«Барселона»: Плач потерянных

Титул можно было сложить иначе – принять поражение и приступить к работе над ошибками. Вместо этого начался подсчёт пенальти, поставленных в пользу Мадрида и не поставленных в его сторону.

Немного правды

«Любое спорное решение в пользу моей команды по определению объективно, принятое в пользу соперников/конкурентов априори предвзято» — логика потрясающего большинства болельщиков.

Имеют право. Эти люди участвуют в действии своими эмоциями, которые, в конечном счёте, и наполняют его смыслом, идущим на продажу – бренд клуба, стоимость игроков и так далее.

Но их суждения сложно заподозрить в глубине знаний и непредвзятости. Скорее, это – подгон решения под ответ. В Директиве хотелось бы видеть профессионалов. «Барселона» же нашла возможным апеллировать к судьям.

Уровень не поверхностен и даже как бы, аргументирован – пенальти в Бильбао поставлен по завершении игрового эпизода, первый гол «Эйбару» был забит при вне игры Бензема, сочтённом пассивным, однако, точно такое же положение Мерино, когда Янузай забивал в Сан-Себастьяне стало причиной отмены и так далее.

Первый пример поразительно похож на подтасовку. Контакт Дани Гарсия и Марсело был, и произошло это в пределах штрафной площади. То, что судья «пошёл в кино» постскриптум абсолютно нормально, он дал доиграть эпизод, и если бы Мадрид забил в той атаке, она была бы законченной, и смысл назначения 11-метрового пропадал с точки зрения правил. Они трактуют пенальти как наказание за фол, прервавший реальную угрозу воротам. Штрафная площадь, это даже не последняя четверть, а последняя восьмерина поля, любое движение в сторону ворот здесь опасно по умолчанию.

Второй отчасти правдив. По своему хотению картина должна быть обратной, сильные не нуждаются в помощи, помогать нужно слабым, так интереснее, но суровая действительность отправляет рефери на службу правящей партии. Их в Испании две. Ежели принять то, что сейчас выборы выиграл Мадрид, это – тоже вина свергнутых. Во всех смыслах.

В этом сезоне воедино сплелись ошибка с выбором тренера, непродуманная трансферная политика, конфликты раздевалки среди себя и с Хунтой, проблемные расставания и багаж, на котором команда едет уже 12 лет.

Когда-то его придётся выкинуть и тогда «Барселона» станет в лучшем случае, «Валенсией». Её запас прочности на перспективу равен 0, смена поколений затянулась. Вместо поступательного развития предлагается надежда на Фати, Пуига, Педри и иных. Талант очевиден, возможно, он даже сопоставим с Хави, Иньестой или Месси, но если каждый из них вливался в основу постепенно, то сейчас зреет ситуация необходимости моментальной замены. Из низших дивизионов к победе в Лиге Чемпионов.

Президент в барретине

«Напонтованный тупой коротышка» Хосеп Нуньес привёз на «Камп Ноу» Йохана Кройфа, который перестроил всю систему футбольных команд клуба, Жоан Лапорта поверил в Пепа Гвардиолу и запустил волну необраселонизма, работавший вместе с ним Хосеп Бартомеу стал президентом абсолютно случайно. Зимой 2014 года он принял полномочия покинувшего клуб Сандро Роселя и избавился от приставки и.о. благодаря триплету Луиса Энрике 2014/15.

Рассматривать его как самостоятельную фигуру со знаком «+» можно. Как артиста разговорного жанра. Немало радостных и светлых минут прожито под аккомпанемент его фраз «Зато мы продали на 57% маек больше, чем Мадрид», или, «Мне плевать, что при подписании Неймара был нарушен закон. Я вёл этот трансфер и снова сделал бы всё то же самое».

Уже само это отлично изображает его парнем в широких брюках и в барретине на каталонском базаре, громче всех кричащего о ценности именно своих апельсинов, а эскапады в адрес бланкос и бесчисленные трансферные промахи усиливают впечатление барыги, которому заказали 3 килограмма, он взвесил 2, а, получив деньги именно за них, прописными гласными возопил «Грабят». Хотя на самом деле, его не грабил никто. Только он сам.

