Летом 1988 года Йохан Крайф вновь вернулся столицу Каталуньи. Теперь уже тренером, а точнее — техническим директором. Не получив всей полноты власти в родном «Аяксе», голландец принял решение уйти в отставку, заявив напоследок: «Руководство команды и я заключили джентльменское соглашение. Речь шла о чётком новом контракте на два года, в котором предоставлялась мне широта полномочий в трансферных вопросах и преобразовании всей системы клуба. Позже пошло недопонимание совета директоров по данному вопросу, в прессу просочились различные истории о моём конфликте с руководством. Вот почему я принял решение уйти. Я не требую ничего. «Аякс» может мне больше не платить зарплату».
Сергей Ахмеджанов.
Разумеется боссы «Барселоны» тут же подсуетились и предложили возглавить команду. Хотя, учитывая переход Йохана в Испанию в 1973 году, может это опять всё было спланированной акцией. С него станется…
И снова не всё гладко выходило у Крайфа с новым местом работы! Дело в том, что «летучий голландец» не имел тренерского образования и соответствующего официального документа — диплома. По-прежнему он категорически отказывался сесть за парту, твёрдо настаивая на том, что его карьера игрока сама по себе говорить о высокой квалификации, чем формальная учёба на тренерских курсах.
Испанская тренерская ассоциация в свою очередь тоже жёстко стояла на своей позиции. Компромисса найти никак не удавалось: Крайф учится не намеревался, «Барса» от его услуг отказываться тоже, как и сама ассоциация от своих правил.
И всё же он остался во главе каталонцев. Просто числился Крайф, как и в «Аяксе», не тренером, а техническим директором.
Крайф тут же пообещал зрелищную игру, заверив болельщиков «Барселоны», что с этой целью он внедрит новую систему. Те радостно проглотили сладкую пилюлю, пожирая влюблёнными глазами своего любимца.
В первый же сезон «Барса» заняла вторую строчку, уступив первенство своему историческому сопернику «Реалу», но сумев привезти на «Камп Ноу» европейский трофей — Кубок Обладателей Кубков, победив в финале «Сампдорию».
Однако в центре внимания специалистов и болельщиков оставалась эксцентричная малопонятная его манера руководства командой. Методы действий Крайфа подвергались сомнению публично, задавались вопросы тренерам и обозревателям, но игроки не высказывались. Ведь в их контрактах было обязательство на запрет на раскрытие внутренних дел команды, не говоря уже о методах её подготовки либо о тактических тонкостях.
Только летом 1989, когда форвард Карраско перешёл во французский «Сошо», он рассказал: «У меня никогда не было личных проблем с Крайфом, но я не разделяю ни одной из его идей. Он не похож сегодня как тренер на того Крайфа, каким он был как игрок. Он упорно не желает слушать возражений, он требует от нас действовать в рамках фиксированных, избранных им статичных позиций. О хочет иметь одиннадцать абсолютно одинаковых игроков, которые будут делать на поле только то, что он скажет, и ничего более. Иными словами, он как тренер требует от нас то, чего сам, будучи игроком, никогда бы не принял. Он чистый диктатор».
Перемены в Крайфе заметили все. Специалисты обратили внимание, что голландец никогда не признавал свои ошибки, тактической либо в составлении плана на игру или в определении состава. У него всегда и во всём были виноваты игроки. От этого Йохан, кстати, не избавился так никогда до самой своей отставки весной 1996 года.
Тренер «Атлетико» Хавьер Клементе пошёл ещё дальше, утверждая, что Крайф использует катастрофически неправильную систему. «Сегодня этот человек — говорит Клементе, — имеет право работать тренером команды лишь третьего дивизиона. Его методы не соответствуют стандартом высшего. Он держится на плаву потому, что купил кучу высококлассных игроков».
Крайф действительно избрал странную подготовку команды в предсезонный период. «Я предпочитаю, готовясь к сезону, играть матчи, а не тренироваться часами, избегая встреч», — утверждал тогда Крайф.
Однако, после очередной неудачи в чемпионате Крайф провёл с игроками сенсационную «откровенную» встречу в раздевалку, продолжавшуюся более двух часов.
Потом сам собрал корреспондентов, где объявил, что был сделан «позитивный обмен мнениями» и что, «как только начнётся следующий чемпионат, то всё будет в порядке».
Крайф действительно ослабил диктаторскую хватку и стал прислушиваться к мнению игроков, что тут же отразилось на внутреннем климате команды.
Тем более, что состав легионеров полностью изменился: пришли Куман и Лаудруп.
Личный друг голландца президент «Барселоны» Луис Нуньес с гордостью провозгласил: «Это самая лучшая команда за те десять лет, что я обладаю президентским мандатом».
Большинство обозревателей полагали, что встряска пойдёт Крайфу на пользу, вернула его на землю, однако сколь долго он на ней будет пребывать, предсказать никто не брался.
Наступали девяностые годы…
Комментарии:
4 comments on “Человек, изменивший Барсу. Часть третья.”