Луис Энрике: Просто парень с улицы

Сборная Испании получила истинно своего тренера – бескомпромиссного огнеборца, максималиста, поделившего мир на чёрное и белое, расчётливого в своей страсти. Олицетворение демонического футбола Красной Фурии.

Работает так же, как играл. На поле не был разве что опорником и центральным защитником – оттуда тяжело подключаться. Оборона не отрицается в принципе, но она лишь страхует главную идею – найти чужие ворота. А здесь Лучо был выдающимся мастером.

Луис Энрике Мартинес Гарсия Родился 8 мая 1970 года. Выступал за «Спортинг» (1989 – 1991), «Реал» (1991 – 1996), «Барселону» (1996 – 2004) и сборную Испании (1991 – 2002). Всего провёл 495 матчей, забил 142 мяча. Трёхкратный чемпион Испании, трёхкратный обладатель Кубка Короля, обладатель Кубка и Суперкубка УЕФА, олимпийский чемпион.

Как тренер: двукратный чемпион Испании, трёхкратный обладатель Кубка Короля, победитель Лиги Чемпионов и обладатель Суперкубка УЕФА.

Его университеты

В Хихоне работал с Кириако, бывшего важной частью лучшей в истории команды с 1978 по 1980 не опускавшейся ниже 5-го места, однажды бывшей второй и однажды третьей, а его 14 мячей в сезоне 1990/91 логично привели к повышению.

Мадрид тех времён – это звёзды поколения Буйо, Чендо, Санчис, Гордильо, Мичел, Бутрагеньо, шикарный Хаджи, совсем молодой Йерро, всё-таки бывший чуть старше и легендарный Лео Бенхаккер, острослов, знаток психологии и тактики, позже Просинечки и Саморано на поле, Бенито Флоро, только что сделавший революцию механического сыра в «Альбасете», тогда ещё совсем не маркиз Дель Боске, первая победа в Лиге с Хорхе Вальдано, привлекшим Амависку, Санчеса Флореса, Редондо, Микаэля Лаудрупа и Рауля, в «Барселоне» разминулся с Кройфом, но работал с сэром Бобби Робсоном и ван Гаалом, воссоединился с лучшим другом Абелардо, совпал с Гвардьолой, от которого позже принял капитанскую повязку, принял живое и прямейшее участие в запуске карьер Вальдеса, Пуйоля, Хави и Иньесты.

Игроки и тренеры настолько разные, что уживаясь с ними, становилось понятно: нераскрываемых футбольных тайн для этого парня быть не может. Прямая дорога в тренеры.

В Мадриде он не выделялся особой результативностью, за пять чемпионатов забив лишь на один мяч больше, чем в своём единственном полноценном сезоне за главный Хихон, но его азарт, динамика и разноплановость делала его незаменимым. В концепции «Заткнуть любую дыру».

Роль очень важная и его уход под аккомпанемент фразы «Я ненавижу Мадрид» до сих пор остаётся одной из тайн королевского двора. На команде отразилось лишь к лучшему – масштабная перезагрузка состава от на тот момент монстра Фабио Капелло возвратила титул, но сама ситуация сложилась некрасиво.

Всё началось ссорой с Кике Санчесом, с которым они вместе оперировали на правом фланге и сдружились настолько, что делили номер на выездах. Но потом оказалось, что Флорес немножечко сотрудничает с администрацией и тренерским штабом. Для честного и правильного Лучо стукачество неприемлемо ни в какой форме – за него всегда бьют морду. С тех пор он не подаёт руки лишь одному коллеге.

Кстати. Не здесь ли поискать корни его отповеди на очередную нападку Пике в адрес Мадрида «Я провёл в этом клубе пять лет и знаю даже то, чего знать не положено. Но не вижу повода кричать об этом на каждом углу»?

В любом случае, Флореса списали первым. Он, действительно, был очень травматичен, к тому же, Капелло видел на его месте знакомого по «Милану» Кристиана Пануччи. А Луису Энрике предложил конкурировать, иными словами, стать вторым выбором на сопутствующую для игрока позицию. И то, при условии продолжения деятельности бывшего друга.

Сочетание, вызвавшее гнев, бурю и собранные вещи. 14 лет спустя то же повторилось в дислокации Моуриньо – Рауль. Последний спокойнее, он просто уехал в «Шальке», Лучо же демонстративно отправился в «Барселону».

«Десять раз подумал бы над той фразой, если бы знал, как она будет истолкована и как долго будет мне вменяться. Отличный урок того, как внимательно нужно относиться к любым словам. Там была чистая эмоция. Мне, действительно, не нравились многие вещи, происходившие в Мадриде, но как можно ненавидеть его историю? Редондо? Маноло? Йерро? Рауля? Большие футболисты и отличные парни. «Реал» и «Барселона» всегда рады метнуть дротик друг в друга, это закон жанра, если хотите, часть игры. Но действительность в другом. Взять меня. Абелардо – мой друг. Мой лучший друг. Я даже не хочу рассказывать о том, через что мы прошли с ним в Хихоне. Росли в неспокойном районе, играли в футбол и всегда находили себе приключений. Вернее, находил я, а он, как человек трезвый и уравновешенный, сглаживал острые углы. Мы были как братья, мой дом – его дом, его дом – мой дом. Потом разъехались. Я в Мадрид, он в «Барселону». И что, это перечеркнуло всё, что нас связывает? Нет, конечно, чушь это».

Абелардо, конечно, был очень рад приходу Лучо. Говорят, он и довёл до сведения руководства, что этот парень сейчас будет доступен, а сэр Бобби Робсон горячо одобрил эту идею.

Как бы ни было, в футбольном плане Луис Энрике очень вырос. Ему просто позволили быть собой. Бежать по краю, смещаться в центр, никогда не останавливаться, обыгрывать и бить по воротам.

Отблагодарил голами. В первом же сезоне наколотил 17, а команда добыла три титула. В следующем 18 и вернули чемпионство. Много в принципе, очень много при том, что тогда построение игры различалось и крайний мог быть оборонительным, либо, как в данном случае, атакующим, но вингером, а не форвардом, как это распространено сейчас.

В целом отличная карьера, которой не хватило лишь успеха со сборной. Заслуживали не единожды, но всегда чего-то не хватало. Ошибка Субисарреты во Франции, промах Рауля в Бельгии.

ЧМ – 2002. Шикарная команда, в которой соединились молодая мощь Касильяса, Пуйоля, Мендьетты, Хави и Хоакина, опыт Рауля, Морьентеса и Валерона, дембельский аккорд Йерро, Надаля и Лучо. Остановить было невозможно. Никому, кроме арбитра.

После того, как египтянин Гамаль Аль-Гандур отменил второй гол Морьентеса в ворота Южной Кореи, его жизнь зависла на очень тонком волоске, который всерьёз намеревались разорвать Луис Энрике (что естественно) и Хави (удивительно). Позже оба говорили, что были неправы. Не по отношению к судье – он заслуживал любых слов и действий как тот, кто цинично уничтожает труд и мечту. Но он – лишь исполнитель, приказ на продвижение и вправду, достойной, но не более Южной Кореи отдан ФИФА. Обосновать просто: в течение турнира не засчитано 5 мячей в её ворота.

Худа без добра не было. Обжегшиеся там Кас, Пуйи и Хави стали вождями новой Испании, к образцам которой стремится теперь уже состоявшийся тренер Луис Энрике.

Никогда не держался за место

Легендарная фраза «Мы должны быть постоянными, но изменчивыми» объясняет сложный мир специалиста. Он никогда не отойдёт от любимого атакующего футбола, но делает это совершенно по-разному.

В его первом сезоне «Барселона» играла во что-то космическое. Контроль мяча, движение, перемена ритмов и позиций. Созданное трио МСН наколотило безудержные 125 мячей, Дани Алвес жёг местами отчаянно, Альба изучал новые ритмы, Ракитич шёл по мосту на иной качественный уровень, а Бускетс и Хавиньеста держали на себе всю конструкцию.

Всё узнаваемо, ясно и чётко, но делается так быстро, что остановить этот шквал невозможно даже ценой собственной жизни.

Зимний конфликт с Месси, оставленным на скамейке в Сан-Себастьяне (0:1) казалось, повёл к внутреннему разрыву, но лишь сплотил. «Просто столкновение двух футбольных личностей. Мы сели, поговорили, посмотрели в глаза и услышали друг друга».

После этого команда выиграла 11 матчей подряд. Домашнее поражение от «Малаги» стало сенсацией, не влиявшей на турнирное положение, зато мотивировавшей на ещё 21 победу в сезоне при ничьей на «Писхуане» и статистическом проигрыше на «Альянце» (2:3) после 3:0 на своём поле.

Образцовый тренерский сезон и почти эталонный футбол, который нельзя выдержать слишком долго. Следующая Лига зашла скорее, по инерции, в третьей до конца оставались теоретические шансы, но по факту всё было потеряно 8 апреля в Малаге (0:2). 2-е место и Кубок – худший тренерский сезон Луиса Энрике.

Много, или, мало, каждый выберет сам. Максималист Лучо найдёт массу объективных причин – личная усталость, усталость команды и их усталость друг от друга, но останется при мнении, что в футболе есть только два места: первое и последнее, остальное от лукавого.

Конечно, результат не мог прийти сразу. За «Барселону» играли многие, некоторые даже её тренировали, но получилось только у Гвардьолы. Потому за приглашением тренера «Сельты» стоял огромный риск.

Это сейчас он нарасхват и, если сложить официальную версию больших требований от «Арсенала» и «Челси» (в первую очередь, по трансферам, во вторую по зарплате, в третью – по полному карт-бланшу на формирование тренерского штаба и стратегической линии клуба) с происшедшим назначением в сборную, становится понятно, что в Англию он несильно и рвался.

Такие решения не принимаются в режиме одного телефонного звонка. Переговоры и согласования ведутся неделями.

У клубного тренера осталось не так много вызовов. Велик соблазн повторить триплет, но это малореально – в мире просто немного клубов, финансовая и спортивная мощь которых сопоставимы с «Барселоной», собственно, на данный момент есть только Мадрид, появления в котором не поймут ни с какой стороны, а переходить на иной уровень уже не позволит репутация. Тренерская работа одинакова во всех Лигах и при всех задачах, но даже за пятое место тяжело сражаться, когда уже знаешь первое.

А вот сборная – то, что надо. Он уже показал готовность следовать всем современным тенденциям в рамках стиля, умение выбирать футболистов и извлекать из них лучшие качества. А победы, помимо общей мотивации, остаются личной, корейскую занозу никто не вынул.

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес