Глава третья.
Йохан Крайф в юношеской команде «Аякса»
Футбол, в конце концов, это работа с мячом. В «Аяксе» еще мальчишкой каждый из нас имел свой мяч, навсегда помеченный твоим именем. Приходил — брал, уходил — бережно клал на место. Между нами возникали какие-то особые отношения, возможно, отношения доверия. Он был еще одним другом.
Вообще, надо сказать в детстве у нас был особый одушевленный взгляд на определенные предметы. Например, на стенку и даже на бордюр тротуара. Мы смотрели на них как на партнеров. Играли тогда на маленьких площадках внутреннего дворика колледжей или прямо на узкой улочке. И стены и бордюры помогали обрабатывать мяч, опереться, обмануть, обойти соперника. Не случайно в футболе прием обыгрыша в одно касание с помощью партнера называется стенкой. Только теперь, к сожалению, в колледжах все время расписано по минутам и нет окошка для футбола. Совсем исчез он с наших улочек.
А когда я начинал, в Голландии проводились турниры среди колледжей и длились они целый год. Играли на упомянутых выше площадках, а финал разыгрывался на одной из самых больших площадей Амстердама, и участие в нем наполняло нас такой же гордостью, как английского профессионала, оспаривающего Кубок Англии на «Уэмбли». Поверьте, это влюбляет паренька в футбол на всю жизнь. С того времени меня никогда не покидало огромное наслаждение от игры. Я испытываю его и сейчас, когда на тренировках участвую в упражнениях с мячом.
Но чаще всего мяч сейчас служит мне креслом. На множестве фотографий меня можно увидеть сидящим на мяче. И есть люди, которые думают, что я хожу на тренировки, чтобы принимать солнечные ванны. Ошибаются. Но в действительности мяч в некотором роде это мое рабочее место. Восседая на нем, я слежу за подготовкой к очередному матчу моей команды, лишь иногда я покидаю свое «кресло», чтобы поучаствовать в упражнениях, задать необходимый темп обращению с мячом… и самому размяться, получить удовольствие.
Футбол — моя страсть, он меня развлекает, но одновременно я воспринимаю его всерьез, и он владеет моими мыслями. Со своими помощниками — Чарли Решаком и Тони Брюинсом я обсуждаю детали тренировок и игр. Принимаем решения, когда они представляются правильными нам троим. Шесть глаз лучше двух; неся наибольшую ответственность, я не всегда настаиваю на своем: никто не является носителем абсолютной правды, особенно в футболе.
У нас, тренеров «Барсы», с годами совместной работы все более сходятся взгляды. Знаю Решака
Карлес Решак и Йохан Крайф
более двадцати лет. Работа в «Барселоне» сделала нас друзьями. Он — гениальный тип и, как никто, олицетворяет собой «Барселону» (Решак сыграл за нее 637 матчей, больше, чем кто—либо другой. — Прим. пер.).Двадцать лет красоваться на всех клубных плакатах, да еще такого клуба — это своего рода рекорд.
От него я усвоил несколько заповедей, часть которых уже известна нашим поклонникам. Когда, например, Решак говорит о законе минимального усилия, вовсе не значит, что футболисты должны выйти на поле, чтобы почесать животы. Совсем наоборот: этим сказано, что надо добиваться максимальной отдачи при минимуме физических затрат. Значит, передавать мяч быстро, бить не медля и при этом получать удовольствие, а бегает пусть соперник.
Однажды «Барса» проиграла 2:7 уругвайской команде, и кто-то, видимо, чтобы успокоить Решака, сказал ему, что эти уругвайцы — плевая команда, что она не способна дать спектакль, потому что каждый игрок старается поскорее избавиться от мяча и отдает его партнеру первым же касанием. Утешитель попал в точку, да не в ту. Играть первым касанием — это как раз то, за что ратует Решак и что так нравится мне. Это самое трудное в футболе, потому что я одном внешне простом действии заложено сразу три: контроль мяча, пас и чувство партнеров. Это тот случай, когда внешняя простота становится украшением игры и доставляет истинное наслаждение и исполнителям, и ценителям, то есть зрителям.
Роберто Баджо
Из тех игроков, которые сами наслаждаются игрой и доставляют наслаждение другим, я выделил бы Роберто Баджо. Это ни в коей мере не означает, что я думаю пригласить его в «Барселону». Суммы, которыми оперируют в Италии, испанским клубам и не снятся. Так что в данном случае я говорю просто-напросто о футболисте, игра которого радует глаз.
Этот парень попал в «Ювентус» из «Фиорентины», где он считался наследником Антониони, тоже феноменального игрока, представлявшего собой образец элегантности и преданности своему клубу. Баджо сразу стал украшением «Юве». Он отличается умением двигаться во все стороны. Мало кому с такой изворотливостью удается освободиться от опеки. Меня восхищают его обманные движения, прием, обработка мяча, способность забивать голы с обеих ног. Его действия в штрафной площади при скоплении защитников — это просто фантастика. И опасность он создает, не тараня оборону, а как бы играючи, развлекаясь. Все у него получается красиво, и, конечно, это передается трибунам. Скажу откровенно: из форвардов мне он нравится больше всех.
Коль скоро я упомянул о верности Антониони цветам «Фиорентины», то тут же замечу, что это качество почти непременно наличествует у всех великих игроков. Все, или почти все, связывают свою судьбу с одним, максимум двумя клубами. Пеле вошел в историю как легендарный бомбардир «Сантоса», Беккенбауэр — как великий капитан мюнхенской «Баварии». Я хотя временами и появлялся то тут, то там, остаюсь для голландцев Круиффом из «Аякса», а для испанцев — Крайфом из «Барсы». Ди Стефано, как всем известно, долгие годы являлся суперигроком мадридского «Реала», а Бобби Чарльтон — яркой звездой «Манчестер Юнайтед» в лучшую пору этого клуба.
Эта тема затронута мной по ходу, но нельзя рассматривать такое обстоятельство как
Диего Армандо Марадона
случайность, и не следует терять его из виду. Возвращусь к Марадоне. Игроком какой команды его запомнят? Приходится только сожалеть, что Диего, у многих остается в памяти абсолютно индивидуально, да и то, возможно, больше своим поведением вне поля, несмотря на несомненные заслуги на стадионах. Между тем, прочные браки в футболе так же благотворны, как и в обычной жизни.
Мне ни к чему скрывать, что Марадона меня разочаровал. Это правда, что в течение ряда лет он признавался лучшим в мире, но столь же справедливо и то, что он останется в долгу у футбола. У него было немало возможностей погасить этот долг, но он их не использовал и вряд ли сделает это в будущем.
Принадлежность к футбольной элите приносит не только деньги и аплодисменты. Это и тяжкая ноша. Не всегда делаешь то, что нравится. Приходится принимать участие даже в необязательных матчах, несмотря на усталость, быть всегда на виду, почти лишиться уединения. Надо постоянно помнить, что ты — кумир молодежи, и не разочаровывать ее иллюзий. Это жизнь, полная самопожертвований. И все же это счастливая жизнь, прежде всего потому, что ты занимаешься любимым делом, доставляющим радость людям. Для этого правда, необходимо, чтобы твоя команда выигрывала…
В «Барсе» все нацелены на победу. Конечно, достижение этой цели — нелегкий труд. Мы уже давно не побеждали в чемпионатах страны с отрывом в пятнадцать очков, но и не прощаемся в, казалось бы, безнадежной ситуации с надеждами на титул в середине пути. И всегда всего добивались, я полагаю, хорошей игрой, представляя зрителю полноценный спектакль. С первоклассными исполнителями.
Михаэль Лаудруп
Возвращаясь к моим актерам, отдам в первую очередь должное Микаэлю Лаудрупу, игроку, несомненно, принадлежащему к элите, хотя и не полностью, я считаю, себя раскрывшему. Он сам себе наносит ущерб тем, что не использует всех своих возможностей… Кто-то скажет, что я слишком придирчив. Конечно. Я всегда очень требователен к лучшим, к тем, кто может усилить игру моей команды. Бессмысленно давить на тех, кто свой лимит исчерпал. А к Микаэлю у меня одна претензия: он не всегда выкладывается на 100%.
Мы с ним много говорили на эту тему. Мне хотелось бы к тому же, чтобы он больше играл впереди. Он безупречно контролирует мяч, отменно владеет отработанными с детства обманными движениями. Часто бороться с ним соперникам удается лишь ценой фола. Вот почему я настаивал, чтобы Микаэль чаще брал игру и ответственность на себя именно в решающие моменты.
Но нет, он вызывает во мне досаду, особенно когда сваливается на правый край и, кажется, не слышит крик моей души: «Ну что тебе там делать, Микаэль?» Понимаю: он рассчитывает оттуда продвинуться к воротам с помощью финтов, держа мяч слева. Левая нога — его конек. Но с этой его позиции слишком длинный путь до цели. Тем более, если учесть, что он любит поработать с мячом и неохотно с ним расстается. Он, как когда-то его отец, тоже футболист, и как младший брат Брайан, удовлетворяется только тогда, когда отработает свой маневр до двадцати раз. Если ему это не удается, считайте, что он выбит из колеи. Именно поэтому он не пришелся ко двору в «Ювентусе»: там установка нападающим — из трех рейдов должен сделать два гола. В «Барсе» Микаэлю прощаются его вольности, но иногда и у меня не хватало терпения. Все же Микаэль в «Барсе» играл лучше, чем в «Ювентусе», и приди к нам он раньше, мы бы имели еще на один чемпионский титул больше.
Интересно, что Брайан играет в том же несколько архаичном, можно сказать стиле,
Брайан Лаудруп
базирующемся на индивидуальной технике. Ему тоже сложно забивать. Скажу так: разница между братьями только в одном – в опыте. Микаэль в свои годы уже успел поиграть и в Дании, и в Италии, и в Испании. Он рано стал зарабатывать себе на жизнь, поэтому быстро повзрослел. Брайан, напротив, шел, скажем так, более легкой дорогой, и потому ему не просто сравняться опытом со старшим братом.
А вообще то, что оба брата классные игроки — чистая случайность. Футбол обычно не передается по наследству. И то, что один брат хорош, вовсе не значит, что другой должен стать таким же. Прямой связи здесь не ищите. Лаудрупы, пожалуй, даже исключение. У Марадоны тоже есть братья, но никто из них не проявил себя. Бобби Чарльтон был чудом прорыва, а его брат Джекки, в противоположность, типичным прилипалой-защитником. Фран из «Депортиво» совсем не похож на Хосе Рамона, хотя в их жилах одна кровь. Повторяю: то, что Лаудрупы играют почти в одном стиле, — чистая случайность. По крайней мере, я так думаю.
Йохан и его сын Хорди
Этот разговор как бы вынуждает меня сказать о моем сыне Хорди, играющем во второй команде «Барселоны». Но не забудьте, что это заметки о великих, одаренных богом игроках, а мой сын только начинает, поэтому ограничусь только парой замечаний в его адрес. Не как отец, а как тренер, думаю, что он может пойти далеко, но сегодня он лишь приготовишка. Вижу в нем ценные качества. Никто не знает, левша он или правша, он умеет бить головой, видит игру, но впереди еще так много пути, так что больше о нем ни слова. Оставлю этот разговор до лучших времен.
Вот о ком могу говорить бесконечно, так это о Стоичкове. Кому-то однажды я сказал, что способен посвятить этому выходные дни. Ну, это, конечно, слишком, поэтому постараюсь коротко изложить главное. Христо попал в «Барселону» потому, что мы в нем нуждались. Нам тренерам, необходим был игрок с такими характеристиками. С характером, со скоростью и с ударом, а не просто типичный центр нападения. Требовалось соответствовать нашей системе игры. Нам виделся форвард, проникающий, а не статичный таран. И, понаблюдав за ним, мы убедились, что он походит на созданный нами робот. Он с нами три сезона, и в каждом мы стали чемпионами. (Теперь уже «Барселона» со Стоичковым —четырехкратный чемпион. — Прим. пер.). Баланс хороший, но, как всегда, мы продолжаем анализировать нашу игру, изучать, как лучше использовать каждого. Третий сезон, к примеру, Христо проводил не совсем удачно. Полагаю, что, как это случается с другими, у него появилась неуверенность, а возникла она от того, что он стал пытаться делать вещи, которые не умеет. Для определенных действии ему не хватает техники.
Крайф и Стоичков
Поясню. До недавнего времени всех восхищала маневренность Стоичкова. Они ошибались. Ключ — в его неуемной скорости. И она всегда присутствовала в его беге. Остановился — и все пропало. Ему недостает обводки, точнее — уверенности осуществить ее на скорости. Поэтому он слишком крутится с мячом. А закрутился — и мяч потерян. Христо способен дать многое команде, но в важных аспектах грешен. Ему не следует забывать, что, надевая бутсы на обе ноги, он играет лишь одной левой, и это серьезный лимитирующий его возможности фактор.
Еще один аспект — отдача. Были моменты, когда мне представлялось, что для Стоичкова партнеры — добрые дяди, к которым обращаешься, только когда тебе самому необходимо. Совершенно очевидно, что он ошибается, но надо вникнуть в причину заблуждения.
Не хочу и не могу обвинить его в преднамеренном неправильном поведении, хотя он, безусловно, повинен. Сказывается та спортивная культура, которую он усвоил до нас и с которой пришел в «Барселону». Стоичков в Болгарии был всеобщим кумиром, лучшим из всех, а при диктаторских режимах лучшие не ведают ограничений. Если все стригутся коротко, они отращивают волосы и носят локоны, чтобы люди видели, что они особые. Если дается красный свет, они не останавливаются, и полиция замирает по стойке смирно. У Стоичкова та же проблема, с которой мог столкнуться Ромарио. Уже детьми они уверовали в свою исключительность, их никто не только не поправлял, но и выполнялись все их капризы. «Сегодня не тренируюсь», — говорил он. И не тренировался.
Как я говорил много раз, этот недостаток идет от первых тренеров, допускавших неравенство среди сверстников. У таких футболистов создается искаженная жизненная концепция. Они с презрением смотрят на партнеров и никого не хотят слушать. Тренер говорит «вправо», все начинают движение вправо, а они влево, и никто им не делал замечание. Очень многие игроки с Востока сталкивались с серьезными проблемами адаптации в европейских клубах. Русские, болгары, югославы… Все. И чем выше они котировались в своих странах, тем труднее им приходилось приживаться в капиталистическом, назовем так, футболе.
Христо воспитывался в той школе, где ему позволяли делать все, что он хотел, и естественно, в
Йохан и Христо с «золотым мячом»
«Барселоне», убедившись, что здесь все проходят через одно жерло, растерялся. У него что-то сместилось, и он чувствовал себя явно не в своей тарелке. И чтобы покончить с этой темой, скажу, что единственный, кто может помочь в этой ситуации Стоичкову, — это сам Стоичков. И более никто. Очевидно, что после трех лет стопроцентной профессиональной жизни в окружении не менее достойных партнеров с равными правами и обязанностями он это усвоил.
Футболисты, и я уже говорю не только о Стоичкове, а обо всех, кто работали или работают со мной, убедились, что я не идиот и что мне хочется побеждать так же, а может быть, и больше, чем им. И случается, когда по этим соображениям я заставляю их делать то, что они не хотят, и они должны подчиняться. Проблема часто заключается в том, кто прав или не прав Просто я настаиваю на определенных вещах, а они должны подчиниться. И точка. Потом можно вернуться к обсуждению возникшего непонимания, но изначально необходимо делать то, на чем настаиваю я. На самом деле это не так сложно. Футбол в основе своей крайне прост. Сложен как игра, но прост в своих базовых концепциях. И то, что я требую, это в итоге лишь то, чтобы каждый футболист, выйдя на поле, выдал лучшее, на что он способен. Сыграет он хорошо или плохо — это уже другой вопрос. Это зависит от многих факторов. Все мы переживали черные вечера, но важно, чтобы по окончании игры мы могли посмотреть друг другу в глаза и я сказал бы: «Спокойно, ничего не произошло. Ты сделал все, что от тебя зависело». Плохо, когда игрок опускает голову, избегает взгляда. В этом для меня и заключается поражение.
Основываясь на собственном жизненном опыте, могу говорить достаточно веско о взаимоотношениях между тренером и игроками. Мои взгляды на эти отношения с годами, естественно, эволюционировали, но не всегда в одном направлении. Считаю, что последнее слово в возникающих конфликтах в этой связке должно остаться за тренером, даже если речь идет о больших игроках. Во всяком случае, в моей практике было так: кто не хотел подчиняться — должен уйти.
Рональд Куман
Например, в «Аяксе» у меня возникли разногласия с Рональдом Куманом и он отправился в другую команду. Но потом, убедившись, что он извлек уроки, мы пригласили его в «Барселону». Были у меня и напряженные отношения с Райкаардом. Он не подчинялся моим распоряжениям: ну, что ж — прощай. Потом мы и с ним вели переговоры по поводу перехода в «Барсу», но и здесь не пришли к согласию. Вообще Бог миловал меня от персональных конфликтов, это всегда были проблемы технического плана, касались отношения к делу.
Вот Райкаард несомненно обладает многими
Франк Райкаард
качествами. Пеле утверждает, что это лучший на сегодня игрок в мире. Но я так не считаю. Конечно, он выделяется из ряда, особенно индивидуальной техникой и универсальностью, но у него отсутствует одно из принципиально важных качеств — тактическая дисциплина. Он не выполняет то, что от него требуется, отсюда его извечные проблемы не только с тренерами, но и с партнерами. Так бывало в «Милане», да и в голландской сборной.
О Кумане разговор особый. Мы друг друга очень хорошо знаем, и он, в конце концов, проникся моим требованием играть в полную силу и ныне полностью разделяет все отношение к игрокам, к работе. Он стал почти незаменимым игроком в «Барсе», уяснив для себя, что он иностранец, что ему платят больше, чем испанцам, и что он обязан отрабатывать это, а в принципе он человек с характером, в нем дух победителя. Ко мне он вернулся, уже будучи чемпионом Европы. Это хорошо, когда в команду вливается игрок, который чего-то достиг ранее. Это стимулирует желание добиваться еще больших побед. И надо отдать ему должное, он внес существенный вклад в игру команды и ее успехи. Рональд хорошо выполняет свои функции опорного защитника и вместе с тем является определяющей фигурой в нашей атакующей игре. Немногие, как он способны избавить команду от давления противника. Высокая техника позволяет ему надежно контролировать мяч и перемещать его в наиболее подходящее место, будто даже в непосредственном соприкосновении с соперником Он расчетлив, холоден, когда надо, действует жестко, не теряет уверенности в крайних ситуациях и длинным пасом способен резко изменить характер ситуации. И то правда, что ему стоит труда оторваться от форварда, но его фирменные передачи и удар, надо признать, сделали его ключевой фигурой в наших последних успехах. В «Барселоне» мы насчитываем много важных игроков, но мало, очень мало таких, как он, определяющих.
Продолжение следует…
Комментарии:
5 comments on “Йохан Крайф «Мои футболисты и я». Глава третья.”