Стопроцентный Стоичков. Глава 4в

Четырехкратные чемпионы

Наиболее важным событием сезона 1993–1994 оказалось при­обретение Ромарио да Соуза Фариа. Многие испанские любители футбола о нем даже не слышали, но мы, профессионалы, знали ему цену. К нам он пришел не для того, чтобы быть четвертым инос­транцем, как Вичхе, а только первым. Своим появлением Роми, как мы его звали, четко задал вопрос, который смутил многих: кто же из иностранцев отправится на скамью запасных?

В подготовительный период ответ еще витал в воздухе. То каза­лось, что четвертым станет Лаудруп, то Куман, реже – сам Рома­рио и я. В конце концов, вопрос превратился в проблему и доволь­но серьезную. Круифф на пресс-конференции сказал, что будет чередовать всех четверых. Такое решение могло представиться пра­вильным, однако никто из нас не привык уступать место.
622.jpg

Пребывание на скамейке сжигает игрока. Первым пропускал Рональд Куман. Месяц подготовки и девяносто минут на трибуне. Это ужасно. Весь мир это видит. И ничего не стоят в этот момент твои титулы двукратного обладателя Кубка европейских чемпио­нов, чемпионата Европы и множество побед в чемпионатах и куб­ках Голландии и Испании. На него жалко было смотреть. Возмож­но, справедливее было бы начать с Ромарио. Ведь ему «Барселона» ничем пока не была обязана. Но происходило иначе.

Куман очень переживал. Я бы чувствовал себя так же. Всего он пропустил больше всех – восемь игр Лиги и две в розыгрыше Ко­ролевского кубка, зато в Кубке европейских чемпионов всегда вы­ступал в основном составе. Мне же пришлось наблюдать сверху четыре игры в Лиге чемпионов, а это матчи особой атмосферы и меж­дународной значимости, о которых мечтает каждый. Я молчал, мол­чал и все же сорвался. Надо бы играть мне, но Куман всю неделю только и говорил, что в Кубке чемпионов должен играть непремен­но он. В итоге я снова не попал в состав и такими словами оценил ситуацию: «Кто не плачет, тот не получает грудь». По отношению к Рональду я высказался некрасиво и потом попросил прощения. А для себя сделал вывод: никогда не сводить счеты с партнером.

В Лиге я пропустил пять игр. К такому положению невозможно привыкнуть. Ромарио пострадал меньше всех. Удачное начало и доверие Круиффа привели к тому, что он сыграл подряд первые двенадцать игр. Потом пропустил одну – с «Райо Вальекано», сно­ва вернулся, но затем – еще две, причем одну из-за удаления. Это случилось в Севилье. Он заменил меня, но через четырнадцать ми­нут покинул поле за удар Симеоне в стиле Майка Тайсона. Подвели нервы. Пребывание на скамейке дорого обходится даже такому спо­койному парню, как он. Пропустил Роми и одну игру на Кубок европейских чемпионов и так переживал, что больно было смотреть на него.

Судьба Михаэля Лаудрупа оказалась наиболее несчастливой. Он покинул клуб ввиду столкновения с тренером и подписал контракт с мадридским «Реалом». Это самое худшее, что могло случиться с любым из нас. Тем не менее, начался сезон для него очень удачно. До того злосчастного 23-го тура, когда мы проиграли «Сарагосе» 3:6, он пропустил лишь три игры. Мало того, Михаэль получил трав­му и не тренировался пятнадцать дней. Далее начались пропуски, в том числе наиболее важных матчей – с мадридским «Реалом», трех последних в Лиге чемпионов, включая финал с «Миланом» в Афи­нах. Он практически стал четвертым иностранцем и не смог с этим мириться. Его отношения с Круиффом вконец испортились. Он выбрал самый правильный и достойный выход – ушел.

Даже его характер, достаточно скрытный, был не в состоянии замаскировать постепенное падение духа. Он мрачнел на глазах. Тем не менее, между нами проблем не было. С Ромарио, например, моим основным конкурентом за место в нападении, у нас сохранялись самые дружеские отношения.

С приходом бразильца манера игры «Барселоны» претерпела изменения. Определив ему позицию центрфорварда, Круифф отка­зался от прежних челночных перемещений в этой зоне ложного цен­тра и полузащитника, играющего сзади нападающих. С Ромарио атака потеряла в мобильности, зато заметно возросла результатив­ность. Я не припомню другого футболиста, столь же эффективно действующего внутри штрафной. Если защитники отпускают его на метр – он использует. Его игра – настоящий спектакль для любого зрителя.

Шоу Ромарио началось с первого тура. Мы выиграли у «Реал Сосьедада» 3:0, и все мячи забил Роми. Один гол годился бы для кино или, как выразился Хорхе Вальдано, для мультфильма. Он поймал мяч на лету, поднял голову и, не дав ему приземлиться, по дуге послал его над вышедшим вратарем в сетку. Пошла серия по­бед, и казалось, сезон предстоит спокойный. Однако, как всегда, мы впали в период неустойчивости. В девятом туре произошло не­вероятное. Вели 3:0 с «Атлетико» благодаря хет-трику Ромарио (я пропускал), но во втором тайме мадридцы ответили четырьмя мя­чами. Как выяснилось, мы способны и на лучшее, и на худшее.

Вдобавок поражение 0:1 от скромной «Лериды» на «Ноу Камп». «Лерида» только-только поднялась до первого дивизиона, и, отме­чая это событие, ее капитан Мигель Анхель Рубис с балкона муни­ципального совета заявил заполнившей площадь толпе: «Мы сделаем все, чтобы вы гордились нами, победим и «Барселону», и «Реал» (Мадрид)!» Конечно, народ отреагировал ревом, а я про себя осу­дил Мигеля Анхеля за бахвальство. И надо же, он оказался прав. «Реал», кстати, тоже не ушел от «Лериды».

Но, конечно, было и немало громких побед. 4:0 над «Вален­сией», а главное, 5:0 над мадридским «Реалом». Все наши встречи с мадридцами не похожи одна на другую, но всегда стадион полон, зрителям гарантировано первоклассное представление, и мы сами настраиваемся на матч. Для нас это самый грозный соперник. Для зрителей играет роль дополнительно политические и исторические аспекты. А все вместе создает бесподобное напряжение, истинный спектакль.

Но никто не угадал, что произойдет на этот раз. Ни мы сами, хотя, конечно, мы настраивались на победу, от которой зависело турнирное положение. Победа далась неожиданно легко. Начало положил Ромарио голом, пригодным для учебника. Он показал мяч противостоявшему ему защитнику Алькорте, потом убрал и тут же послал его в сетку ворот моего друга Пако Буйо. Мадридцы были ошарашены и так и не пришли в себя, потому что счет неумолимо рос. 5:0 – такого не было двадцать лет, с тех пор как «Барса» про­играла 0:5 на «Бернабеу» в сезоне 1973–74 годов, хотя тогда атаку «Барсы» возглавлял сам Круифф.

Иногда я думаю, что, если бы всегда был такой тесный контакт со зрителями и руководителями, мы бы никогда не проигрывали на «Ноу Камп». Наши покровители спустились из ложи в раздевалку, не уставали улыбаться и обнимать нас.

Но затем последовали провалы. Только три очка из десяти. Про­играли «Атлетику» из Бильбао на своем стадионе, а потом и вовсе получили 3:6 от «Сарагосы» в гостях. Йохан Круифф, правда, ска­зал потом, что благодаря этим поражениям мы разобрались в своих слабостях, и это помогло нам выиграть Лигу, но тогда никто ничего не понял, хотя возражать не стал. Я с «Сарагосой» не играл из-за дисквалификации, но переживал, пожалуй, больше, чем другие.

Наша гордость оказалась ущемленной. Все же мы были чемпио­нами и не хотели оставлять сомнений в нашем превосходстве. Во второй половине турнира нас уже никто не мог остановить: 28 оч­ков из 30 возможных. Это заставило замолчать тех, кто говорил о закате «команды мечты».
621.jpg

Одним из примечательных штрихов этого сезона стала отставка Субисарреты. Лучшего вратаря трудно желать, однако я и сам счи­тал, что ему требовалось немного отдыха, чтобы снять усилившееся с годами давление физических и моральных нагрузок. Он, однако, так не думал и потому здорово переживал, оказавшись в положении запасного. Тем более что газеты, теле- и фотокамеры уделяли ему больше внимания, чем Бускетсу. Мы, как могли, старались поднять ему настроение, но ничего не помогало.

Тем временем «Барселона» вела борьбу за титул с «Депортиво» из Ла Коруньи. Мы шли очко в очко. В предпоследнем туре нас ожида­ла новая встреча с «Реалом» на «Бернабеу». Мадридцы очень хотели победить, игроки говорили, что лягут костьми, чтобы мы не стали чемпионами. С Круиффом «Барса» еще не выигрывала на этом стадионе. Но на этот раз победили 1:0 благодаря голу Гильермо Амора.

На следующий день «Депортиво» взял два очка с «Логроньесом», и наши шансы в Лиге продолжали оцениваться как незначительные. Но вновь судьба раздвинула в последнем туре границы невозможно­го. «Депортиво» принимал «Валенсию», выступавшую очень плохо. Мы – «Севилью», тоже ничего не значившую. На неделе мы шутя советовали Круиффу, чтобы он научил, как победить «Депортиво» своего друга голландца Гуса Хиддинка, тренера «Валенсии».

Две наши воскресные игры заставили переволноваться всю Ис­панию. Мы начали плохо, «Севилья» дважды вела в счете. Только во втором тайме нам удалось перехватить инициативу, и стало ясно, что свою задачу мы решим. К 75-й минуте повели 4:2 и потом еще забили один гол. Зрители скандировали: «Чемпионы, чемпионы!», но вдруг «Ноу Камп» замер. Что-то произошло. Спросили у сидя­щих на скамейке, но те молчали. Я подумал, что «Депортиво» заби­ло мяч. Потом узнал, что причина была в знаменитом пенальти Джукича.

Рассказывает Мирослав Джукич, 29 лет, игрок «Депортиво» (Ла Корунья):

– С прискорбием считаю себя самым любимым футболистом в Бар­селоне из-за этого нереализованного пенальти. Все надежды моих то­варищей по команде, целого города вмиг улетучились. Все планы рухну­ли. Это самый мрачный день в моей жизни, хотя и не считаю себя виновником потерянного титула.620.jpg

На мой взгляд, «Депортиво» проиграл Лигу чуть раньше из-за ничь­их со слабыми противниками – «Райо Вальекано» и «Вальядолидом». Это расплата за неопытность. Хотя и не единственная причина. Наш пенальтист Донато был заменен десятью минутами раньше. Основной вратарь «Валенсии» был травмирован, и запасной Гонсалес жаждал проявить себя, чтобы заинтересовать возможных покупателей. Кроме того, «Барса» уже победила на «Бернабеу», а мы никак не могли полу­чить злополучные два очка. Так что все было против нас.

Мы стали чемпионами в четвертый раз подряд, и Барселона со­шла с ума, в то время как в Ла Корунье люди плакали, не понимая, что же все-таки произошло. Для маленького города победа в Лиге была беспредельной мечтой, вдруг готовая стать реальностью, она не сбылась. Все же отдам должное «Депортиво» – эта команда мне очень нравится.

В том сезоне я сыграл 34 матча, в четырех выходил на замену, забил 16 мячей, один с пенальти, получил 7 желтых карточек и 2 – красные. Мы добились всего возможного, наша команда признана лучшей за всю историю «Барселоны»: четыре Лиги подряд и Кубок европейских чемпионов – вот наша визитная карточка. Таких успе­хов прежде у «Барсы» не было.

Комментарии:

7 comments on “Стопроцентный Стоичков. Глава 4в”

  1. Кисель Ответить

    История повторяется. вот она Лерида. И в кубке короля помнится.

  2. гага Ответить

    Кого-то сжигает прибывание на скамейке,а нашим в кайф, лишь бы деньги платили.

  3. Василий Ответить

    Даже его характер, достаточно скрытный, был не в состоянии замаскировать постепенное падение духа.. Лау до сих пор такой.

  4. Portugal Ответить

    Когда-то и в Испании был лимит. удивительно. а не он ли катализатор дальнейшего прогресса?

Добавить комментарий

Cервантес