Примера 2015/2016. Итоги. Хетафе: Выброшенные на ветер

Вылет Хетафе – история регресса нескольких сезонов. Прежде всего, в футболе. В свои дебютные годы утки оставили неизгладимое впечатление. В памяти запечатлелись противостояния с Баварией Кана, Рибери и Швайнштайгера, ремонтада с Барселоной Роналдиньо, 6 место в сезоне 2009/10. Проекты Кике Санчес Флореса, Мичела, Шустера и Лаудрупа были рассчитаны на стабильный сбалансированный футбол и открыли двери специалистам в большие команды.

Испитая чаша

Симпатию и сочувствие вызывало то, что Хетафе, являясь скромной командой, осмеливался бросать вызов большим клубам, и иногда даже выигрывал.

Хетафе пережил две низводящие линии: Одна в футболе. Те подвиги говорили о новой команде-звезде, может быть, не первого порядка, но конкурентоспособной на том уровне, на котором сейчас утвердилась Сельта. Тренеры менялись достаточно часто, однако общая линия оставалась прежней – качественный стабильный состав и узнаваемая игра при минимуме затрат. Неслучайно Шустер потом побеждал в  чемпионате Испании с Реалом, Флорес брал Кубок УЕФА с Атлетико, а Лаундруп принёс Суонси первый трофей в его истории – Кубок Английской Лиги 2012/2013.

Их общая примадридская идея содержала в себе интересное предложение.  А потом проект остановился, дальше начал стагнировать. Естественно, что болельщики сперва  сменили симпатию на равнодушие, а потом – на раздражение.  Дошло до того, что в городе, в принципе очень любящем футбол, стали предпочитать ездить на матчи Атлетико, Реала или Райо и даже ходить на Леганес и Алькоркон, расположенные в зоне шаговой доступности.

Всеобщее отношение выразил Дани Себальос. После очной встречи в последнем утре, к которой Хета подошла фаворитом среди аутсайдеров — ей достаточно было выиграть на Вильямарине, полузащитник Бетиса открыто заявил о том, что никогда больше не хотел бы видеть эту команду в Примере.

Прямая причина неизвестна. По неофициальной информации, кастильцы были слишком вольны в речах и поведении до, во время и после матча. Не говоря уж о том, что третий сезон подряд провели в корчах судорог.

«Никогда» — слишком сильно. При всём падении интереса и худшей в обоих профессиональных дивизионах наполняемости домашней арены (а счёт не идут стадионы Сегунды, вмещающие менее 4 000 зрителей), определённое влияние таки сохраняется. Так, на последний выезд поддержать команду отправилось 2 500 болельщиков. Проблема в том, что это число не увеличивается. Креативно-смехотворные акции типа «Познакомься на стадионе» успеха не возымели. Не было главной имиджевой составляющей — игры.

Поддельный билет в оба конца. С точки зрения финансирования даже малая команда несильно зависит от числа зрителей, она зарабатывает соре, на трансферах, а те же доли в общем пакете ТВ-прав распределяются на основе скорее, личных договорённостей с Ла-Лигой и рекламодателями, чем от действительной аудитории. Но одно дело – делать то, что нужно многим и совсем другое – биться рыбой об лёд и в ответ получать равнодушие. В этих условиях поневоле перестаёшь думать об амбициях и прогрессе, соглашаясь на своевременное получение причитающегося по контракту.

Проект в  первоначальном виде изжил себя и очищение 2-м дивизионом стало цепью естественных причин, которые президент Анхель Торрес создавал несколько сезонов подряд. Теперь ему придётся пересмотреть свои взгляды. Или, ходить на футбол в соседний Леганес, который одной ногой уже зашёл в Примеру. За счёт того, что работает взвешенно и системно. Возможно, по лекалам самого Торреса. Когда-то он сам так поднимался из Колодца в Сегунду, а оттуда — в еврокубки.

Ошибка резидента

В нынешнем сезоне все можно быть иначе. По крайней мере, так виделось, когда стало известно имя нового тренера. Фран Эскриба отметился отличной работой в Эльче, где на поле сумел отстоять право остаться в Примере. Тренер показал свои способности придать даже самому посредственному набору игроков структуру, которая как учитывала бы индивидуальные возможности футболистов, так и отвечала бы тактике с ювелирной точностью.

Чтобы понять суть футбола по Эскрибы – нужно вспомнить весенние месяцы с Жонатасом, Пашаличем и Файром.  Казалось, этот союз выгоден обоим: Эскриба мог бы получить более качественный состав и экономически стабильную ситуацию, Хетафе вновь попытаться ворваться в первую десятку.

Начало сезона можно назвать положительным. Прежде всего, в контексте того, как Хетафе шел по дистанции и прогрессировать от матча к матчу от тренировки к тренировке. Казалось, как повар замесил тесто нужной консистенции, тренер нашел необходимый баланс. Первоначально ставка делалась на 4-2-3-1. Та же схема, что была у его бывшей команды.

Главная особенность — два медиапунты, в роли выступали Пабло Сарабия и Виктор Родригес. Один из них всегда стартовал с фланга, но быстро освобождал бровку для забега крайнего защитника и смещался в середину, оказываясь вместе с истинной 10-кой. Таким образом, команда выигрывала сражение на подступах к чужой штрафной, а также соединяла свои линии. Эта команду еще сложно было назвать бандой Франа Эскрибы, но на поле она демонстрировала хороший футбол.

Несоответствие с бывшими проектами Эскрибы проявлялись, когда Хетафе терял мяч. Тренер пытался делать ставку на среднюю линию. Подтверждением тому и трансферы в летнее окно и тактические акценты. Медран был относительно свободен и также часто подключался к атакам, находясь ближе к Виктору, чем Ласену. Естественно, оборона страдала. Получалось так, что команда атаковала лучше, защищалась хуже. У оборонительных игроков не было необходимого процента перехватов мяча, они не формировала единый блок, характерный для команд Эскрибы. Более того, игроки обороны не слишком отвечали качественным требованиям.

Единственным стабильным игроком в обороне был Алексис Руано. Благодаря своему опыту он правильно занимал позицию, страховал партнеров, выходил победителем из противостояний один в один. Чего нельзя сказать об Эмилиано Веласкеса или Сантьяго Бергини. Возможно, они выглядели столь разобранно не из-за индивидуального слабого уровня, а еще и потому, что полузащита фактически не участвовала в оборонительных действиях.

Факт в том, что защита раз за разом теряла своих оппонентов. К счастью, впереди них находился Мехди Ласен. По выбору позиции, чтению игры и активным действиям алжирец превратился в необходимый клей для мадридцев.  Можно сказать, что пока Медран соединял команду спереди, Ласен делал это сзади.  И именно с этим дуэтом и линией полузащиты, в которую входил Лафита, забивавший тогда, когда это не могли сделать нападающие (такие моменты случались довольно часто), Хетафе закончил первый круг с 23 очками, опережая на 8 баллов третью снизу команду, которой являлся хихонский Спортинг.

Как показало время, Альваро Медран оказался куда как более важной фигурой в свое отсутствие, нежели присутствие. Травма одного из основных футболистов привела к тому, что Хетафе потерял качество во владении, тактической сыгранности и нить соединяющую команду с зоной под нападающими.

Возможно, зависимость от одного из игроков -ошибка именно Эскрибы, но его травма вскрыла все те проблемы, что были у Хетафе. К тому же тренеру не хватало игроков, умеющих реализовывать и создавать. С трансфером Лафиты эта нехватка превратилась в прямую угрозу. При этом в зимнее окно попыток закрыть этот пробел не предпринималось. Качество в обороне также снизилось с учетом ухода единственного надежного защитника и травмой Медрана. Баланс был слишком неустойчив, и достав пару кирпичей, дом развалился.

Тренер не сумел предложил своим игрокам необходимое решение. Команда постепенно перестала верить в тренера и превратилась в серую массу, которую в своей знаменитой фразе охарактеризовал Ласен (мы дерьмовая команда). И хотя экономически в зимнее окно Анхель выиграл, в футбол он проиграл уже тогда, несмотря на то, что клуб пытался привлечь людей благодаря более активной работе в социальных сетях и акциям на билеты. Болельщиков не обманешь.

В последние месяцы при Эскрибе Хетафе был худшей командой чемпионата. Он не мог выиграть ни у кого. И в крайних 12 встречах, набрал лишь 2 очка. Статистика, удручающая сама по себе, еще больше впечатляет, если учесть, что лидер команды — Пабло Сарабия, находился в превосходной форме. Но один в поле не воин.

За 6 туров до окончания чемпионата Анхель Торрес решился на смену тренера. Новым наставником стал Хуан Эснайдер. Перед аргентинцем возникла сложная задача: преобразовать эмоционально раненую команду, забившую меньше всех в дивизионе, в непобедимого гладиатора.

По сравнению с другими специалистами по выживанию, которые предлагают строго оборонительный стиль (как пример Лукас Алькарас), Эснайдер сделал ставку на атаку. В матче с мадридским Реалом первое заявление о намерениях: Хетафе — команда переходов. Располагаясь по схеме 4-2-3-1, его подопечные никогда не стояли на месте: или атаковали они, или атаковали их. Третьего не дано. Таким образом, матчи с участием Хетафе превращались в череду контратак. И, что удивительно, зачастую, мадридцы чувствовали себя лучше в ускоренном беспорядке.

Также тренер внес несколько тактических нюансов: Моя Гомеса он переместил в середину, Педро Леон начинал играть справа, Сарабия — слева. Таким образом, была задействована на максимальную катушку рабочая нога Пабло, а также Леон, располагаясь ближе к боковой линии, мог рисовать такие диагонали, как при первом голе в ворота Депортиво.

Эта идея вернула Хетафе в борьбу, сумела возродить дух игроков. К примеру, Леон и Медран не прекращали пробовать остаться в Лиге до последних секунд последней встречи. От того и эмоции, иногда выходящие за грань дозволенного.

Ошибки в защите возникали по-прежнему, но впереди мадридцы уже не были серой массой, у них были варианты. Так Хетафе победил на Аноэте, сыграл вничью с Валенсией и вновь выиграл на Риасоре.

Динамика игр была положительной. Хетафе зависел лишь от себя. Но требовалась победа над Бетисом или Спортингом. Но в этот раз монета упала другой стороны. И ошибки в обороне возобладали над атакующими решениями.

Исправлять их клуб и Хуан Эснайдер, с которым продлён контракт, будут уже в Сегунде.

Анастасия КАРСАКОВА, Геннадий НИКИТЧАНОВ

Итоги Примеры 2015/16

Вильярреал: Фарватер ошибок

Валенсия: Поезд безумного машиниста

Леванте: Кризис в золотых одеждах

Комментарии:

Добавить комментарий

Cервантес