Хуан Мата: Чай, кофе и футбол

Его по-прежнему ждут дома. Новый владелец Валенсии Питер Лим открыто говорит о том, что намерен полностью выкупить Негредо, а зимой следует ждать громкого возвращения. Вряд ли это случай Роберто Сольдадо, которого просто некуда встраивать, и, тем более — Давида Сильвы с его Лигой Чемпионов.

Пока же Хуан Мата выступает за Манчестер Юнайтед и в выходные вышел против своего бывшего клуба — Челси. Накануне Алехандро Сириса из El-Pais встретился с полузащитником сборной Испании. “Откровенно говоря,мне обидно за него. Хуан — замечательный футболист, но с приходом Моуринью был вынужден сменить клуб. Здесь сначала всё складывалось отлично, затем пришёл ван Гаал и затеял перестройку. Испанский, можно сказать, стал основным языком команды, но значение Маты снизилось. Я ожидал встретить расстроенные чувства, готовил слова утешения. Но Мата — это Мата. Такие люди не меняются. Он блестяще образован, открыт и для каждого у него есть доброе слово”. Далее — авторский текст в собственной интертрепации.

Из окна скромного номера на окраине Манчестера он наблюдает, как солнечные лучи бьются с серым плащом, накрывшим город. “Свинцовые облака встречаются и в Астурии, но там это — детали, здесь — обычное дело” — говорит он, разливая уютно пахнущий кофе. Есть и чай. “Столько времени прожить в Англии и не стать экспертом по чаю просто невозможно”. Его двери по-прежнему открыты для друзей и он всё так же открыт в интервью. С момента нашей последней встречи прошло 2 года. Ничего не поменялось.

Настоящая Англия

— Мата, звезда и окраина Манчестера. Который, в свою очередь, — окраина после Лондона. Оскорбительно?  

Ни в коем случае. Мы все, в первую очередь, люди. И здесь, на севере, всё проще, душевнее и теплее, чем в столице. Размеренная искренность, я бы так назвал.  Лондон похож на любой большой город. Здесь очень многие спешат по своим делам и не хватает обычного человеческого общения. Манчестер — скорее, город рабочих. Очень много промышленных предприятий, в то же время это — сильный культурный центр. Особенно хороша старая часть города. Это и есть настоящая Англия, её квинтэссенция.

— Вторая причина, почему Вы здесь — Жозе Моуринью.

То, что называется, не знаешь поворотов. Два сезона меня называли лучшим игроком команды, голы, передачи, титулы, любовь болельщиков. Все составляющие. А потом пришёл человек, у которого было своё видение и всё поменялось в течение минут. К сожалению, или, к счастью, у нас с ним не было вообще никакого диалога. В какой-то мере переход в Манчестер был вынужденным. Я очень хотел попасть на чемпионат мира.

— Вы были в Бразилии, но Дель Боске даже не упомянул Вас в двух последних вызовах. Время восстанавливать утраченные позиции?

Я просто не думаю об этом. Моё дело — работать. Остальное решать уже Дель Боске. Я с 20 лет в сборной, был на всех крупных турнирах и в общем-то, изначально приехал в Англию для того, чтобы больше быть на виду. Вы сами видите, что здесь я востребован в больших клубах скорее, чем на родине.

— Тем не менее. Мадрид, Валенсия, Челси, МЮ. Каждый клуб можно назвать очень большим.

Да. Совершенно особое чувство — быть частью большой команды. Я не имею в виду ту, что выходит на поле. Это — только видимая часть айсберга. Главные процессы в глубине. Для того, чтобы понять, что такое носить такую рубашку, проще и быстрее всего, достаточно дойти до клубного магазина, в данном случае — Манчестер Юнайтед.

— Повествование Юнайтед очень романтично. Мистика украшает историю. Футбол не забыл этого?

Невозможно. Сегодня все сводится к публичности и доходу особенно телевидению. В АПЛ уделяется этому внимание как нигде. В Испании, например, нужно что-то делать с расписанием. Это идеальное место (обстановка) как для болельщиков так и для футболиста. Особенно наглядно это в больших матчах. МЮ — МС велик в этом плане, но я не знаю в Англии ничего, что могло бы сравниться со встречами Юнайтед с Ливерпулем.

— Кто-то из соперников запомнился по-особому?

ван Перси, Бэйл и Луис Суарес. Когда мы играли последний матч с Ливерпулем, было впечатление, что он собирается победить в одиночку. Это, действительно, так. С его уходом они потеряли процентов 70 своей команды. В Юнайтед — Руни и Янузай. Если с первым всё давно известно, то второму нужно немного времени. Поверьте, это — фантастический игрок, а его левая просто волшебна.

Демократ ван Гаал, диктатор Гвардьола

Переход Ди Марии. Стоит ли он тех 75 млн, которые заплатил за него МЮ?

До того рекордная трансферная сумма была выплачена за меня — 45 миллионов. На самом деле, в такой ситуации игрок может мало что сделать, кроме как остаться профессионалом и принять как должное. Анхель феноменален, безусловно. Его скорость, электричество, с которым он играет, то, что он делает с мячом, просто шокируют защитников.

— Фалькао?

Замечательный скромный парень и бомбардир высочайшего класса. Можно только учиться тому, что он делает в штрафной, как открывается, находит себе момент. Ну и дополнительное уважение, конечно — та травма, которая у него была. Обычно после таких вообще заканчивают с футболом. А он выздоровел и снова играет на высочайшем уровне.

— На трансферы потрачено без малого 200 млн евро, результата пока нет. Объяснимо?

Безусловно. Сделано очень много важных изменений. Тренер, новые игроки, система подготовки. ван Гаал сам предупредил, что первые три месяца будут очень сложными. Это вроде бы, приняли, а теперь я слышу упрёки. На мой взгляд, это неправильно.

— Возможно изнутри оценить первые итоги работы с ван Гаалом?

Моя личная ценность в том, что у него можно очень многому научиться. То, что это — большой тренер, все и так знали. Теперь понятнее, что за этим стоит. Для него во главе всего — интенсивность. При этом, он любит говорить с игроками, спрашивать, какие упражнения подходят, а что неправильно. Получается, что он учится вместе с нами. От этого выигрывают все. Неправильно думать, что ван Гаал — диктатор. Это — скорее Гвардьола, как ни странно. Вот его решения всегда и во всём окончательны.У Луи есть вещи, от которых он не откажется, в первую очередь, игровая идея, которая опять же, лично мне очень нравится, и под которую он подбирал футболистов, но в вопросах технических он всегда готов пойти навстречу. И самое главное его качество, которое в моих глазах перевесит все остальные, он — честный человек. Это гораздо важнее, чем быть хорошим парнем в глазах общества.

— Кто правит раздевалкой?

Руни и Флетчер. Это — наши мастера. В прошлом сезоне, когда я приехал, верховодили Фердинанд, Видич и Эвра.

Спокойствие Хранителя

Говорят, САФ до сих пор дёргает за ниточки из тени. Это правда?

Не знаю. Правда, что он приходит на каждый матч, приходит к нам после каждой игры, но понятия не имею, насколько он влиятелен в клубе.

— Гиггз так же интегрирован в тренерский штаб.

Райан…Он приветствовал меня словами “Мне грустно. Я перестал быть лучшим левшой в команде”. Легенда.

— С появлением Андера Эрреры образовался испанский клан. Что он получает?

Свободу общения. Больше всех моему приходу радовался Давид Де Хеа. У него были проблемы с языком и, соответственно, трудности с общением, что для него, человека очень коммуникабельного, достаточно сложно. Шутил даже, что чуть не забыл родной язык в “этой чёртовой Англии”. Мы все трое живём на одной улице, в 100 метрах друг от друга, каждый день вместе.

— Де Хеа принял от Касильяса эстафету в сборной.

Он давно готов к этому во всех смыслах. Единственное, чего не хватало — мышечной массы. Всё-таки парень совсем молодой, организм до сих пор растущий. Вратарь высочайшего класса, конечно же. Неслучайно и мы, и болельщики признали его лучшим футболистом прошлого сезона.

— Есть мнение о том, что происходит с Икером?

А с ним ничего не происходит. Он был и остаётся феноменом портеризма. Кас достоин безмерных любви и уважения за то, что уже сделал. И ещё сделает. Его последнее слово не сказано. У меня есть впечатление, что всё, с ним связанное оценивается только двумя категориями — очень хорошо, либо, очень плохо. Третьего не дано. За этим почему-то забывается, что его главная работа — хранить спокойствие.

— Футбол: что в нём нравится и что не нравится?

Нравится суть игры: матчи, тренировки, коучинг. Всё это очень интересно и открывает новые грани. Не нравятся многие вещи. В первую очередь, то, что у футболистов становится всё меньше прав. Это тоже связано со многими вещами: субъективизм СМИ, коммерциализация, агентские, контрактные моменты. Словом, всё то, что превращает игру в бизнес.

— Из-за чего Хуан Мата стал белой вороной?

Я стал белой вороной? Не знаю. Если подумать…На самом деле, я — абсолютно привилегированный человек. Я наслаждаюсь футболом, мне это нравится. Но на футболе жизнь не заканчивается. Стараюсь развивать свой кругозор, находить новые интересные вещи — книги, языки, знания, искусство во всех проявлениях. Это развивает личность и учит ответственности.

Внутренний мир

— Вас можно назвать активным читателем?

Активным, пожалуй, нет. Хотя иногда жаль, что на это не хватает времени. Хороших книг очень много. Сейчас я читаю автобиографию Андре Агасси  Open. Я очень люблю этот жанр. Друг порекомендовал. Здесь изнутри рассказана жизнь большого спортсмена. Всё в ней, вроде бы, замечательно, но: есть другая сторона. Совершенно безумная работа и постоянное давление.

— Это чем-то поможет в обучении?

Сложно сказать. Какие-то знания и представления даст, точно. Я учусь в университете Камилло Хосе Селы, на факультете эффективности маркетинга и даже когда-нибудь его закончу. Не могу сказать, когда именно. Думаю, аналитические способности там будут нужны так, или, иначе. Да и не только там. Футбол — отличная вещь, но жизнь не остановится и после карьеры. К этому хотелось бы быть готовым.

— Не секрет, что Вы очень привязаны к семье и друзьям. Это помогает держать ноги на земле?

Мне нужны моя семья, мои люди. Каждый раз, когда у меня есть пара свободных дней, я улетаю в Астурию, чтобы увидеть школьных друзей, бабушку с дедушкой. Это лучше, чем было. Мой дом в Лондоне был похож на пансионат. Ко мне постоянно кто-то приезжал. Только я их почти не видел. Мне надо было тренироваться.

Испания переживает бурное время. Как это выглядит на расстоянии?

Побольше бы хороших новостей. Экономический кризис политический, конфликт, скандалы, Эбол, несправедливости. И за всем — уверенность в способности этому противостоять. Наши люди, особенно, молодые очень сильны. А вместе можно справиться с чем угодно.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес