Пиратский порт Кадис

В Испании очень много маленьких и не очень маленьких городов, которые я люблю. Есть из них такие, которые очень люблю. А еще есть такой город Кадис (ударение, кстати, на первый слог). Не могу сказать, что я его люблю или мне в нем очень нравится, но он словно взял частичку меня и оставил себе. Совсем, как благородные морские разбойники – пираты. Так он и есть – порт Кадис – бывшая пиратская база на юге Европы.

Было такое время, когда правительства разных стран заигрывали с разбойниками причудливыми способами типа каперских грамот и тому подобными приманками. И бесследно для города такое прошлое не прошло. Старая часть города представляет собой полуостров, соединенный с материком тоненькой полоской суши. Поэтому, где бы не находился, в какой бы точке старого города не оказался, ты всегда видишь море. Или море видит тебя – так будет более правильно. В какую бы сторону не пошел – всегда выйдешь на берег и вдохнешь глубокий запах Атлантики.

Именно это чувство оторванности от материка, когда вокруг тебя со всех сторон вода, когда чувствуешь себя такой маленькой песчинкой во власти стихии, давно и прочно будоражит мою кровь. Закрой глаза, почувствуй величину окружающего мира, услышь грозный рокот волн и пойми, что вся уверенность в себе – это пустое место по сравнению с мощью океанской волны. Волны, которая способна раздавить тебя как щепку, а может и покачать в материнских объятиях и ласково отпустить на берег. Твои движения и действия ничего не значат. Именно это чувство не позволяет расслабиться и в туристическом стиле глазеть вокруг.

Узкие улицы, мрачноватые стены домов, подходящие вплотную к кромке моря – очень легко мысленно перенести себя лет на триста назад и услышать цоканье подков по булыжным мостовым, грохот тяжелых сапог и позвякивание о камни конца длинной шпаги, висящей на бедре. И вывеска на ближайшем баре именно такая, какая должна была висеть над входом в таверну «Адмирал Бенбоу» с отметиной катласа Билли Бонса.

Жители несколько отличаются от всех, кого успел повидать в Испании. Каждого встречного легко представить стоящим на капитанском мостике фрегата с забранными в алый шелк волосами и торчащими из-за пояса рукоятями пистолетов. Каждый встречный словно оценивает, а готов ли ты вынуть свой кортик и увидеть, какого цвета у него потроха. А вот тот высокий прихрамывающий старик слишком похож на Джона Сильвера. Просто более современный протез скрыт брючиной.

Да нет-нет… Нет, показалось – не может такого быть. Люди как люди. Вот девушка в полуподвальном магазинчике одежды честно говорит, что пришла на работу сразу из клуба, не переодевшись, просит не кантовать ее до обеда. Если что приглянется, то не стесняясь брать, оставляя деньги где-нибудь возле кассы. Вот только одежда в магазине то ли настоящий контрабандный товар, то ли взята в качестве трофея при захвате очередного несчастного города. Опять показалось? Хозяин бара на просьбу о бокале белого вина предлагает ром. Вот у этого точно пара пистолетов под стойкой. А пол в баре посыпан песком, как и столетия назад – чтобы кровь удобнее убирать.

Но ветер доносит манящий морской аромат и бриз тянет тебя на берег. Сопротивляться бесполезно и идешь к той синей полоске вдалеке, а она становится все ближе и ближе, и когда выходишь на набережную, огромная синяя стихия забирает твое сердце. Все – пропал.

Океанский простор везде разный. На океан можно смотреть бесконечно. Каждое утро выходить на берег, садиться в кресло и смотреть на море. Лично мне это действие ни разу не надоело. А в Кадисе еще и можно пойти в любую сторону и увидеть самое разное море. Оно разное в разных частях города, разное в каждой точке набережной: освещенное солнцем и поглощенное тенью, спокойное или бьющееся об берег. Бесконечное зрелище и бесконечное опьяняющее дуновение морского ветра, до самого донышка наполняющего грудь. А еще порт, и огромные корабли, и забытый детский восторг от того, чтобы пройти мимо судов, читая их названия и смотреть на то, как высоченные краны разгружают огромные тяжеленные ящики, словно игрушечные. Жаль только на плечи никто уже не посадит, чтобы было лучше видно…

Даже катедраль в Кадисе не такой, как везде. Нет привычного готического стремления к небу, непостижимых арок и глухой прохлады. Собор более похож на еще один корабль, чудом оказавшийся на берегу. Его словно построили для дальнего плавания, непонятным способом втиснув между маленьких старинных домиков, однако так и не сдвинули с места, не дотащили до кромки прибоя, а он остался на месте постройки, врос своей мощью в берег. И выходящие из дверей молодожены – очень симпатичная пара, восхитительные в своей молодости и счастье, чем-то схожие с Уилом Тернером и Элизабет. Только без шпаг. Оно и понятно – они же в церкви были, какое оружие…

Самая лучшая рыба, которую я ел в своей жизни, была приготовлена в одном маленьком приморском ресторанчике неподалеку от Кампо дель Сур именно в Кадисе. Гастрономия вещь довольно простая: берешь качественный продукт и не портишь его. Собственно, именно так и готовили в том самом кабачке – брали самую свежую, сегодня утром выловленную рыбу и готовили здесь же на углях. Ни сложных соусов, ни лишних изысков. Только рыба, сок лимона и морской воздух. И это было восхитительно, несмотря на то, что звезды Мишлена здесь, конечно же, никогда не будет. Зачем какая-то звезда, если рыба ловится прямо с набережной, а мидий можно набрать самому после каждого отлива. Похоже чем-то на окруженное лесом село где-то в Сибири, где у каждого жителя свое грибное место, по чужим ходить не принято и при этом грибов хватает на всех.

Все, наверное, в своей жизни кормили голубей. Любопытное действие, при котором чувствуешь себя несколько возвышенно, считаешь, что делаешь благое дело и вообще начинаешь уважать себя. Птицы слетаются к твоим ногам и дружно клюют крошки. Иногда толкаются и пытаются ухватить зернышко из-под чужого клюва. Особенно ярки картинки Лондонского Гайд-парка или центрального парка в Нью-Йорке – там птиц прилетает просто тьма и это движение единого многокрылого организма завораживает.

Так вот, все это не про Кадис. Я же говорил, что этот город совершенно особенный. Здесь к скучающему туристу, мирно грызущему чипсы в ожидании автобуса, прилетает ровно один голубь. И чинно прохаживаясь рядом, требует свою долю. Спокойно и уверенно берет пищу и тут же располагается на пикник – только плед под себя не подкладывает. А вот если прилетает вторая птица, то тут же получает должный отпор и узнает, кто тут главный. Первый начинает гонять залетного до тех пор, пока не только не выгоняет того со своей территории и от своей кормушки в виде ошалевшего от такого туриста, но и (что самое главное) пока не отбирает случайно захваченную крошку. Но все – статус кво восстановлен, все поняли, кто тут главный и больше никто не покушается на пространство. Можно продолжать спокойно лакомиться добычей. Это уже совсем не похоже на подаяние человека меньшому брату – это именно что добыча.

После такого зрелища предпочитаешь отдать голубю все, что осталось в пакетике и не гневить судьбу. Такой ведь не только отберет, но и в автобус может не пустить. Словом – пиратский порт, который захватил частичку меня и так и не вернул. Пираты никогда не расстаются со своей добычей.

Михаил ШИШКИН

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес