«Сельта»: Танго на небесах

44 года Густаво Лопесу. Отличный повод вспомнить команду, которой стоя аплодировала вся Европа.

Виго помнит.  Он никогда не был лицом команды как Пенев или Мостовой, лидером  по духу как Бериссо и звездой калибра Сальгадо или Макелеле. Хотя играл со всеми. Они уходили. Одни искали нового вызова, другие завершали карьеры, третьим перестали соответствовать требованиям Примеры.

Густаво Лопес – в хорошем смысле, средний испанский футболист. Образец надёжности и преданности, никогда не просивший слишком многого, но всегда оставлявший на поле всё, что есть  него в данный момент. «Сельта» стала его домом, а для главного тренера нет журналиста, с которым он был бы более откровенен.

Ворон приехал в 1999. В команду, постепенно формировавшуюся начиная с сезона 1995/96 и под руководством Ируреты а затем Виктора Фернандеса сменившую середину на постоянное участие в еврокубках.

Парадоксальные времена, в которых по воспоминаниям Александра Мостового, душем работала бочка с холодной водой, а  переодевались прямо перед полем, с которого иногда приходилось сгонять заблудших коров.

26-летний аргентинец четыре сезона обитал в Сарагосе, ещё не остывшей от еврокубковой славы (10 мая 1995 года они эпично выиграли у «Арсенала» финал Кубка Кубков с голом Найбета на последней минуте дополнительного  времени) и мечтавшей о продолжении. Действительность не предлагала ничего выше 9-го места.

Принявший «Сельту» Виктор Фернандес попросил о трансфере левого хава, которого он, собственно, и нашёл для Испании в «Индепендьенте», убедив «Сарагосу» вложиться несмотря на травму футболиста.

Спелись с Карпиным. Оба фланга были одинаково опасны. В сезоне 1999/2000 оба забили по 6 мячей. Самый памятный от Густаво Лопеса – победный в дерби с «Депортиво» (2:1).

Шаг назад в чемпионате, с 5-го места на 7-е. Небо ярко и нестабильно. Разнести «Ювентус» и улететь дома очень плохому «Атлетико» — явления одного порядка.

Место в еврокубках не утрачено. Просто начинать приходится совсем рано, с Кубка Интертото. Значение сезона в том, что в нём Виго приняли как серьёзную европейскую силу и по большому счёту, именно с тех пор меряют по нему.

Летом  2000 на «Балаидос» высадился Катанья, а Макелеле уехал в Мадрид вслед за Сальгадо.  Баланс обороны и атаки найден в схеме с одним чистым нападающим и тремя инсайдами (Мостовой в центре, Карпин и Лопес по краям), при том, на вингеров легла дополнительная оборонительная ответственность.

Карпин стал лучшим игроком Примеры по версии Donbalon, а Лопес отметился вторым. Решающим в ворота галактикос (3:0).

Интересно, что в том сезоне «Сельта» шесть раз сыграла с «Барселоной» — 2 ничьих в чемпионате, поражение в Кубке УЕФА и реванш в Кубке Кооля. В обеих тех встречах (3:1, 1:1) забивал Эд Бериссо.

В чемпионате заняли 6-е место. При некритичном снижении эффективности обороны (49 вместо 43) забили чуть больше (51 – 45), что принесло лишние 6 очков (59 – 53).

Следующий сезон подтвердил позиции, Густаво Лопес же утратил своё влияние, прогресс Хесули привёл его в основу и отправил аргентинца в ротацию.  Знак отличия – победный мяч «Барселоне» (20 апреля 2002 года 2:1).

2002/2003 – лучший чемпионат в истории «Сельты» (4-е место), за который в следующем пришлось расплачиваться измотом борьбы в лиг Чемпионов, худшей в Примере обороной  и вылетом в трёх очках от «Расинга»,  который по сути, спасли сами – поражение в Сантандере, ничья дома.

Просто Виктор Фернандес подписался на проект «Бетиса» (не слишком успешный, 8-е и 9-е место соответственно), а сменивший его Мигель Лотина  оказался годным спринтером, лишённым представления о том, как работать вдолгую.

Несмотря на возвращение Карпина в «Соьседад», старение Мостового и расставание со сдувшимся Катаньей, Виго был достаточно хоош по именам и едва ли заслуживал понижения.

Но случилось то, что случилось. От Сегунды сбежали все, кто мог сбежать. Остались только возрастные Хосе Игнасио, Хуан Санчес,  Бериссо и Джованелла, помогавшие опытом со скамейки и  недалеко ушедший от них Густаво Лопес, игравший чаще, но скорее, по необходимости.

Тем не менее Фернандо Васкес эффективно распорядился ресурсом. Его команда в касание вернулась в Лигу, а со старта не пошла, но полетела – 4 победы в 5 матчах, в том числе на «Сантьяго Бернабеу», 3:2 .

Добежал до 6-го места. Это уже была совершенно иная команда. В частности, Густаво Лопес уступил своё место Давиду Сильве.

«Я тогда провёл сезон в «Эйбаре». Хороший и очень значимый для меня год, но для выхода в Примеру чуть-чуть не хватило. Жаль, тем более, что Кадис и Виго обыграли по два раза, а с гастейсос пополам – 2:0, 1:2.

Естественно, мне хотелось играть в первом дивизионе. Уже тогда я был очень наглым юношей и считал, что взорву мир своим появлением. По объективным причинам места в «Валенсии» ещё не было, обычная история парня из кантеры, переросшего дубль, но не готового к основе. Вариант с Виго более чем устраивал всех.

Говоря о людях, оказавших на меня большое влияние – Валерон, Мендилибар, Луис, Эмери, Дель Боске, нельзя забывать об игроках, с которым я рос. В Эйбаре это Гаиска Гаритано, образец цельности, профессионализма и собранности (похож на Габи из «Атлетико» и на Прието из «Реала Сосьедад»), в «Сельте» — именно Куэрво.

Как таковой конкуренции уже не было, он всё прекрасно понимал и свою задачу в команде видле в том. Чтобы передать знания, научить каким-то тактическим ходам, техническим приёмам. Я никогда не забуду, как однажды после тренировки он подошёл ко мне и предложил научить «паре нелишних заморочек». Три часа мы с ним отрабатывали один элемент – приём мяча с шага назад, одновременны разворот и разрезающий перевод на ход. Его теперь считают моим. Нет. Это Густаво Лопес, Виго, 28 ноября 2005 года».

Он открыл счёт новым голам «Сельты» в Примере. 28 августа 2005 года 10-я минута матча с»Малагой» 1:0. А на 78-й ушёл, на бровке обнявшись с Давидом.

Работа Хименеса — Сильвы была найдена валенсийской директивой очень качественной. Он вернулся в к летучим. А Ворон вернулся в основу.  В 33 года.

Не к добру. Гол «Барселоне» не принёс даже ничьей (2:3), удар на «Аноэте» не дал состояться разгрому (1:3),  а запоздалый финиш из трёх побед дал лишь иллюзию спасения, «Атлетик» таки сохранил себя как третий классик, никогда не игравший ни в одной лиге, кроме Примеры. Им хватило победы в Мурсии и ничьей с Сантандером.

Свой последний мяч за «Сельту» Густаво Лопес забил 2 мая 2007 года в ворота «Бетиса « (2:1). А потом уехал в «Кадис», с которым вылетел уже из Сегунды. Его время истекло.

«Жаль, что я понял это слишком поздно. Вернее, стал очередным игроком со временем. Ещё в 2005 было ясно, что «Сельте» я могу дать свою самоотдачу и свою энергию, которой становится всё меньше, мои лучшие матчи здесь уже завершены. Я подумал, что смогу быть полезным на другом уровне и ошибся. Гол «Бетису» — это мой личный финальный свисток. Закончено основное и дополнительное время, все пенальти пробиты, свет погашен и зрители разошлись.

У меня была очень хорошая карьера. Я играл за отличную сборную, слышал гимн Лиги Чемпионов, забивал большим командам, а те люди, с которыми выходил на поле – я думаю, если из них собрать кстати, достаточно недорогую команду, они бы потеснили очень многих. Мостовой. Карпин, Макелеле. Сальгадо, Сильва, Милошеич, Катанья, Джованелла, Хесули, Эд Бериссо. Мечта, а не команда.

И болельщики. «Балаидос» мог быть неполным. Это неважно. На нём всегда есть дыхание футбола. Город живёт футболом. Все игроки «Сельты» — местные национальные герои».

Поэтому он вернулся. «Здесь мой дом». Сейчас комментирует футбол. Приглашает гостей, иногда что-то пишет. Всегда рядом с командой. А значит, свой, виговский. Ему никогда не собирались поставить памятник, но было очень много матчей, после которых его выносили на руках. Даже не за голы, хотя они тоже имели значение. За душу, которую он всегда отдавал игре. За мысль, которой сверкал. За страсть, которой жив футбол.

 

 

 

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес