Аргентинец заявил о разводе с «Барселоной». Рассматриваем ситуацию с разных сторон.
Юридический подтекст
25 августа 2020 года стало известно, что Месси путем бурофакса (фиксирует дату и время юридического действия) отправил письмо в адрес «Барселоны». В документе Месси ссылается на пункт, прописанный в его контракте. Он позволяет Лео перейти в любой клуб до 10 июня бесплатно.
Однако поскольку аргентинец направил свою просьбу позже, каталонский клуб счел контракт Месси продленным еще на 1 сезон до 30 июня 2021 года. И его клаусула стала 700 миллионов евро. «Барселона» считает, что эту сумму должен заплатить любой клуб, желающий подписать аргентинскую звезду. Разрешение конфликта отныне в руках юридических служб.
Есть несколько важных моментов. Первый, желательно разобраться в ситуации до 31 августа. В понедельник футболисты выходят из отпуска, сдают тест на COVID, согласно протоколу безопасности. Второй, есть вариант, что аргентинцу-таки удастся покинуть «Барселону» бесплатно. Его юристы будут делать акцент на форс-мажорные обстоятельства. Пандемия значительно сместила даты проведения соревнований. Свой последний матч «Барселона» провела 14 августа 2020 года. Соответственно, и точки отсчета должна вестись от Лиги Чемпионов.
Кроме того, Месси может перейти в другой клуб, не выплачивая сразу 700 млн. евро. Ключ кроется в судебной практике, существующей, как в ФИФА, так и в ТАС (спортивном арбитражном суде). Она устанавливает, что «Барселона» обязана предоставить футболисту трансфер в тот момент, когда другая сторона потребует его подписания.
Иными словами, в тот момент, когда «Манчестер Сити», «ПСЖ» или «Интер» попросят ФИФА о трансфере Месси, та должна будет осуществить просьбу, чтобы аргентинец мог сыграть за любой из этих клубов. Потому что в основе юрипруденции лежит трудовое право игрока выполнять свои функции.
Этот шаг может вызвать параллельные действия игрока по одностороннему разрыву контракта. Другое дело – экономические последствия этого решения, которые могут быть определены, если стороны не придут к соглашению, в обычных судах. В частности, в судах общей юрисдикции Барселоны, где юридическое лицо находится.
Судья определит, является ли пункт, на который ссылается Месси действительным или ему необходимо заплатить клаусулу в размере 700 миллионов евро. Это решение никак не зависит от спортивной процедуры и решения ФИФА. Только в случае подписания контракта с другим испанским клубом, игроку придется внести сумму на депозит суда. Если правосудие в Испании установит, что клуб должен заплатить «Барселоне», он несет субсидиарную ответственность перед игроком.
Психологический и коррупционный подтекст
Серджи Фонт поставил правильный диагноз: «У всего есть срок годности. Ничто не вечно. Даже самое сильное дерево слабеет, хотя ключ к его здоровью и плодоношению в простых действиях – обрезать лишнее, поливать и время от времени прививать новые ветви, чтобы поддержать силу и тень». Сравнение, характеризующее вырождение в «Барселоне», потому что Бартомеу не провел обрезку вовремя и не преуспел с прививками».
И Фонт добавил: «Один из главных ключей к пониманию упадка команды – это непостоянство спортивного проекта, который собрал вокруг себя пять спортивных директоров за пять лет, три тренера за 8 месяцев, а также не избежал утечки талантов, вызванной слабой верой в «Ла-Масию». И если спортивный менеджмент был ужасающим, то его породило катастрофическое руководство в целом. Хотя Бартомеу все как всегда отрицает.
После того, как Куман позвонил Луису Суаресу, чтобы сказать, что он не рассчитывает на уругвайца (разговор длился только минуту), можно было подумать, что клуб специально сделал этот шаг, спровоцировал Месси, очень дружного с уругвайцем. Все ради денег. И сэкономленные 100 миллионов евро на дороге не валяются.
Но ответное письмо клуба на бурофакс Месси, в котором содержалась просьба остаться, доказывает, что управленцы даже не допускали данной мысли. Что еще хуже. Помимо плохого руководства, они еще недальновидны и неуклюжи в каждом своем действии. Звонок Суаресу стал соломинкой, сломавшей терпение аргентинца. Он не мог допустить такого несправедливого отношения к другу. Они вместе отдыхают семьями, а у жен – общий бизнес. Фактически между разговором с Суаресом и бурофаксом Месси прошло несколько часов.
Пожалуй, Хосе Мария Бартомеу – единственный персонаж, которого спас COVID – 19. Пустой «Камп Ноу» не позволил разгореться костру ненависти. И виной тому не крах в Лиге Чемпионов (2-8 от «Баварии»). Президент заслужил свою отставку значительно раньше. Барсагейт начался не вчера и окутал все значительные сферы жизни.
Выдержка из независимого аудита PriceWaterhouseCoopers (PwC), опубликованная клубом, отразила согласие с предъявленными ранее нарушениями. Одно из них заключалось в том, что «при оформлении и продлении контрактов (с различными компаниями NS Group) некоторые нормы внутренней клубной политики не были выполнены».
«Несмотря на то, что первоначальный заказ был уникальным, он был официально оформлен путем подписания различных контрактов с поставщиками, работающими под брендом NS Group». Этот пункт относился к разделению заказа на различные счета, куда переводилась сумма менее 200 000 (чтобы совету директоров не нужно было утверждать траты).
Проверка показала, что NS Group осуществляла далеко не все услуги, за которые получала денежные средства. Выполненная работа, тем не менее, оценивается в 620000 евро в год, а «Барселона» платила 1 107 500 евро и 947 700 евро за сезоны 2017/18 и 2018/19 соответственно.
PwC заявляет, что Жауме Масферрер (директор президентского отдела) был хорошо осведомлен о происходящем и участвовал в услугах, оказываемых NS Group, как в отношении идентифицированных профилей (социальных сетей), так и в беседах с интернет-медиа.
Следует отметить, что дело датируется февралем прошлого года, когда Cadena SER сообщила, что «Барселона», предположительно, наняла компанию I3Ventures за 1 млн евро, чтобы защитить имидж президента Бартомеу. Проблема в том, что данная акция выполнялась в том числе за счет критических позиций против таких игроков, как Месси и Пике. Как только появилась информация, каталонский клуб расторг договор с указанной компанией. Думаем, этого достаточно, чтобы Месси не желал вести никаких дел с Бартомеу и ко.
Институционный подтекст
Возможно, письмо отправленное Месси, посредством бурофакса – не заявление о намерениях, а желание продавить собственные условия. Аргентинец развязал гнев общественности в отношении нынешнего совета директоров под председательством Хосе Марии Бартомеу. Каскад реакций не заставил себя ждать. От простых упреков до требований к отставке или вотуму недоверия. Платформа Manifest Blaugrana выступила инициатором.
Процедура вотума недоверия следующая. Первый шаг – заручиться поддержкой 15% сосьос с правом голоса, как предусмотрено в ст. 55.2 Устава «Барселоны». Сторонники вотума недоверия должны представить в Хунту письмо, в котором озвучена цель. Также им надлежит запросить официальные типовые бюллетени. Совет должен предоставить данную документацию в течение 5 рабочих дней.
После того, как вотум недоверия будет официально заявлен, в течение 10 рабочих дней должно быть сформирован так называемый комитет вотума недоверия, который, как указано в Уставе, будет отвечать за контроль всего процесса. Орган будет состоять из первых двух сосьос, подписавших заявку, двух членов Директивы, а также делегата от каталонской Федерации футбола. Последний станет председателем созданной комиссии.
В течение 10 рабочих дней Комитет проверит соответствие запроса требованиям. После необходимых проверок принимается решение о допустимости заявления или нет. Если все требования соблюдены, и запрос будет объявлен принятым, Хунта обязана провести голосование в период не ранее 10 рабочих дней и не позднее 20 с момента уведомления Комитета.
Объявление о голосование должно быть опубликовано Хунтой не позднее, чем за 5 рабочих дней. Следует помнить, что голосовать смогут только те сосьос, которые имеют право голоса в качестве избирателей. Вотум недоверия будет принят, если в пользу проголосуют 2/3 или более сосьес при условии, что их общее число составит не менее 10% от числа сосьос клуба. Если вотум недоверия пройдет, члены Хунты будут автоматически освобождены от занимаемых должностей.
Экономический подтекст
Месси пополнил состав «Барселоны» в 12 лет. Клуб не оплачивал его трансфер. Его балансовая стоимость равна нулю, и она не амортизируется ежегодно. Другими словами: нет оплаты, нет потерь.
По сообщениям различных СМИ Месси хочет применить пункт об одностороннем расторжении контракта, поэтому в краткосрочной перспективе его уход будет иметь последствия. Особенно с точки зрения затрат. Годовой доход футболиста около 100 миллионов евро, что составляет около 20% от всех спортивных зарплат.
Таким образом, Хосеп Мария Бартомеу может откорректировать половину расходов, которая ему понадобиться для адаптации состава к новым реалиям доходов. Уход Суареса, Ракитича, Видаля и Умтити увеличит долю до 150 миллионов евро.
Если Месси уйдет бесплатно, «Барселона» не получил ничего. Хотя его клаусула составляет около 700 миллионов евро. Типичный бизнес каталонцев. Ни один клуб не мог себе этого представить. Сейчас самый дорогой зафиксированный трансфер – 222 миллиона – Неймар в ПСЖ.
И это еще не все. Клубу предстоит пересматривать условия основного спонсорства с Rakuten (55 миллионов евро) и Beko (19 миллионов евро). С обоими заканчиваются контракты, и без Месси цифры явно пойдут на спад. То же самое с зоной мерчендайзинга (60 миллионов евро) и продажей билетов на матчи (93,7 миллиона евро). Сколько туристов решат не идти на «Камп Ноу» и не покупать футболку без Месси? Все это принимается во внимание.
Окончательный вывод: Хосепу Бартомеу придется соизмерить, покроют ли сэкономленные 100 миллионов евро (однозначно могут решить краткосрочные проблемы) падения кассовых сборов, мерчандайзинга и доходов от спонсорства. Если трансфер частично будет оплачен, могут быть другие соотношения.
Комментарии: