Валенсия: Миссия восстановления

Пако Хемес — главный кандидат на аренду скамейки в сезоне 2016/2017.

Питер Лим решил перестал дразнить дракона. Один проваленный сезон ему, пусть и со скрипом, но простят, в память об освобождении от гнёта Банкиа, если же продлится пребывание английского журналиста, белые платки Местальи будут адресованы уже непосредственному руководителю. Это никак не в бизнес-интересах сингапурца. Пусть даже с правовой точки зрения ни на что повлиять не может.

Superdeporte проводит референдум о самом желательном тренере. Безусловным фаворитом идёт Мануэль Пеллегрини — 4 184 голоса или 51 % к настоящему моменту, но учитывая его фактическое решение возглавить Зенит, истинным лидером стоит считать Пако Хемеса (24 %, 2016 голосов). Все остальные вместе взятые набирают 25 %.

Информация о Хемесе появилась вчера ночью. Следом полетели новости о предметном интересе к возвращению Хуана Маты из Юнайтед и выкупе Марио Гётце из Баварии. Это свидетельствует сразу двойную роспись в собственных ошибках — при выборе тренера и при комплектовании команды.

Говорить об игроках сложно. По обилию уже имеющейся информации и в связи с чемпионатом Европы, это трансферное окно смотрится очень интенсивным. И конечно, Мата и Гётце в принципе не испытают недостатка в предложениях. Обширное место для сомнений — чемпионы мира, люди из Лиги Чемпионов не очень гармонируют с середняком любого первенства. С другой стороны, это же освобождает их от дополнительных нагрузок и тем стимулирует показать свой лучший футбол. Поживём — увидим.

Решение по тренеру — тоже гипотетика. Но она во многом обоснована. В списке возможных претендентов фигурируют, например, клубная легенда и перспективный тренер Рубен Бараха, ныне возглавляющий Эльче — слишком резок скачок после первого сезона самостоятельной работы, главный тренер Сельты Эд Бериссо, добившийся от руководства задачи попадания в еврокубки, ныне успешно решаемой — это было единственным условием его продления, коренной валенсиец, нынешний главный тренер Хетафе Фран Эскриба — всеми силами пытается и пока безуспешно сохранить место в Примере, а лучшим результатом самостоятельной работы можно считать 13-е место Эльче в сезоне 2014/2015. Хорхе Сампаоли, Руди Гарсию, Пако Айестарана, Кике Флореса  и  Кике Сетьена по разным причинам не рассматриваем. Остаётся Пако Хемес.

Тренер яркий, узнаваемый и личностный. Оценивать его цикл в Райо Вальекано легко и сложно. Легко — потому что за четыре сезона молнии с очень бюджетным и часто меняющимся составом качеством между 2 и 3 — так и не доигрались до вылета, а однажды, в чемпионате 2012/2013 едва не вошли в еврокубки вместо дисквалифицированной Малаги — отстранены ввиду недоразвитости инфраструктуры.

Теперь всё же, может случиться — три команды по 28 очков, Хихон с 27 и Леванте с 24 обещают финишное сражение с непредсказуемым исходом. Но даже если случится, репутация Хемеса столь высока, что один огрех уже списан по умолчанию.

Тем более, что он уже сделал упредительный ход, сообщив, что не видит возможности работать именно с этой версией состава. Футбольная Испания давно находит его специалистом, переросшим уровень аутсайдера и даже проецирует его на сборную. За которую он сам когда-то выступал, а значит, проблема сопоставимости авторитета действующих игроков и тренера представляется закрытой автоматически.

В пользу ухода говорит ещё два связанных обстоятельства — контракт заканчивается, а президент клуба Рауль Мартин Преса не спешит с продлением. Вслух заявляя вопрос глубоко техническим, на деле же известно об их напряжённых личных отношениях.

Во многом связано с тем, что влияние Хемеса выходит за периметры футбольного поля. Собственно, именно он, а не президент организовал акцию по поддержке Кармен Мартинес — престарелой жительницы Мадрида, выселяемой судебными приставами за непогашенный кредит её умершего сына.

Самостоятельность и представляется первой сложностью при оценке карьеры. Хемес — явно не тот человек, который будет плясать барбоску владельцам и ставить в состав тех людей, которых они хотели бы видеть. Привезенный из Китая форвард Чендун получил буквально несколько секунд в кубковом матче, а играли Герра, Мику и Манушу, в зависимости от того, кто в лучшей форме. В результате, китаец после первого круга убыл обратно, а президент потерял выгодный коммерческий контракт с одной из фирм Поднебесной.

При этом, нельзя сказать, чтобы Хемес в принципе отказывался от игрока, если тот приобретён без его ведома. Того же Мику он тоже не просил. «Он очень на меня злился за то, что я его не ставил. Но от этого работал только лучше. В результате, набрал отличный ход и забил несколько очень важных для нас мячей» — говорит Пако. Мику же вошёл в историю как первый венесуэлец, забивавший в пяти подряд матчах Примеры.

«Чёрт возьми, как же здорово вы играете в футбол. Вас не нужно ничему учить» — одна грань Пако Хемеса, отца солдатам. Но отца очень строгого и взыскательного. Талантливого Ласса Бангура он выгонял трижды. Наперво тот отправился в аренду Гранады, где проявлял себя исключительно в ночных барах, приехал раскаявшимся и видоизменившимся, но на тренировке бросил упражнения и пошёл применять в действие правила съёма — понравилась девушка-журналистка. Был услан на перевоспитание в дубль, а когда не сделал выводов, был услан совсем. Сейчас чудит где-то во Франции.

«Степень и глубина таланта не имеет такого значения, как желание работать, быть частью команды. Научить элементарным вещам можно любого. Если он действительно, хочет играть в футбол. Я всегда предпочту гениальному распустёхе старательного воина, которого где-то сочли павшим» — объяснение тренера.

Пример — на поле. Роберто Трашоррас приобщился к обеим лучшим кантерам — Барселоны и Реала, оставил о себе добрую память в Виго, но именно в Райо, в возрасте конкретного 30+ показывает лучший футбол в своей карьере, неизменно входя в число лучших в Лиге по отборам, перехватам, количеству и точности передач. Он носит капитанскую повязку. И это справедливо не только относительно выслуги лет.

Мичу, Диего Коста, Сауль Ньигес. Всех их сделал большими футболистами сильный и добрый парень, умеющий быть строгим.

Но они сами хотели расти. В Валенсии придётся иметь дело со сложившимися мастерами. И это — вторая сложность.

Третья — собственно, игра Хемеса. Главное — атака, а в обороне — как получится. Яркое и красивое лицо весёлой страсти, абсолютно нежизнеспособное там, где речь идёт о высоком результате. В саму модель заложено слишком много разрывов между линиями и сознательных уязвимых точек. Например, Пако не любит ставить двоих атакующих или двоих оборонительных крайних полузащитников. Случаи бывают разными, но базовая модель — один смотрит на чужие ворота, другой — на свои. Ведёт к разбалансу и, как его естественное следствие, к провокациям атаки соперника через уязвимые зоны.

Хотя это — работа в Райо. Возможно, для иного класса исполнителей есть отличная стратегия.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес