Роберт Локхарт: Шпион, убийца и бабник, поднявший русский футбол

Их взгляд на нас. Испанская пресса о первой настоящей звезде русского футбола, братьях Чарноках, семье Морозовых и Феликсе Дзержинском. Дню самого мощного оружия мира – Один выстрел, 100 лет разрухи посвящается.  

Футбол в России больше чем футбол. Как и в Испании, он стал «комнатой отдыха» для рабочих. Только если шахтёрам Уэльвы нужен был психологический отдых от физических нагрузок, отсюда – название первого клуба страны Рекреативо (Развлекательный), то  московские промышленники, в частности, Иван Морозов искали способ отвести работяг от водки и буйств, включая политические мятежи.

В то время в России нарастало влияние протестных масс во главе с Ульяновым – Лениным. Вряд ли можно говорить о том, что не будь футбола, переворот от 25.10 (7. 11) 1917 случился бы раньше, таки диковинная заморская игра не вызвала повышенного ажиотажа. Но то, что такие попытки предпринимались совершенно точно. К тому же, Иван Викулович сам был воистину, вовлечён, став одним из первых влиятельных болельщиков.

По сути, он и стоит за организацией первого чемпионата Москвы 1910 года. Девять участников, в том числе КСО (Клуб спорта Орехово), называемый Marca прародителем клуба Динамо и точно, являющийся первой командой России Знамя труда (сейчас она выступает в Зоне Запад Второй лиги).

О первых матчах на ореховской мануфактуре известно ещё с 1887 года. Их связывают с именами Ивана Морозова и Гари Гарсфильда Чарнока.

Со временем КСО (Морозовцы – кличка, ставшая следующим названием) стали ведущим клубом страны. Чемпионы Москвы 1910 – 1914. Селекционная политика была проста. Газетное объявление «Предприятие, расположенное в пригороде Москвы ищет инженеров, персонал и квалифицированных рабочих, умеющих играть в футбол”. Так они сформировали смешанную команду состоящую из местных игроков и британцев, работающих в Москве (МакДональд, Гринфуд и, прежде всего, великолепные братья Чарноки).

В этой связи возникла важная фигура дипломатических отношений между Лондоном и Москвой: шотландец Роберт Брюс Локхарт. Он родился в 1887 году и в возрасте 20 лет был принят на работу в Министерство иностранных дел. В 1912 году он был направлен в Москву в качестве вице-консула с заданием модернизации британской разведки в стране, которая воспринималась как угроза.

Приезд Локхарта рассматривался российской прессой и в британских кругах как улучшение политических отношений …и как пребывание отличного футболиста. Это была ошибка, потому что спортсменом высокого уровня в их семье был брат Джон, он был отличным игроком крикета в Кембридже и представлял сборную Шотландии по регби.  Никто не знал, что в Москве, в семью Морозовых через Чарнока он постучал в дверь, чтобы стать частью текстильной фабрики, размещенной в 40 километрах к востоку от столицы. У Роберта не было потенциала его брата, но определенные навыки с мячом и спортом в крови, потому что его отец был футболистом.

С пятью британскими подданными в своих рядах, в том числе генералом Арчибальдом Уэйвеллом (британским фельдмаршалом в африканской кампании во время Второй мировой войны и главнокомандующим британскими силами в Индии) ОКС выиграл титул. Медаль этого турнира, принадлежащую Роберту Брюсу Локхарту могут увидеть те, кто посещает Национальную библиотеку Шотландии в Эдинбурге.

Неугомонный читатель (он уверял, что читал по шесть книг одновременно), ловелас и человек исключительного ума, Локхарт в своей книге “Мемуары британского агента” (1932) описал свои скитания в зарождающемся российском футболе. Его опыт игры в британско-русской команде стал жизненно-важным в дипломатии.

Почти непобедимый в местном первенстве, КСО начал играть с клубами в других странах. Об одной из таких игр вспоминал Локхарт. Соперника он называл “чемпионами Германии”. В качестве дружественного жеста, Российский футбольный союз (зародился в 1912 году) выбрал немецкого рефери. Когда немцу надоели жесткости, особенно футболиста, располагающегося на правом фланге полузащиты, Локхарта, он столкнулся с ним, используя слова, которые тот использовал только в Англии. Судья перешел на русский. “Будьте осторожны. Если я еще раз услышу этот язык, удалю Вас”.

В своей книге шотландский дипломат рассказал, что на мгновение представил заголовки в московской прессе: британский вице-консул удален с поля за нецензурную брань. Он обратился к рефери, попросил прощение и смог продолжить игру.

С превосходным русским, фигура Роберта росла в рамках британской делегации в России и министерство иностранных дел потребовало его службы в посольстве Петрограда. После первой мировой войны он был отправлен обратно в Россию и в своих докладах он подробно описывал, что происходило в стране при царе Николае II и расцвете большевиков.

В январе 1918 года он был назначен руководителем британской делегации уже в советской Москве. Его фигура значилась в актах, в которых появлялись лидеры первого уровня: Ленин, Троцкий, Дзержинский. Советская столица была очагом интриг. 31 августа 1918 года Фанни Каплан пытался убить Ленина. 2 сентября Правда объявила о франко-британском заговоре, который был нацелен на смерть Ленина. Имя Р.Б. Локхарта появилось в информации. Он был задержан и отправлен в страшную Лубянку, где был допрошен непосредственно Феликсом Дзержинским (создатель ЧК, прародителя КГБ).

2 октября видя, что процесс приводит его к смертному приговору, Лондон предложил Москве его обмен на Максима Литвинова, советского представителя, выбранного Лениным в Великобритании и задержанным с единственной целью быть обменной монетой в этой операции. Локхарт был освобожден, но решение привело к смерти всех причастных. Кроме того, ему запрещался въезд на советскую территорию под угрозой смерти. Уже вне Москвы он работал на Троцкого и его последователей, чтобы те могли найти безопасные места, когда троцкизм в Советском Союзе преследовался.

Во время второй мировой войны, Локхарт стал важной фигурой британской пропаганды, помимо того, что он был связующим звеном с высланным из Чехословакии Эдвардом Бенешем. Он забыл об оружии и вернулся к своим книгам (его автобиография Ас шпионов была экранизирована), у него была еженедельная радиопрограмма для Чехословакии. 27 февраля 1970 года в возрасте 83 лет прервалась жизнь британского сэра, дипломата, шпиона, ловеласа и футболиста.

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес