Сегунда: Коридоры ада

Затишье почти всегда перед бурей, а за рассветом наступает темнота. Такова проза жизни. Касается она и дел футбольных. Плохие воспоминания и результаты заслоняют собой все хорошее, если таковое имело место. И тренер, как главное ответственное лицо, становится победителем самого горького поражения. Отставка – всплеск, за которой специалист теряется на горизонте миров и футбольных жизней. На своем горизонте…

Сарагоса: Кто в лес, кто по дрова

“Вотум недоверия со стороны клуба можно сравнить с предынфарктным состоянием. Кому оно может понравиться? Сложно зацепиться, когда перед тобой закрыты двери. В то же время тренеры понимают, что всегда рискуют. Я пережил время в Вальядолиде, хуже по результатам, чем у Мильи (авт. 5 поражений подряд), но мне повезло. Никто не ставил меня под сомнение: ни клуб, ни болельщики. Я до сих пор в долгу перед ними” – рассуждал на предматчевой пресс-конференции Пако Эррера.

Его коллеге по очному противостоянию повезло меньше. После безголевой гостевой ничьи с Вальядолидом, Луис Милья распрощался с постом главного тренера Сарагосы. 15 место после 11 туров. 13 очков. Все слишком плотно. Два балла от зоны вылета и всего три – до плей-офф. Не поспешны ли выводы?

Дамоклов меч повис над ним еще неделей ранее. На совете клуба было решено: дать неделю на исправление. Предстоял гостевой матч с разогнавшимся Вальядолидом. На одной чаше весов результат. Итоговая ничья на выезде – всегда годный итог. На другой  — собственно игра, которой не было. Балл добыл неподражаемый Альваро Ратон. Он летал за каждым мячом и спас команду от горького поражения. Очко выиграл он, не Сарагоса.

В остальном все по избитому сценарию: разумная расстановка 4-4-2 превратилась в безрассудство, потому что для исполнения замыслов нет соответствующих исполнителей. Пара центральных полузащитников в лице Роса и Сапатера вызывала оскомину с каждой новой минутой. Мяч был сиротой при живых творителях.

Дуэт в нападении: Анхель – Муньос звучал мелодично, но бесполезно, ибо никто не обеспечивал их передачами, и они, как два загнанных кролика, находились в постоянной борьбе со здравым смыслом, так как впереди них почти всегда присутствовали спины надежных защитников. И когда Анхель благодаря индивидуальному мастерству оставил не удел Бесерру, его подстраховал Алекс Лопес.

Во втором тайме появились Кани и Лансароте, но даже они оказались не способны скрыть отсутствие игры макияжем своих имен. И удаленный Касадо, не справившийся с обязанностями на непривычной для него позиции – квинтэссенция выбора наставника. А потом пресс-конференция и указание на прогресс, которого не было.

Таким образом, кандидат на повышение в первых турах медленно, но верно возвращался к тому, что происходило в прошлых сезонах. Проблема глубже неудачного выбора специалиста.  На самом деле, распять тренера – стандартная линия поведения в арагонском клубе, как только заканчивается терпение. При этом терпение иссякает каждый раз все раньше. После падения в Сегунду, Луис Милья тренировал клуб меньше предыдущих своих коллег.

Его процентное соотношение – худшее за последние годы.  13 очков из 33 возможных – это 39,3%. Статистика предшественников была несколько лучше: Так Луис Каррерас набрал 51,3% (37 из 72 баллов). Он обладатель лучших цифр. Чуть хуже у Ранко Поповича – 49,2%  (68 из 138 возможных). В отличии от своих коллег по несчастью сербу удалось задержаться на посту чуть более одного сезона (с ноября 2014 по декабрь 2015). В первый свой год он квалифицировал команду в плей-офф и дошел с ней до финала, что собственно не помогло ему избежать карательных мер в будущем.

Все наставники Сарагосы в Сегунде – абсолютно разные по футбольному почерку и предпочтениям специалисты. Проблема клуба как раз в том, что у команды нет проекта и плана развития. Та же ситуация и с составом: много сильных имен, трудно сочетаемых в числе одиннадцать. Абсолютно по-другому работают/ли успешные в данной среде Леганес, Лас-Пальмас, Жирона.

Алькоркон: Тренер без команды

Схожие проблемы повисли над головой Алькоркона. В отличии от Сарагосы, мадридцы никогда не были один из футбольных китов и славу свою заработали еще будучи клубом Сегунды Б в Кубке Короля, обыграв Реал Пеллегрини. Затем гончары добрались до второго дивизиона , обосновались, сменили владельца. Дюшатле не обещал богатой жизни, но гарантировал отсутствие долгов и поступательное развитие.

Не обманул. Столичный клуб в большинстве случаев угадывал и с составом, и с тренером. Бордалас (вышел Алавес с Примеру), Муньис (лидирует с Леванте) на данном этапе котируются очень высоко. Когда они были в желтом, были, скорее, темными лошадками. В этом сезоне решили сделать ставку на известного специалиста.

Космин Контра успешно работал в Примере с Хетафе. Он сохранил место в сезоне 2013/14. В следующем чемпионате продолжил делать акцент на оборонительный баланс с выходом за счёт быстрого паса в среднюю зону и разводкой уже оттуда. Но неожиданно на стол Анхеля Торреса поступило предложение из Китая. Президент согласился разменять своего наставника.

На предсезонных сборах уже в стане гончаров румын подчеркивал роль интенсивности. Он хотел, чтобы Алькоркон боролся за каждый мяч, как будто он последний, наигрывал схему 4-1-4-1, которая могла трансформироваться в 4-4-2. На деле футбол Контры оказался малоэффективным в Сегунде.

Команда проявила слабости в центре поля, где не нашлось места игроку созидающему, который мог бы распределять направление атак и связывать оборонительное и атакующее начала. Возможно, таким футболистом мог бы стать Тропи, не снискавший доверие тренера.

В любом случае, Пабло Перес и его однофамилец Виктор показали свою несостоятельность на данном поприще. Слишком нестабильны. Мануэль Санчес же занят, в основном, оборонительной работой. Не был похож сам на себя и Серхио Агуса. Ему не бежалось, он не давал своих изысканных передач на ход. Когда игра не идет у всего коллектива – вопросы к наставнику.

В итоге проблемы и с нападением. Лишь четыре гола в девяти играх – показатель более, чем скромный. Из них три на счету одного из лучших форвардов дивизиона – Давида Родригеса. Все мячи – результаты либо фланговых проходов, либо прострелов/навесов. Никакие сложные комбинации не входили в перечень Алькоркона.

При этом по количеству пропущенных желтые держались в числе лучших. Обманчивое ощущение. Вальядолид и лично Хосе Арнаис за двадцать минут приговорили мадридцев к очередному поражению. Никаких шансов отыграться. При этом отставка случилась не сразу после фиаско. Контра вывел Алькоркон на кубковый поединок с Эльче и победил в нем.

Не помогло. По слухам руководство уже несколько туров как списало наставника. Проблема заключалась в том, чтобы найти замену. Как только Хулио Веласкес по обоюдному желанию распрощался с Беленешнеш, Алькоркон сказал прощай Контре. В том числе поэтому у тренера не сложились и личные отношения в раздевалке. В отличии от Мильи, в поддержку которого выступили футболисты, румына не поддержал никто. Когда за наставником нет тыла сзади работать проблематично.

Еще об одном препятствии тренер рассказал уже на своей прощальной пресс-конференции: “Проблема заключалась в том, что я не участвовал в создании этого состава. Он уже был набран, когда я приехал. Нелегко управлять большим количеством новых игроков и создать команду за несколько месяцев”.

Хетафе: Протухший винегрет

Под тем же небом, при тех же облаках бывший клуб Контры также воспользовался крайней мерой. Не повезло Хуану Эснайдеру. Он был назначен за 6 туров до финиша прошлого сезона. Удержать Хетафе среди сильнейших не удалось. Тем не менее, своей работой он оставил приятное впечатление, практически воскресив коллектив после свободного падения с Франом Эскрибой.

Более того, несмотря на борьбу за выживание специалист пытался отталкиваться от атаки и от предложенного состава. Он использовал сильные стороны своих игроков, его команда молниеносно переходила из обороны в атаку и предлагала сопернику не стоять на месте, а защищаться или же контратаковать. Качельная игра пришлась по вкусу многим, и контракт с аргентинцем был продлен.

На презентации с его участием шла речь о двухлетнем проекте, по итогам которого Хетафе должен был вернуться в Примеру. Здравая временная идея, одобренная Анхелем Торресом, вселяла надежду на перезагрузку, на возвращение к истокам того раннего клуба, когда ему симпатизировали многие. В конце концов, страх потерять бессмысленный, когда нет ничего.

На деле, слова остались словами, и никакие два года наставник не работал. Долготерпения хватило на 7 туров. Таким образом, именно Хетафе зафиксировал первое увольнение во втором дивизионе. Отчасти виноват и сам специалист. Если в первый свой сезон он брал рассудительностью и свежими идеями, то во втором без сущей скромности оправдывал свое игроцкое прозвище — “винегрет”.

Результаты и место в зоне вылета – не могут быть главными критериями на старте, особенно в рамках Сегунды, где три очка могут вознести пунктов на 10, а 6 — и вовсе продвинуть в зону плей-офф. Плохо, когда на поле футболисты предстают экипажем, который не имеет ни малейшего представления о том, что же нужно делать. Они не выгрызают мячи в очных дуэлях, зачастую, не могут сделать две точные передачи подряд, а к концу встречи выглядят настолько вялыми, будто пробежали два марафонских забега за одни сутки.

Предпринятые меры не возымели успех. Тренеру не удалось найти нужный ключ. Возможно, ротация и единственный способ сложить пазл, но когда от встречи к встрече в составе появляется по 4-5 новых игроков, едва ли можно рассчитывать на какие-то связки. Вкупе с нервическими заменами складывалось впечатление, что тренер в отчаянии и не в состоянии сколотить скелет. Казалось, как будто перед ним стояла цель найти не лучшее сочетание, а задействовать как можно больше игроков. К примеру, сегодня играл Гуайта, следующий раз уже Альберто. При этом первый не допускал ошибок, за которые сажают в запас. Плохо совместимая пара: Антон и Фельтшер предпочиталась проверенным Пачеко и Фустеру. Впрочем, потом все менялось местами.

На своих пресс-конференциях Эснайдер подчеркивал, что команде не доставало последнего паса. На деле, не хватало идей и решений, с помощью которых можно взломать оборону оппонента. В защите было столь же печально, что и в нападении. Отсутствие должной интенсивности, статичность в действиях, несколько различных по качеству и движению отрезков в рамках одной игры, а также дефицит концентрации в эндшпиле поединков также приводил к мысли о том, что физические кондиции игроков далеки от идеальных. За все то отвечает главный тренер.

Но причины провала кроются далеко не только в наставнике. Клуб, скатывающийся с горы, несколько лет, не может резко остановиться и вновь прошествовать вверх. Для этого должна быть проведена фундаментальная работа над ошибками, что сделано не было. Испанский футбол, по крайней мере, большую ее часть кормит кантера. Именно воспитанники становятся теми джокерами, которые могут и подстраховать травмированного игрока, и дополнить состав, и внести свежести. Но ни один из них так и не удостоился появления на поле ни в Примере, ни в Сегунде.

Спортивный менеджмент также продемонстрировал свою несостоятельность. Выбирая состав, селекционеры показали, что не имеют ни малейшего представления о том, что же представляет собой второй дивизион (перечень разрабатывался, как будто ничего не изменилось и перед нами команда Примеры).

Три идентичных по своим функциям нападающих, провисающий левый фланг обороны, на котором Тони не справляется со своими обязанностями – лишь часть проблем, созданных в трансферном аспекте. Практически нет футболистов, знакомых на ты с дивизионом, никто не несет в себе лидерских качеств, не берет на себя инициативу – уже психологические проблемы. Подробнее о составе Хетафе мы говорили ранее.

Что объединяет все три отставки доселе зафиксированные в Сегунде? В первую очередь то, что к плачевному результату привел комплекс причин, и если не работать по всем направлениям, одна жертва не изменит положение дел по существу, ведь футбол – это увлекательное путешествие, наполненное возможностями и решениями, где важен каждый опыт и аргумент, а чтобы добиться результата необходимо учиться и жить процессом.

Анастасия КАРСАКОВА, Геннадий НИКИТЧАНОВ

Комментарии:

2 comments on “Сегунда: Коридоры ада”

  1. Mika Ответить

    Это всегда грустно, но это жизнь. Косячит вся команда, а крайний — тренер. По первым двум, мне думается, тренер совсем не крайний. А вот в Хетафе рулевого очень вовремя поменяли

    • valencia Ответить

      Думаю, проблема Хетафе — Анхель Торрес. Страсть к разврату изжил в виду неспособности к его продолжению. Пока он возглавляет процесс, прогресса ждать бессмысленно. По Саре тоже очень неприятный осадок. Вступая в должность, Кристиан Лапетра говорил очень много разумных вещей, которым оставалось только следовать. В действительности же у них идёт шараханье из одной крайности в другую — игроки, модели игры. Сейчас взяли Агне. Замечательный тренер, но и он, скорее всего, окажется очередным переходным вариантом. А по Алькоркону есть лёгкое сожаление от того, что команда не растёт, оставаясь на уровне Можем-то мы многое, но оно нам надо?

Добавить комментарий

Cервантес