Самые значимые поступки Хосепа Бартомеу

Август 2017 года. Продажа Неймара в ПСЖ. 222 млн евро – отличная цифра, до сих пор действующий рекорд продаж, суммарный бюджет нынешних «Вальядолида», «Эйбара» и «Алавеса» вместе взятых. Можно жить и радоваться.

Но деньги инвестированы крайне неудачно. На подмену прибыли 25-летний Коутиньо и 20-летний Дембеле. Оба так хотели в «Барселону», что устроили забастовки в Ливерпуле и в Дортмунде соответственно.

Их суммарные услуги обошлись в 245 млн. евро без учёта переменных и в конфликты с «Ливерпулем» и с «Боруссией».

Именно тогда спортивный директор шмелей Михаэль Цорк заметил, что «Барселона» в этой ситуации повела себя как банальный рейдер и теперь ей странно позиционировать себя как респектабельного делового партнёра.

Скаузеры же очень благодарны за выкуп игрока, безусловно, важного, но никогда не стоившего и половины выплаченных за него денег. Сумма израсходована на приобретения ван Дейка и Алиссона.

Коутиньо сыграл за «Барселону» 75 матчей, Дембеле 73. Показатели совсем не провальные, но своих денег парни не отработали. Готовность азулграны с ними расстаться читается признанием трансферной ошибки.

Июль 2019 года. Завершение эпопеи с переходом Антуана Гризманна. Главная цена – конфликт с «Атлетико». Начиная с собственного чемпионского сезона 2013/14 индейцы, ни разу не заподозренные в симпатиях к землякам, в споре за титул брали сторону сине-гранатовых. Несильно препятствовали и переходу Арды Турана. Однако подписание лучшего бомбардира на протяжении пяти сезонов нарушило некоторые этические законы.

Во-первых, существовало негласное правило приглашать лишь тех игроков, что неинтересны своим текущим командам. Во-вторых, предварительные переговоры велись в разгар сезона, в-третьих, в самый последний момент «Барселона» стала Кисой Воробьяниновым, отказавшимся платить полную стоимость за купленный товар: клаусула Гризманна составляла 120 млн. евро, Бартомеу попытался применить пункт, согласно которому в случае продажи до 1 июля, услуги игрока оценены в 105 миллионов.

Результат – 2:2 с двумя назначенными и тремя исполненными пенальти в ворота «Барселоны» в 33-м туре. После этого отставание от бланкос составило 4 очка, что с учётом разницы в классе между двумя первыми и остальными де-факто равняется выходу из борьбы. Тогда и включился дерьмомёт белого цвета.

А Гризманн не заиграл. Вернее, не оправдал ожиданий. Игрока вели 2 года, его возможности известны гораздо дольше, а новая команда так и не придумала, как его использовать.

Почти то же Де Йонг. Его привезли абстрактно в полузащиту и пробовали везде. Кроме опорки. Это – лежанка Буси.

Итого ещё 200 миллионов не самых разумных вложений.

Июнь 2020 года. Неясно с чего, Бартомеу воспылал к 30-летнему Пьяничу из «Ювентуса». Чёрно-белых интересовал 24-летний Артур. Стороны ударили по рукам, но поганый бразил решил всё испортить – ему хорошо в «Барселоне» и он намерен исполнить свой контракт до конца. Дерьмомёт системы «Хосеп Бартомеу» развернулся в его сторону.

Хуже и неприятнее всего то, что претензии озвучил Кике Сетьен. Понятно, что благодарность тренера к президенту, давшему ему максимальный уровень, обязана быть. Непонятно, зачем при этом выставлять себя идиотом. Его всё равно выгонят – в этом сезоне «Барселона» не получит ни одного трофея, а в таких условиях полуторагодовой контракт стоит не дороже бумаги, на которой он напечатан.

С голой задницей на ёлку

Сам факт назначения Сетьена – конфликт с раздевалкой. Тяжеловесов во главе с Месси вполне устраивал Вальверде. Разумной альтернативой мог быть Хави. С ним разговаривали, но он отказался. Повторно это случилось неделю назад, когда он продлил контракт с «Аль-Садд». Здесь есть пункт о возможности выхода в «Барселону». Но к другому президенту. Работать с Бартомеу один из самых популярных футболистов Каталонии всех времён не желает категорически.

Если включить режим чтения между строк, то это значит, что на выборах президента летом 2021 года он поддержит другого кандидата. Версия нежелания разгребать завалы имеет право, но: разгребать их всё равно придётся и первый сезон под руководством именно этого тренера точно, примут при любом исходе. Просто потому что он – Хави.

Собственно, его и имела в виду общественность, требовавшая увольнения Вальверде. Обещание было дано и не было сдержано. Вместо этого приехал тренер, добивавшийся определённых результатов на уровне средних команд. Едва ли это может быть объективным поводом всерьёз и надолго возглавить одного из лидеров мирового футбола.

Однако, он пробует и экспериментирует. Местами удачно, чаще не очень, но дело не в этом: Вальверде был квалифицированным наёмником, при всех своих недостатках дававшим результат. Движения вверх не наблюдалось, но ниже определённого уровня команда не падала.

Сейчас это невозможно, Месси расстроен на президента. Первым и единственным человеком, пошедшим против аргентинца был Луис Энрике. Человек весомый и авторитетный, помнящий Лео ещё боллбоем на тренировках. Он сумел указать лучшему 10-му номеру современного футбола его место в иерархии. К тому же, был дипломат Хави. Тогда смогли найти общий язык и, объединившись, сыграть лучший сезон 10-х годов, собственно, и сделавший Бартомеу президентом.

Именно его дар убеждения, как минимум, подвержен сомнению. Факты и поступки указывают, скорее, на вздорного амбициозного эгоиста, превыше всего ценящего то, что видит в зеркале, но не обладающего ни единым проблеском профессионализма.

Слов нет, президент – всегда временщик, а история помнит футболистов. Но: президент – работодатель, игрок – наёмный работник. Их взаимоотношения складываются где-то между этими полюсами и любое отклонение от нормы ведёт к короткому замыканию.

Месси в течение неполного года получил три «Нет»: клуб изобразил деятельность, но не вернул Неймара, привёз неугодного капитану тренера и в последний момент отказался от подписи Лаутаро Мартинеса.

И это есть конфликт парадоксов. Месси по факту давно стал главным человеком в «Барселоне». Такого быть не должно. Нарушенное правило равно увольнению. В принципе. Но он – как бы не единственный футболист в мире, способный обеспечить результат. Поэтому он в команде. Зачем же тогда портить с ним отношения?

Проблема, которую неизбежно решать следующему президенту и следующим тренерам. Бартомеу облажался. Затянул со сменой поколений и перессорился со всеми – деловые партнёры, собственные футболисты, болельщики и сторонние наблюдатели.

Ни одной проблемы не решено. За них он не в ответе. Просто оказался не на своём месте и в плохое время – в команде слишком много тотемных футболистов. По большому счёту, именно они останавливают развитие команды. Момент постепенной смены поколений упущен. Попытки предпринимались, но из 12 самых востребованных полевых футболистов семеро перешагнули 30-летний рубеж, а центральная ось Пике – Бускетс – Месси сформирована ещё при Гвардиоле. Слишком долго для того, чтобы её эффективность продолжалась.

Прямая вина Бартомеу – финансовые потери, невнятные перспективы и юбка вместо штанов. Он пошёл за сиюминутным результатом, отказавшись жертвовать одним – двумя сезонами ради строительства новой команды, сохранил все бренды . Захотел влезть на ёлку, не ободрав свою вседражайшую попку. На выходе останется худшим президентом за без малого 50 лет.

Журнал «Сервантес» № 5 (41)

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес