Йохан Крайф «Мои футболисты и я». Глава пятая.

Глава пятая.
Эусебио
34.jpg

Здесь уместно вернуться к «Барселоне». Мы, как и «Милан», стремимся владеть мячом с момента отбора. Поэтому поблизости от защитников располагаем игроков средней линии, способных контролировать отобранный мяч и превратить его в оружие атаки. Эту миссию осуществляют Эусебио справа (речь в книге идет о конце сезона 1993 года. — Примред.) и Гойкоэчеа слева. Под­черкнув лишь многофункциональность Гойко, задержу внимание на Эусебио, он этого вполне заслуживает.

Средства массовой информации, как принято, уделяют больше внимания игрокам забивающим. Обычно именно они получают высокие оценки. Об остальных как-то забывают. В футбол же играют по всему полю, а не в одной штрафной площади, – и это надо знать. Журналисты, однако, сочиняют оды Стоичкову, Лаудрупу, Ромарио, ну, еще Субисаррете, если наши дела были плохи, и вратарь спасал «Барсу».

Почти невероятно, чтобы Эусебио Сакристану выставили «десятку». Прав­да, никто не ставил ему и «неуд», потому что это действительно мастер. Он никогда не играет плохо, а для тренера это очень важ­но. Где бы мы ни выступали, его выход вселяет уверенность. Я отмечу, и вряд ли со мной кто-нибудь не согласится, что Эусебио способен достойно отыграть на четырех различных позициях и сделает это с впечатляющим чувством коллективизма, обращаясь с мячом, как с деловым партнером. Когда меня фотографируют сидящим на мяче, то словно бы застают в кабинете, для Эусебио же мяч — друг, помогающий идти к цели. Это очень важно — иметь в команде такого универсала, по­тому что именно они составляют опору команды.

Одним из та­ких великих всеумеющих игроков в сезоне 93-го в Европе был француз Эрик Кантона.
Эрик Кантона
0402234P MAN U V LIVERPOOL CANTO

И не то чтобы он обладал какими-то вы­дающимися качествами. У него есть всего понемногу — скорость, отрыв, удар, игра головой, — и он умеет из этого извлекать максимальную пользу. Но в первую очередь Кантону отличает умение располагаться на поле. Он подбирает все потерянные в штрафной мячи и превращает их либо в гол, либо в голевую пе­редачу.

Лично мне его победа в английской лиге в составе «Манчестер Юнайтед» доставила большую радость. Я даже поздравил Эрика по телефону. Некоторые расценили это как желание пригласить Кантону в «Барселону». Нет, такой цели я не ставил. Принято поздравлять чемпионов, а Кантона вполне заслуживал признания его заслуг.

Этому парню не всегда везло в футболе, и отчасти это объясняется его характером. Он не умеет ничего таить в себе, и его отношения с тренерами всегда складывались довольно сложно. Я бы сказал, что это не характерно для француза, но, насколько я знаю, его родители — выходцы из Каталонии. Не скрывающий своих убеждений, Кантона вращался подобно вентилятору. Только во Франции он сменил пять или шесть маек. И не то чтобы его не признавали: он побывал в руках и тренера национальной команды. Но нигде не задержался. Оказавшись в Англии, он добился уникального успеха – в течение восемнадца­ти месяцев стал дважды чемпионом страны: сначала с «Лидсом», потом с «Манчестером». К примеру, Бобби Чарльтон, человек-змблема английского футбола и «Манчестера», прошел целый ча­стокол чемпионатов, но лишь один раз побеждал в лиге. Может, Кантоне и повезло, во всяком случае, это какое-то чудо.
Паулу Футре
32.jpg

Прямая противоположность ему в этом плане — Футре. Несмотря на известность, португалец мало чего достиг. Как игрок, он довольно ограничен, его сила в контратаке, поэтому в такти­ческой схеме Луиса Арагонеса в мадридском «Атлетико» он был просто необходим. Но считаю, что в «Реале», а тем более в «Барселоне», где делается ставка на атакующий прессинг, он вряд ли бы прижился. Не хочу принижать его сильные стороны, но он специфичен и годится для специфичного футбола. К тому же за­мечу, что в Италии или, скажем, в Англии, где практикуются длинные передачи верхом, он чувствовал бы себя лучше, чем в Испании.

Но это — теория. На практике иногда бывает иначе. У нас в «Барселоне» тоже не все получалось так, как задумывалось. Ка­жется, я этого уже касался, но сейчас считаю уместным вернуться к этой теме.

«Барса» — сложный клуб. Играть в нем – значит постоянно экзаменовать себя и как игрока, и как личность. И даже весьма хорошие футболисты, случалось, не выдерживали этот экзамен. Назову Вальверде. Он мне нравился: хорошая скорость, переда­ча, удар, точный голевой пас и умение выбрать позицию. И все же он не нашел с нами счастья, о чем я только сожалею. Что помешало? Ему не хватало огонька, он как бы сам себя тормо­зил. Возможно, робел. Уйдя в «Атлетик», он стал показывать бо­лее уверенную игру. Не исключаю, что просто пришло его время, и он прибавил в опыте.

Да, повторяю, чувствовать себя равным в одной обойме с асами не так просто. Одним это удается с возрастом, опытом, другие наделены уверенностью чуть ли не с рождения. Вот Гвардиола дебютировал мальчишкой, а всегда вел себя, будто провел здесь многие годы. Действительно, еще юношей он показывал вполне взрослую игру. Мгновенно соображал, знал, что делать с мячом. Еще не получив мяч, он уже видел пару вариантов продолжения и, как правило, выбирал лучший. Конечно, пришлось много поработать над тем, чтобы Гвардиола достаточно окреп для выступлений на взрослом уровне. Ему, к примеру, трудно было выполнять оборо­нительные функции. Но с завидным упрямством он работал в гим­настическом зале и быстро закрепился в основном составе.

Наивно полагать, что его возмужание проходило гладко. В какой-то момент у меня с ним
35.jpg
Хосеп Гвардиола

обозначился конфликт, требовавший оперативного вмешательства. Гвардиола возомнил, что может все, и стал довольно настоятельно претендовать на то, чтобы ему создавали больше возможностей для прохода к воротам. В чи­стые форварды он не годился, а своевременно возвращаться назад ему не хватило сил. Но как убедить парня, как не подорвать его страсть к борьбе? Я решился отправить его в резервный состав, посоветовав: «Хочешь забивать — постарайся сделать это из-за пределов штрафной площади». И он стал забивать. Не припомню результат, но, кажется, «Барса Б» победила благодаря голу Гвардиолы забитому метров с двадцати пяти.
Рихард Витчхе
31.jpg

Даже уже сложившихся игроков надо воспитывать. Иначе они закиснут, перестанут расти. Вот Рихард Витчхе. Он находился в поле моего внимания, еще когда появился в «Аяксе». Его одаренность несомненна, техника неординарна, а левая нога просто превосход­на. Но он — парень с ленцой, и на тренировке, и на поле. Хочет проехаться на своем таланте, но это не всегда удается. К таким надо предъявлять особую требовательность. А если это не при­носит результата — что ж, пусть наблюдает за игрой у кромки поля. Я стремился повлиять на его формирование даже на расстоя­нии. Однажды его пригласили в сборную Голландии, кажется, на чемпионат мира в команду до 21 года. Меня об этом, разумеется, никто не спрашивал, и все же я поговорил с тренерами: «Хорошо, что берет его в Португалию, но если вы не нацелите его быть лучшим, откажитесь от его услуг, иначе он вам только все испор­тит». Я и от него не скрывал своего мнения. И он сыграл лучше всех на турнире. Думаю, что благодаря прессу наших требований. Однако быть постоянно на высоте своих удивительных возмож­ностей в «Барселоне» Витчхе не удалось. Не тот характер. И в итоге мы с ним расстались.

Продолжение следует…

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес