Смирение, гордость и молот Тора

Кристиан Стуани уехал в сборную Уругвая лучшим бомбардиром Примеры

Прямо сейчас он круче Аспаса, Гризманна, Месси и Луиса Суареса. Двум последним доказано в личной встрече: форвард «Жироны» забил два, аргентинец один, а большой соотечественник и конкурент по чарруас традиционно для начала сезона отмолчался.

Хотя именно его считают лучшим уругвайским футболистом современности и он же является лучшим историческим бомбардиром сборной. «И то, и другое справедливо – говорит Стуани – хотя с тем же успехом лучшим можно назвать Година или Кавани, это будет такой же правдой. Если же взять чуть шире, Форлан, безусловно. Мы все играли вместе и все, так, или, иначе учились у Диего. Совершенно потрясающий игрок и отличный парень, простой абсолютно во всём.

Хотя мы все простые. У нас очень небольшая и совсем небогатая страна, скажем так, немножечко специфические условия жизни и всё основано на взаимовыручке и взаимоуважении. Поэтому нам в сборной нет разницы, кого назовут лучшим, кто выйдет в старте и на своей позиции, а кто останется в запасе, или, сыграет по дополнительному профилю. Например, достаточно долго Луис играл «девятку», Эдди на левом фланге, а я на правом. Так было надо, Оскар (Табарес) разместил одновременно трёх центральных нападающих».

Позже Тренер прописными буквами отошёл от этой идеи, выбрав классику 4 – 4 — 2. Суарес и Кавани с их взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью кружили головы и приносили результат, оставив Макси Гомеса из «Сельты» и Стуани на втором плане.

Форвард «Жироны» получил время в четвертьфинале, но с радостью променял бы его на запас до последней секунды финального матча. «С обязательным условием победы Уругвая. Мы могли это сделать. Честно говоря, вряд ли у нашего поколения – мы трое, Годин, Перейра, Родригес будет следующий шанс. Всем уже за 30 и, понимая это, мы шли на мундиаль как на последний бой. Но здесь всё очень тонко: помимо нас было ещё пять – шесть команд и все видели, где остановились например, Испания и Бразилия, Германия вообще не вышла из группы. Очень конкурентный турнир.

В таких условиях особенно важна роль лидера, а мы потеряли Кавани. Я держу ноги на земле, прекрасно знаю свои сильные и слабые стороны. Наверное, я могу с ним конкурировать именно в реализации, но Эдди, помимо функций классической «девятки» — это всегда ещё один полузащитник. Он отбирает мячи и он же создаёт моменты. Неслучайно он играет за очень престижный клуб.

Кстати, французский. Соответственно, он был главным экспертом по их сборной, лучше других представлял, что и как можно сделать, чтобы затруднить им задачу. Без него мы показали неплохой, даже достойный футбол, но соперник сыграл лучше и мы поехали домой».

Чтобы буквально через несколько дней присесть на предсезонку. Стуани ждали в Жироне, где он всего за год стал больше, чем просто своим.

Ходячая карта Испании

Уругвайская диаспора составляет 30 000 человек, ежегодно поступает 4 000 заявлений на въезд. Одобряется не более половины. С распростёртыми точно, примут человека с готовым местом работы. Например, профессионального спортсмена.

Латинский футбольный рынок издревле ориентирован на продажу. Соотношение «Цена – Качество» столь впечатляюще, что даже малые европейские клубы могут позволить себе покупку потенциальной звезды.

Так в 2007 году чемпион Уругвая с «Данубио» оказался в заштатной «Реджине». Свой первый и единственный за полтора сезона мяч забил с пенальти в ворота «Сиены» в последнем туре чемпионата 2008/09, по итогам которого его команда покинула Серию А, а он сам на правах аренды за 0,5 млн евро был передан «Альбасете» (Сегунда).

Ла-Манча много забивала и его 22 гола до сих пор остаются лучшим индивидуальным тоталом в абсолютном выражении и пропуском в 1-й дивизион. «Леванте» (Валенсия), «Расинг» (Кантабрия), «Эспаньол» и позже «Жирона» (Каталония). Везде актуален, везде востребован.

Но забивать в Примере гораздо сложнее. К тому же, его всё чаще начинают использовать на флангах, а работавший с «Эспаньолом» Хавьер Агирре как казалось, окончательно зафиксировал на правом фланге. В итоге, в 165 матчах первого пришествия он забил 42 мяча (грубым счётом, 0,25 за игру). Неплохо, достойно и не более. Никакого сравнения с тем, кем он стал в «Жироне». Перед появлением в которой пережил лёгкое английское приключение.

Часть испанской колонии

Появление тренера дубля Серхио Гонсалеса вместо Хавьера Агирре мало сказалось на составе. Изменились игровые акценты. В частности, Стуани, продолжая стартовать с правого фланга, дополнил тройку с Кайседо и Серхио Гарсией. Их 35 мячей сделали «Эспаньол» более зрелищной и узнаваемой командой, которой не хватало лишь некоторых корректив.

Но вмешался Мадрид, забравший своих Касилью и Лукаса Васкеса, капитан и духовный вождь Гарсия отправился на ближневосточные заработки, а новые хозяева увидели дальнейшее развитие команды по-другому.

Стуани пять лет спустя вновь оказался во 2-м дивизионе. Уже в английском, но говорящем по-испански. Главный тренер Аитор Каранка привлёк под задачи сперва повышения, а затем продления в общей сложности 11 футболистов Примеры во главе с Виктором Вальдесом и Альваро Негредо.

Жёсткий сезон 2015/16 и обнадёживающее начало в августе 16-го обещали многое. Дебют в АПЛ вышел преотлично: команда отправилась в Сандерленд без Вальдеса, но уже к перерыву Стуани с передач Негредо забил два мяча, добыв команде победу на сложном поле.

За то пришлось извиняться. Он выложил фотографию празднования в раздевалке, на которой Адам Клейтон был одет чуть меньше дозволенного в пуританской Англии. Форвард удалил и написал, что не хотел обидеть ничьих эстетических или религиозных чувств, а происшедшее – не более чем радостная невнимательность.

Других скандалов в его биографии не было. В интервью может тщательно подбирать слова, или, быть естественным, дружелюбным и всегда корректным. По отношению к собеседнику, к сопернику, к своим и чужим игрокам и тренерам, к болельщикам.

«Я так воспитан. Думаю, это правильно. В жизни всё иногда меняется очень быстро и твой сегодняшний успех не значит вообще ничего – неизвестно, где ты будешь завтра. Есть ценности простые и вечные: семья, дети, друзья, люди. Мы все, так или иначе, зависим друг от друга и это нужно ценить. Все конфликты на любом уровне происходят только от непонимания, от общения с агрессивных позиций, а на выходе чаще всего оказывается, что сама по себе проблема не стоит и половины того, что вокруг неё накрутилось. Скажем, мне не нравится VAR, я думаю, он разбивает ритм игры и точно так же ведёт к ошибкам. Но я – футболист, нападающий. Моё дело – забивать мячи. Это никак не зависит от существования видеопросмотра. Так и в жизни, есть главное и есть второстепенное, на которое нет смысла размениваться».

Пацифизм и толерастия – не лучшие формы человечности. Толерантность в медицинском смысле вообще означает утрату иммунитета, неспособность организма сопротивляться враждебным бактериям и в конечном счёте, саморазрушение.

Столь же бессмыслен бой ради боя, в драке проигравших не может быть победителя. Истина между двумя краями. Центральный нападающий подскажет.

Стуани не учреждал Лигу выдающихся джентльменов и не был вторым по святости после Римского Папы. Он получает по ногам и бьёт соперников, спорит с судьями, случается, даже удаляется. Но он не выпрашивает фальшивые фолы, не замечен в ударах исподтишка и никогда не сдаётся. Уже немало.

Больше чем Месси

«Англия была отличным опытом. Их инфраструктуре можно только завидовать – отличные газоны, всегда полные стадионы, играть в такой атмосфере всегда приятно. Кроме того, всегда интересно испытать себя новым чемпионатом. Но мне ближе Испания с её уровнем технической оснащённости. Поэтому когда меня пригласили в «Жирону», я долго не думал. То, что команда впервые в своей истории пробилась в Примеру не смущало, наоборот, стимулировало – важно помочь новому проекту. К тому же, вместе со мной приехал мой латинский брат колумбиец Бернардо, с которым мы играли ещё в «Расинге», а потом он задержался во втором дивизионе и прекрасно представлял себе, что такое «Жирона» и Пабло Мачин».

Оба стали основными. Экс-капитан Хихона возглавляет оборону, а его старый друг заносит очки – из 60, добытых каталонцами с начала прошлого сезона, 37 принесли точные удары уругвайца. Всего 29, или, 0,53 за матч.

40% мячей команды в прошлом сезоне, 80% в текущем. У Месси в чемпионате 34% и 31% соответственно. С голевыми передачами больше, но в текущем всё равно уступит, его цифры 6+4 из 19.

Сравнение корректно. Они ровесники и оба безошибочно идентифицируются со своими командами. Но аргентинец становится решающим аргументом при прочих равных, бриллиантом золотой оправы, Стуани отливает и куёт браслет не из золота, а чего-то более ценного, дающего очень маленькой команде на равных биться с гигантами.

Титул с «Данубио» так и остался, и, судя по всему, останется единственным в карьере. От остальных отказался сам. Его рассматривала «Барселона», но конкуренции с Луисом Суаресом ему хватает в сборной, предприятие безнадёжно, перешедший в «Севилью» Пабло Мачин был совсем не против продолжить сотрудничество с ним и Кристианом «Санчо Пансой» Порту, если они захотят – они не захотели, а предложение «Бетиса» не устроило клуб.

Сейчас всё на своём месте. «Жирона» играет в тот же весёлый и зрелищный футбол, а голова и правая нога Стуани всегда готовы к завершению.

Странно только, что он полностью раскрылся на четвёртом десятке. Но и это не редкость – достаточно вспомнить Адуриса и Рубена Кастро, полкарьеры искавших свои команды, из других вынося знания и опыт.

Зато форма и значение уругвайца оценены переподписанием на улучшенных условиях до конца сезона 2020/21. Ему будет 35. Президент клуба, не последний футболист в испанской истории Дельфи Гели знает, что делает.

12 октября Кристиану Стуани исполнилось 32 года.

Журнал "Сервантес" № 9 (21)

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес