Примера: На своей земле

299 из 478 футболистов – испанцы. Здесь же звёзды, например Месси (Аргентина), Гризманн и братья Эрнандесы (Франция) или Рафинья (Бразилия), чья иностранность определяется только принадлежностью к иным сборным, но по духу и воспитанию являющиеся абсолютными испанцами. Мощная и самодостаточная Лига, представители которой замечены везде от Австралии до Боливии. 

Гегемония клубов, сборной и снова клубов привела к формированию мощнейшей тренерской школы. Раньше учились, теперь учат. Достаточно сравнить Лиги 2012/13 и текущую.

Тогда из семи команд еврокубковой зоны и по спортивному принципу отобравшейся «Малаги» иные футбольные цивилизации представляли Моуриньо («Реал», Португалия), Симеоне («Атлетико», Аргентина), Монтанье («Реал Сосьедад», Франция), Пеллегрини (Чили, «Малага») и начинавший сезон с «Валенсией» аргентинец Пеллегрино.


Сейчас работу продолжает лишь Чоло. Пеллегрино, прожив ошибки роста, решает более приземлённые задачи с командами попроще, а из 20 арендаторов скамейки есть всего четыре легионера и только Антонио Моамед из «Сельты» никак не был связан с Ла-Лигой в прошлой жизни.

Симеоне, Пеллегрино и Бериссо входят в исторические сборные своих клубов (соответственно, «Атлетико», «Валенсия» и «Сельта»), для чего очень мало числиться в составе, или, провести один-два сильных сезона. Духом клуба и Лиги нужно пропитаться, стать его частью, принять и пропустить через себя философию.

Таким образом, по факту они – тоже свои и сейчас сформировано новое, именно испанское поколение тренеров. Хотя в принципе Примера объединяет три поколения, её можно рассматривать и как противостояние старой и новой школ.

Мендилибар против остального мира 

В принципе олдскул представляет только Хосе Луис Мендилибар («Эйбар»). То, что работу в Примере он начал в 2005-м («Атлетик») значит немного – Лиги различаются скоростью принятия и исполнения решений, а так же их качества, работа же тренера одинакова и в тактике, и в психологии, и в выводе на функциональные пики, и, тем более, в модели игры.

Менди в деле с 1994 года. Среди множества его воспитанников достаточно назвать Давида Сильву и Хаби Алонсо. 

Он представляет собой специалиста, подбирающего сбалансированную игру под тех исполнителей, которые у него есть: «Эйбар» ориентирован на атаку и наиболее опасен короткой быстрой игрой на последней трети, а, например, «Осасуна», где он работал до этого, плясала от печки, являясь в чистом виде контратакующей командой.

Сюда же можно отнести Кике Сетьена. Он даже чуть старше – 60 лет против 57, но работать начал чуть позже (с 2001-го), а в Примере появился только в 2015-м.

Но так же ставит на психологическую раскованность «Не надо париться за результат, просто играйте в футбол» и не ставит перед своими парнями невыполнимых задач – «Лас-Пальмас» играл «Барселону» для бедных», «Бетис» брал быструю вертикалку, почти контратаку, а сейчас испытывает контроль мяча как систему защиты с неизменной точкой доставки снаряда до чужой сетки. В чём-то даже оптимальный баланс между «пока мяч у нас, соперник не забьёт» и «если мяч у нас, вопрос времени, когда мы его забьём».

А кто в команде отжигает веселее – главный тренер или живая легенда капитан Хоакин, вряд ли кто знает даже в самой команде. Тем более, что часто они чудят на пару.

Хронологически здесь же Марселино Тораль (в профессии с 1997, в Примере с 2006 года). Но он является скорее, переходным тренером. Он меняется, отходя от контратакующей к более открытой модели, сохраняя верность компактному расположению в схеме 4 – 4 – 2. Не схема под игроков, а игроки под схему. Поэтому для успешной работы его проектов особенно важен его контроль за трансферами.

К тренерам-демократам его никак не отнести. Максимум, что может себе позволить – лёгкая улыбка по случаю, например, вызова Парехо в национальную сборную, известие о котором прервало предматчевую установку. В остальном прагматизм, догматизм и аскетизм. За выполнение тренерских заданий спрашивается строжайше.

Вальверде на знамёнах среднего класса 

Тренер «Барселоны» в теме с 2002, в Примере с 2003 года. Сыграл здесь 394 матча с балансом 189 побед, 98 ничьих и 107 поражений. Абсолютно лучшие показатели.

Его карьера – отличный пример роста вверх: от кризисного «Атлетика», среднего «Эспаньола», проблемных «Вильярреала» и «Валенсии» до чемпионской «Барселоны» транзитом через восстановленное влияние «Атлетика».

Видение и понимание адаптивно. Есть основополагающие принципы – вертикальный выход в атаку, баланс без ярко выраженного крена в сторону определённой линии и давление по всей ширине поля и, начиная как минимум, с «Валенсии», в его команде обязательно есть системообразующий футболист.

А вот он может быть кем угодно. Парехо получил карт-бланш на месте опорного полузащитника, которого до того не играл никогда в карьере – «Когда впервые услышал эту установку, подумал, что у парня не все дома», Бильбао был заточен под завершение Адуриса, в «Барселоне» есть парень, всегда готовый быть и кистью, и кинжалом, но при этом, действующий чемпион ищет и находит другие варианты – сейчас его лидерская ниша гораздо шире, чем когда бы то ни было.

Отработка этого сценария началась в самый подходящий момент. Команда выиграла четыре Лиги из пяти и семь из десяти. Теперь имеет полное право передохнуть и сделать инвестиции в будущее.

Краткий диагноз Вальверде – он может ошибаться в частностях, но всегда знает, что делает стратегически.

Никто не сравнится с Диего 

Симеоне – чемпион непрерывности (почти восемь лет и шесть полных сезонов на одном месте), по титулам (в личном «Большом шлеме» не хватает только Кубка Чемпионов, все остальные существующие турниры выигрывал, а Лигу Европы и Суперкубок УЕФА даже не единожды) и процентного соотношения – из 258 матчей Примеры выиграл 152 при 55 ничьих и 51 поражении (66% возможных очков).

Культовая личность, сформировавший собственный стиль и управляющий командой на принципах открытости и уместной жёсткости. Единственное за 14 лет чемпионство не «Барселоны» и Мадрида добыл в жёстком контратакующем стиле, строящий от порядка в обороне исключительно всё, но постепенно создавший команду, в принципе готовую к выполнению любых задач. В его составе наверное, нет ни одного футболиста, кроме Година (исключение, подчёркивающее правило), компетентного лишь на одной позиции, а внутреннее доминирование Гризманна, Коке и Сауля во многом обусловлено тем, что они играют вообще везде. Кроме как в воротах, но их туда просто не ставили.

Большие надежды 

Пако Лопес с его революционным по концу прошлого сезона и качественным на старте этого «Леванте», Пабло Мачин, сделавший отличную «Жирону» и лидирующий с «Севильей», Фернандес Абелардо, выведший и удержавший в Примере «Спортинг», а из безнадёжного «Алавеса» сделавший команду-звезду, с декабря прошлого года набравшую очков лишь меньше, чем БРА, Хави Кальеха, умеющий работать с молодёжью, Маурисио Пеллегрино, набивший шишек и сделавший разумные выводы, Серхио Гонсалес, добре поработавший с «Эспаньолом» и доказывающий свой класс в «Вальядолиде» с подбором игроков на уровне середняка Сегунды, нынешний тренер «Эспаньола» Руби, вступивший в союз с действительностью и дающий один из самых осмысленных и цельных футболов Лиги, Хосе Бордалас, сформировавший надёжную и эффективную систему, единственный дебютант Антонио Моамед, привезший в Виго симпатичную концепцию для полного воплощения которой скорее всего, не хватает элементарной функциональной готовности. Выстрелить может каждый, а внимание на себя обратили уже исключительно все.

Отсюда средний портрет испанского тренера: зрелый 47-летний специалист, последовательно прошедший третий (иногда и четвёртый), второй и первый дивизионы, имеющий собственные взгляды на футбол, но умеющий адаптировать их под обстоятельства, отлично сочетающий в себе навыки тактика и психолога, наработки старой школы и новой волны. Не придумывает ничего кардинально нового, но умело пользуется синтезом, который сам же и создаёт.

Неслучайно теперь Испания не импортирует, а экспортирует не только игроков, но и тренеров. В АПЛ работает восемь наставников с примерским образованием, в том числе, четверо (Гвардьола, Эмери, Грасия и Бенитес) – собственно, испанцы, как и главный тренер сборной Бельгии Роберто Мартинес.

В Китае испанцев пруд пруди, если же взять шире, сейчас на всю мощь включается программа учебной и консультативной работы в 32 странах мира, от Канады до Соломоновых островов.

Как это стало возможным? 

«Думаю, главное – общий рост культуры. Сюда входит собственный интеллект, опыт (большинство работающих ныне пришли в Примеру в 2014-м году, или, раньше), внимание таким вещам как психология и медицина. Всё это вместе ведёт к гибкости, разноплановости и, как следствие, к готовности к подавляющему большинству ситуаций. Ещё более важный момент – они сами стремятся учиться, открывать что-то новое, никто не считает, что достиг совершенства» — говорит маркиз Дель Боске.

«При этом, работать сейчас сложнее. В наши времена были достаточно длинные циклы подготовки к конкретным матчам, судили куда либеральнее и своих ведущих игроков я терял по два, может быть, по три раза в сезон. Теперь всё жёстче и скомпанованнее. Предсезонный цикл тоже сокращён и задачи тренеров усложнились кратно. Во многом поэтому сейчас идёт ставка на системность, мало зависящую от внешних факторов. А для этого нужно всестороннее образование и детальное понимание всего, происходящего в футболе. Испанская Лига даёт разные варианты ведения игры и наши тренеры действительно, подготовлены лучше кого бы то ни было – они знают, как защищаться, как взламывать насыщенную оборону, как переигрывать в скоростном футболе (тут имеется в виду, скорее, скорость и точность движения мяча, чем бега).

Наши игроки всегда очень сильны в индивидуальном плане, но правильно их использовать, извлекать всё лучшее, делать звучание единым – задача тренеров. И здесь тоже происходит очень жёсткий отбор. Ежегодно мы получаем до 1500 заявок на тренерские курсы, но в итоге их проходят не более 40 человек. Соответственно, в Примере работают лучшие из лучших». Хавьер Ирурета.

Ну и уж конечно, бессмысленно рассматривать любые тренерские достижения без отличного поколения игроков. Идеи могут быть как угодно красивы, или, безобразны. До обратного состояния они доводятся на поле. И испанским тренерам большой грех жаловаться на качество исполнителей. Хотя это уже – сказка о яйце и курице. Классные футболисты начинаются с кантер = с тренеров.

Журнал «Сервантес» № 10 (22)

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес