Дело Вильяра: Избавление

Сервантес о перевороте в испанском футболе.

Пронзительные слова, душераздирающие слезы и радость без ограничений. Испанский футбол никогда не поднимался столь высоко на национальном уровне. Два выигранных чемпионата Европы и мундиаль в ЮАР – главные события в истории Красной Фурии. Они произошли в эпоху Анхеля Марии Вильяра.

От взлета до падения

Основной критерий, по которому оценивают работу президента футбольной федерации, результат. Он был главной защитой от критики. Едва ли Вильяр перестраивал работу клубных кантер, был инициатором идеи о включении дублей в основную клубную сетку или преемственности работы юношеских сборных.

Но он не мешал и утвердил на роль тренеров Арагонеса и Дель Боске – двух главных творцов успеха. Впоследствии оба наставника тепло отзывались о нем. “Было бы хорошо, если бы он остался еще на много лет. Он не новичок, был отличным футболистом, знает ситуацию изнутри. Он всегда защищал испанский футбол со страстью и беспокойством” – реплика Висенте.

За такие успехи боготворят, носят на руках, прощают многое. Но футбол живет настоящим и не приемлет воспоминаний. Он развивается и не стоит на месте. Потерять нужное течение – вылететь из претендентов на высокие цели. То, что случилось с Красной фурией по вине Вильяра.

Он продолжал играть одну и ту же мелодию, которая уже давно не занимала первые места хит-парадов. Висенте Дель Боске потерял связь с современным футболом, однако продолжал свою миссию. Застой, косность состава, консерватизм стали позывными сборной. Смена тренера произошла лишь после двух громких провалов. Время упущено.

Перестало работать то, что являлось системой. Испанские молодежные и юношеские сборные, практически всегда достигавшие максимального, все реже просто квалифицировались в элитные турниры. Например, в этом году свой евро пропустила команда до 19 лет, а молодежка хоть и дошла до финала, но без шансов проиграла тактически.

Все дело в том, что при выборе тренеров Вильяр лишь в последнюю очередь учитывал необходимые качества. Главный критерий – дружеские отношения. Другими словами, должности должны занимать свои. Все так же, как в самой Королевской Федерации футбола Испании (RFEF).

Система феодализма

Анхель Мария не видел Федерацию в качестве организации, он рассматривал ее как место, в котором занимает свою должность. “По его мнению работа должна позволять получить существенный доход, который с его образованием никогда не был бы достигнут” – уверяет экс-сотрудник Вильяра.

Его заработанная плата на испанском посту больше, чем доходы, которые он получает в качестве вице-президента ФИФА. Цифры колеблются  от 300.000 до 500.000 евро в год. Если умножить на время работы, то получится, что он накопил более 10 миллионов евро. Но это лишь малая часть приобретенного им.

Систему, которую он внедрил, называют не иначе как “феодальная”. Самое интересное, что он не является ее разработчиком. Скорее, просто позаимствовал у друга Блаттера. Последний создал прочную нишу избирателей, желающих получить экономическую помощь. Она поступала в рамках программы “Goal”, направленной на развитие футбола в мире.

Те же методы использовал Вильяр при работе с территориальными организациями. В одном из официальных документов Федерация признает: “Приблизительно 60% доходов федераций на уровне автономных сообществ поддержаны деньгами королевской ассоциации путем предоставления субсидий”.

Практически все президенты территориальных структур поддерживали Вильяра. “Через выборы его невозможно отлучить от должности. Лишь указ, который ограничивал бы число мандатов, дал шанс другим кандидатам” — говорит его бывший сотрудник.  За исключением выборов 2004 года, когда бывший секретарь Херардо Гонсалес набрал 98 голосов против 78 у Вильяра, все остальные избирательные кампании завершались преимуществом действующего президента.

При этом Вильяр шел на сомнительные уловки, когда не был уверен в своей победе. Так выборы 2012 года состоялись 2 января. Дата удивила даже некоторых близких к руководителю людей. Перед тем, как созывать предвыборное собрание, нужно было подать прошение в департамент избирательных гарантий. Вильяр отправил его 5 октября, воспользовавшись неразберихой из-за всеобщих выборов.

В итоге Матильде Гарсия Дуарте, генеральный директор высшего спортивного совета, подписала нужный документ. За 45 рабочих дней до выборов никто не был в состоянии подготовить кандидата, который мог бы конкурировать с системой Вильяра, что позволило ему остаться на посту.

Неминуемая расплата

Как показало время, Гарсия Дуарте была связана с президентом Федерации и по другому поводу, названному в прессе “Caso Haiti”. Дело Гаити стало одним из оснований для заключения под стражу Анхеля Марии. В 2010 году правительство страны ратифицировало ряд программных документов о финансовой помощи странам Африки и Центральной Америки.

Разумеется, экономические ресурсы так и не дошли до адресата, а футбольные школы в том числе в Гаити, пострадавшем от землетрясения,  так и не были построены. Более того, деньги в размере 1,2 миллиона евро не должны были поступать в качестве расходной части в распоряжение Федерации. Но один или несколько служащих высшего спортивного совета изменили дату письма, чтобы субсидии оказались в бюджете учреждения Вильяра. Несложно догадаться, кто являлся генеральным директором организации в то время.

Впоследствии глава Федерации отчитался о потраченных средствах, уверяя в своем письме о выполненных обязательствах. При проверке выяснилось обратное. Тогда же президент заявил, что он не отправлял никакой корреспонденции, а его подпись фальсифицирована.

Впрочем, дело Гаити лишь одно из многих, также как и президент – не единственный подозреваемый, фигурирующий в операции SOULE (французская средневековая игра в мяч).  Задержан и сын Горка. Он не ограничивал себя лишь коррупционными схемами в южноамериканском футболе (мошенничество, вымогательство и шантаж стали его позывными на посту генерального директора КОНМЕБОЛ), но проворачивал темные дела и в Испании.

Он не имел отношения к RFEF, но работал с организацией отца на условиях партнерства. Юридическое образование помогало в этом: он создавал фирмы, подписывал контракты с федерацией, убыточные для организации.

В частности, в деле фигурирует общество Sports and Advisers. Юридическое лицо, единственным директором которого являлся Вильяр-младший, в 2011 года получило миллионную прибыль за счет влияния в Федерации и знакомств в ФИФА. В их распоряжении оказались права на изображения и трансляцию некоторых футбольных матчей сборной Испании, в основном товарищеских (С Кореей и Боснией).

Похожие дела официально возбуждались и ранее. Но в итоге они закрывались за недоказанностью или отказом заявителя от иска. В частности, сын вице-президента Федерации по финансовым вопросам Хуана Падрона создал юридическое лицо “Amanecer Latino”, которое заключило очень выгодный контракт с “Estudio 2000” в то время главным официальным поставщиком экипировки в RFEF.

Хуан Падрон – еще один фигурант громкого дела. Говорят, действительная власть принадлежала именно ему, ибо в его руках главное —  распределение территориальных денег. Являясь также президентом федерации Тенерифе, не трудно догадаться, какому региону перечислялся наибольший объем субсидий. На эти деньги островитяне построили несколько стадионов с искусственным газоном. В честь него же названа одна из улиц в Санта-Крус-де-Тенерифе.

Однако облагораживание родного города – не единственное, чем занимался Падрон. Вместе со своим другом, бизнесменом Хесусом Сампером, основал “Санта-Монику”, которая обладала исключительными аудиовизуальными правами на матчи испанской сборной и обанкротилась, оставив долг в размере 20 миллионов евро.  “Недобросовестное управление” – одна из претензий агентов гражданской гвардии к нему.

Конец – это начало?

Следующего 29 июля Анхелю Марии Вильяру исполнится 69 лет. Но свой день рождения он проведет в изоляторе, поскольку суд удовлетворил ходатайство гражданской гвардии о мере пресечения – взятия под стражу без права залога. 29 лет руководства прерваны бесповоротно.  Факт: испанский футбол – это те, кто поддерживают Вильяра, уходит в прошлое.

Случившееся – прорыв. Не только, потому что футбольную страну ожидают свободные выборы. Перемены в хозяйстве назрели. Они касаются и национального, и клубного футбола. Третий и четвертый дивизион, находящиеся под юрисдикцией Федерации, погрязли в договорных матчах и финансовых проблемах. И им, как никому другому, нужны субсидии, застрявшие в карманах обнаглевших сеньоров, ведь именно низкие лиги – залог успеха и здоровья всей футбольной системы.

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес