«Он всегда казался немцем, да…Высокий, белокурый и очень сильный. Он играл нападающего, всегда шел ва-банк. Не очень техничный, скорее мощный…» — охарактеризовал Вилу болельщик старой эпохи, с двухзначными числами на своей абонентской карте. Он может узнать некоторых игроков на фото сезона 1961-62. Некоторые из них очевидны. Бенегас, Симонет, Наварро, Хуанин. Нет сомнений. Но этот…Как его звали? Вилу всегда называли блондином. На той фотографии у него было больше всего завоеванных титулов, чем у всего остального состава вместе взятого …и даже сейчас, пятьдесят лет спустя. История каталонца, одного из героев выхода в Примеру, оказалась необыкновенной.
Хорди Вила был одним из семи бывших футболистов, которых чествовали накануне встречи между Барселоной и Мальоркой в 2010 году. Они составляли часть легендарной команды Фернандо Даучика, которая выиграла все титулы в сезоне 1951-52 и была самой титулованной, до тех пор, пока на сцену не вторгся Пеп Гвардьола и его подопечные, выигравшие шесть трофеев в компании 2008-09. Рекорды рано или поздно заканчиваются тем, что их преодалевают. Даже если им удалось продержаться почти шестьдесят лет.
Камп Ноу был переполнен. Вила, который сидел в ложе со своим внуком, был радостным. Сандро Россель, президент Барселоны, обнял его, что изгнать тех призраков, что укоренились в его душе. Он снова футболист. Великий, как и в те дни славы. Ему было тогда 22 года. Он сыграл 25 игр и забил 19 голов в том сезоне. Какие воспоминания. Рядом с ним бывшие товарищи, такие как Рамальетс, Бьоска, Басора и Сегер. Манчон не смог обнять его. Он умер несколько дней назад. Собрался состав, которому особенно рады куле.
И где Вила? Его нет на поле. Восьмидесятилетний бывший футболист встретился в ложе с Серратом и их разговор вновь превратился в поле боя. Уже год спустя оба пересекались в Менорке, где проживал Хорди, и там он получил объяснение. «Серрат сказал, что пригласил на поле Морено, потому что тот больше подходил по метрике» — рассказал сын Вилы газете «La Vanguardia». В семье не забывают это печатное издание. Каталонская газета опубликовала письмо Вилы — младшего, в котором он резко высказывался о ситуации, которую считал, как историческую несправедливость: «Они могут себе представить, чтобы в 2059 году, на 50-летие Барселоны Гвардьолы, выигравшей 6 кубков, кто-то забудет об Это’О или Анри?» — написали его родственники.
Правда состоит в том, что история такова, какая она есть. И статистика не лжет. В Барселоне, завоевавшей пять Кубков, едва ли нашлось место Морено, левому полузащитнику, который играл в следующем сезоне. В том же компании линия нападения состояла из Басоры, Сесара, Вилы, Кубалы и Манчона. Атака Серрата существовала, но в следующем сезоне. Она не была плохой: Барселона выиграла чемпионат и Кубок. «Серрат поет оде команде, не обязательно совпадающие с реальностью, я это понимаю» — сказал сын Вилы с некоторой горечью. «Мы не хотим причинять беспокойство ему, хотя, это правда, что мой отец болел длительное время. Это очень неприятно осознавать, что вы были частью тот мифологизированной команды, и не остались в воспоминаниях. Возможно, это самое важное, что произошло в жизни, верно?».
Что случилось в Хорди Вилой? В 1952 году он сломал мениск перенес операцию, потерял место в стартовом составе. В 1954 году перешел в Валенсию, где провел три хороших сезона (шесть голов в каждом из них) перед тем, как начинать обратную дорогу своей трудовой эпохи. В 1957 году каталонец собрал чемоданы и уехал в Андалусию, чтобы искать там свое будущее. На Юге он заполнил свою пустоту благодаря работе в двух исторических клубах, которые пережили с ним незабываемые подвиги. В 1957 году он подписал контракт с Бетисом, погруженным в титаническую борьбу за возвращение в элиту после провала вслед за Гражданской войной. Белокурый нападающий, 28 лет сыграл важную роль в возрождении «огурцов». Его поддержал чешский тренер Даучик, как когда-то в Барселоне, и он стал забивать в пору президентства легендарного Бенито Вильямарина. То дало гарантию выхода в Примеру.
Летом 1960 года в возрасте 31 года он сменил Бетис на Кордову, которая подписала с ним контакт, чтобы усилить состав для Роке Ольсена. Вила великолепно провел свой первый год. Забил восемь голов в Лиге, пять — в Кубке Генералиссимуса , но должен был пройти тяжелое испытание в следующем сезоне. Серьезная травма колена, появление Миральеса — причины, по которым футболист потерял место в стартовом составе сезона 1961-62. Несмотря на то, что он уже был ветераном в футболе и с блестящий послужным списком, он демонстрировал свои профессиональные качества и не сдавался. Благодаря характеру и ежедневным усилиям, он убедил требовательного Ольсена и выиграл очередной титул. Перед 20 туром у Кордовы намечалась плохая полоса (одна победа в восьми играх) и заветная цель была в опасности. Вила вышел играть, и отдал всего себя матчу. Он забил гол в ворота Лас-Пальмас (1-1), а также открыл счет в матче против Кадиса (4-1) в последней игре на Аркангеле перед последним шагом к повышению в лиге.
Хорди Вила мог увенчать свою карьеру заключительным эпизодом славы, еще одним повышением в Примеру. Но не смог. Он получил травму на последней тренировке перед матчем с Уэльвой на Коломбино. Он смотрел встречу, как обычный зритель. Его дублер, Миральес, вписал свое имя в историю, став автором хет-трика в ворота Рекреативо. Победа принесла заветную путевку в элитный испанский дивизион. Впервые в истории 1 апреля 1962 года. О Хорди Виле больше никто и никогда ничего не слышал. Он не сыграл больше ни единой встречи в профессиональном футболе. В 33 года повесил бутсы на гвоздь и поселился в Севилье, где посвятил себя представлению материалов столяров. Однажды, он вернулся в свою деревню, Сантпедор. Туда, где должен был родиться некий Пеп Гвардьола, который спустя почти шестьдесят лет, перепишет рекорд Даучика со своей Барселоной.
Хорди Вила Солер (Сантпедор, Барселона, 1929 — Менорка, 2011) сыграл два сезона за Кордову с 1960 по 1962 года, приняв участие в продвижении команды в Примеру. Кордова была последним клубом, в котором он играл профессионально. Его прощание с футболом прошло на стадионе «Аркангел» всего за неделю до исторического матча в Уэльве. Начинал свой путь в Манресе и Бадалоне, откуда перешел в Барселону. Играя с 1950 по 1954 года за блауграну, он завоевал чемпионский титул, 3 Кубка Генералиссимуса, 2 Кубка Эвы Дуарте и 1 Кубок Америки. Он также играл за Валенсию (1954-57) и Бетис (1957-60).
Pingback: Boss