным и скромным.
Посмотрите еще раз на фото . Этот человек в сером костюме, не думал ни о чем, кроме как обнять всех. Кордова отправилась в Уэльву с надеждой попасть в Примеру. Город был мобилизован, как никогда ранее. Легендарный матч в Уэльве Мена пережил за линиями, прочерченными из извести. Он играл только в девяти играх сезона. Это ротация, которую использовал Ольсен в течение всего сезона. Мену можно найти на фотографиях того времени, счастливого и довольного, бегущего рядом с болельщиками и футболистами, которые поднимают на плечах тренера — аргентинца, приехавшего в Испанию, чтобы быть коронованным чемпионом рядом с Ди Стефано в Реале, начиная этим успехом длительную карьеру на скамейке запасных. Многие начинали тогда свой путь. Некоторые из них были частью состава в золотой век в 60-тые годы, в которых упоминание Аркангела вызывало дрожь у соперников. Для Мены, однако, пришло время прощаться. Он не играл в Примере с Кордовой, которая решила отказаться от его услуг. «Это был успешный трансфер, потому что я уже не был тем самым после травмы на Тенерифе (перелом миниска и лодышки). Меня хотели сделать помощником Роке Ольсена, но он этого не допустил. Это очень больно. Я был капитаном в течение четырех сезонов, но он понимал, что команда должна быть усилена» — вспоминал он о том грустном эпизоде в своей карьере в 2001 году. Он был верным и последовательным до конца. И делал всегда лучшее при тем обстоятельствах, которые касались его. Конечно, нет лучшем добродетели ни в футболе, ни в жизни.
Даже сейчас, когда идут разговоры о канарской школе футбола, некоторые качают головой. Либо потому что они не понимают, или просто не видят. Любой клуб переполнен игроками самого разного происхождения и говорить о своем собственном почерке, уподобленном на протяжении поколений, является исключительной редкостью. Высокий технический уровень, преобладание импровизации — были определяющими чертами этого стиля, который нес в себе Мена. «Теперь нужно больше бегать, начиная с разминки и до окончания матча. Команды давят друг на друга все время. В той эпохе футбол был менее контактным и можно было делать различные фокусы с мячом» — вспоминал Мена. И он их делал. Однако, уроженец Канарских островов, влюбленный в Кордову, никогда не сомневался в том, кто же лучший футболист, носивший зелено-белую майку: «Хуанин. Из-за его качеств и отдачи не было никого такого, как он. В сегодняшнем футболе, он играл бы в сборной».
Мена не попрощался с Кордовой. Как член ассоциации «Futvecor» он переживал несчастья клуба, связанные со снижением в дивизионе, предлагая одно лекарство — кантеру. Многие молодые таланты проходили через его руки как в юношеских командах, так и в региональных. Когда он видел, что кто-то из них дебютировал в основной команде, его переполняла гордость. В одном из последних своих публичных выступления ( Ateneo Cordobesista ) в 1954 году он ввел знак отличия легенды Кордовы. «Наш президент может повторить подвиг, который совершил его отец» — сказал он трибунам, особенно молодым секторам, на которых были обнаружены странные жесты. Мена ссылался на великий подвиг, совершенный 1 апреля 1962 года, когда команда добралась до Примеры. Тогда президент Хосе Салинас, отец одного из бывших президентов, был у руля коробля. Мена хотел видеть, чтобы пожелание сбылось. Салинас умер в сентябре 2010 года. Ему была посвящена минута молчания. На Аркангеле звучали вечные аплодисменты.
Рафаэль де Франсиско Лопес Мена (Санта-Крус-де-Тенерифе, 1933 — Кордова, 2009) начинал свою карьеру в кантере Тенерифе, откуда он переходил в Менсахеро из Ла-Пальмы и в молодежные ряды Атлетико Мадрида. Пройдя черед Кастельон и Мурсию, с которой он дебютирлва в Примере, он подписал контракт с Кордовой в сезоне 1958-59. С «бланкивердес» он пережил первое повышение в элиту. После ухода из структуры Аркангела, играл в Гранаде и Альхесирасе.
Комментарии: