ЙОХАН КРУИФФ: «МНЕ НРАВИТСЯ ФУТБОЛ». ГЛАВА 12.

«Смысл футбола заключается в том, что выигрывает тот, кто демонстрирует свое превосходство на поле независимо от истории, престижа и бюджета». 

То, что нам действительно нужно изменить, — это календарь соревнований. Часто — и не без оснований — футболисты, тренеры и даже президенты жалуются на то, что им очень трудно найти компромисс между интересами их клубов и сборных. Для того, чтобы проанализировать эту ситуацию, нужно принять во внимание два следующих фундаментальных аспекта: количество команд в каждом турнире и приведение календаря к наиболее логичному виду. Начнем с первого. Число команд в национальном чемпионате должно сокращаться в зависимости от того, сколько матчей за сезон могут сыграть футболисты. Есть ряд обстоятельств, которые невозможно изменить. Например, то, что в году 52 недели, четыре из которых отводятся на отдых игрокам, а другие четыре предназначены для предсезонной подготовки. Затем еще две недели праздников, связанных с Рождеством или Новым годом; все это время, непригодное для проведения матчей. Итого остаются 42 недели. В среднем получается 62 — 65 матчей в году.

Каким образом они распределяются между турнирами? Изначально есть четыре типа соревнований: национальный чемпионат, Кубок страны, еврокубки и турниры с участием национальной сборной. Нужно, чтобы каждая федерация по договоренности с клубами распределила эти 65 матчей оптимальным образом в соответствии с их значимостью и своими предпочтениями. Но на деле получается, что каждая организация имеет свой собственный турнир, и из его проведения она пытается извлечь максимальную выгоду, в первую очередь — экономическую. Например, Суперкубок Испании играется из двух встреч, хотя вполне можно было бы обойтись и одной. Выходит, что четыре главных соревнования зависят от разных организаций, и каждая из них действует на свой лад. Ни о каком оптимальном календаре в таком случае не может быть и речи.

Нужно выработать единый календарь с учетом особенностей тех стран, которые прерывают розыгрыш своих национальных чемпионатов на зимний период. Хотя лично я, например, в молодости играл в любых условиях. Если идет снег, нужно терпеть и играть на снегу. Если стоит адская жара — точно так же выходить на поле, потеть, но играть. Одним из моих первых матчей в футболке «Аякса» в Кубке чемпионов была домашняя игра против португальской «Бенфики». Это было в феврале, в разгар зимы, и толщина снежного покрова составляла полметра. Мы подумали: «Ба, эти лиссабонцы никогда в жизни не видели снега, мы у них выиграем как нечего делать». И чтоже? Эйсебио и компания вышли на поле, увидели снег, стали играть и… обыграли нас. Этим я хочу сказать, что климатические условия почти всегда можно выдержать и непогода в одинаковой степени мешает обеим командам. Наконец, матч длится всего лишь 90 минут, и его можно провести практически при любых обстоятельствах. В любом случае нужно руководствоваться здравым смыслом. Если кому-нибудь в голову придет идея изобрести новый турнир, какой-нибудь «мини-мундиаль», ему стоит присесть на две минуты и подумать: кого устроит этот турнир? Конечно, и в этой ситуации можно найти выход. Например, в Кубке страны играть по одному матчу не только на начальных стадиях, но и на заключительных; сперва проводить игры на полях команд низших дивизионов, а затем определять хозяина жребием. Кроме того, как правило, наиболее зрелищными получа-ются встречи с участием клубов, представляющих разные дивизионы. Довод, что эти матчи не собирают достаточной телевизионной аудитории, я отметаю сразу: насколько я помню, одним из самых интересных поединков недавнего прошлого был «Нумансия» — «Барселона» в рамках Кубка Испании. К тому же такие матчи наглядно демонстрируют нам, что футбол не является точной наукой. Смысл футбола заключается не в том, что сильная команда обыгрывает слабую, а в том, что выигрывает тот, кто демонстрирует свое превосходство на поле независимо от истории, престижа и бюджета.

249.jpg

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес