Суперкубок Испании: Пас на разрыв

Как Марсело Бьелса связан с Барселоной и Севильей.

В последнее время тактической концепции “бьелсисмо” уделяется значительное время. Неудивительно, поскольку пять ярких представителей этого течения  — собственно, Бьелса, Почеттино, Симеоне, Бериссо и Сампаоли работали или работают в Ла-Лиге. Фрагменты этих идей встречаются и в  игровых концепциях Луиса Энрике, Марселино/Эскрибы, Зидана, Абелардо.

Интенсивность, вертикальность и, прежде всего, ритм – три кита команд бьелсисмо. Они способны захватывать инициативу даже в матче с соперником, априори выше уровнем. Но за яркой, атакующей игрой, скрывается, очень важная деталь, без которой вся конструкция игры несостоятельна. Защита. Высокий прессинг, индивидуальный и коллективный, легкий и агрессивный, упорядочивает  состав в единое течение.

Создать игровое преимущество, забить гол, выиграть титул – усилия, за которыми стоит работа всей команды. Недостаточно просто подать иск. Суд выигрывается обоснованием своей позиции0. Истина юриспруденции, столь же применимая к футболу. Здесь обязанность аргументировать возложена на центральных защитников.

Номинально оборона состоит из трёх – пяти человек в разных схемах. Но ещё Пеп Гвардьола заметил, что схема – это номер телефона, ничего боле. Куда большее значение имеет то, как каждый конкретный исполнитель выполнит свою работу и как она в сочетании прозвучит единым Алло.

О скорости помним. Следовательно, центральный защитник формата Марсело Бьелсы обязан обладать стартовой и дистанционной скоростью, безупречной тактической грамотностью и интуицией, позволяющим читать ситуацию на несколько ходов вперёд, агрессивность и функциональная готовность прилагаются.. В принципе, все эти качества – обязательный набор любого защитника. Но в данной системе они востребованы в неимоверных количествах, без минуты роздыха.

Так, два центральных защитника, давших Чили Кубок Америки в матче с Аргентиной, Гари Медель и “Гато” Сильва по своей родной позиции центральные полузащитники. Марсело Бьелса опустил вниз Хави Мартинеса и добавил в связку к нему Фернандо Аморебьету в своем Атлетике. Тоби Альдерверейд был центральным защитником в АПЛ 2015/16. И поэтому же Густаво Кабраль был сомнительным в своей деятельности в Сельте. Точно также, как сомнителен Адиль Рами в Севилье. Кроме того, что он медленный, он еще и тактически безграмотный и не всегда правильно читает ситуацию.

Идея перевода центральных хавов в оборону, безусловно, не нова. Только из знаковых испанских фигур можно вспомнить  Пирри, Дель Боске и Стиелике, завершавших свои карьеры именно здесь. Разница в том, что тогда это было связано с возрастной утратой скорости, которую компенсировали опыт и понимание игры. В бьелсисмо все наоборот: чем больше скорость игрока, тем выше вероятность того, что он успеем приблизиться и решить эпизод. Пример Гари Меделя, в данном контексте – идеальная иллюстрация.

Те же звучания находятся у идеолога необарселонизма Хосепа Гвардьолы. Также как у Бьелсы, использующего одного из защитников, как своего рода спринтера, в Барселоне Пуйоль был  корректором всей обороны. Это позиция сродни собаке-ищейке, которая кругломатчево находится в поиске возможных опасных для команды стыков. Кроме того, иным вариантам в центре обороны Пеп предпочел  классного опорного полузащитника Маскерано.

Но отстоять свои ворота в неприкосновенности – не единственная задача таких людей. Выход мяча  также имеет фундаментальное значение. Дороги выигранные секунды после отбора или невынужденной ошибки, чтобы зажечь новое пламя атаки. Как примеры – Фонтас в Виго, Вертонген в Лондоне и Нико Пареха в Севилье. Аргентинец наигрывался всю предсезонку и в первом же официальном матче вышел на поле.

Надежность в обороне зависит не только от индивидуальности отдельного игрока, но и связки, которую выберет тренер. Так, чтобы укрепить защиту Бериссо уже подписал Ронсаглию для Сельты, а Сампаоли пробовал Коке. Эксперимент  не удался, а сам футболист перешел в Шальке, где получил серьезную травму. Однако тот же вариант можно попробовать с Мариано. Частично это уже было – в Суперкубке Европы бразилец закрывал по сути, позиции правого вингера, правого латераля и дополнительно страховал центральных защитников. В классическом понимании, рассматривать латераля на место центрального защитника странно, но для подобной системы – обычное явление.

Другое дело, что два возможных низкорослых игрока (как в сборной Чили, например), несут в себе опасность при розыгрыше стандартов. Но рост – не панацея, куда большее значение имеет выбор позиции. Так, Коло, Каррису и Пареха, а затем и Рами, с их ростом более 180 см., ничего не могли противопоставить Серхио Рамосу. Неважно, что конкурировать с ним в этом компоненте может только Годин из Атлетико.

Анастасия КАРСАКОВА, Геннадий НИКИТЧАНОВ

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес